Чикагский симфонический центр представляет

Концерты 1-8 ноября 2021 года

Джесси Монтгомери. Фото - Джиянг Чен
Джесси Монтгомери. Фото - Джиянг Чен

1 ноября, 7.00 pm. Ноябрь в Чикагском симфоническом центре начинается с современной музыки – концерта “Homecoming” в серии MusicNOW. В программе: пьеса “Scions of an Atlas” Э.Д.Смита (мировая премьера), вокальные пьесы “Loisaida, My Love” и “Lunar Songs” Дж.Монтгомери, духовой квинтет “Seen” Н.Иоаким, пьеса “Authority” Теда Херни. Исполнители – музыканты Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО); Уитни Моррисон, сопрано. Дирижер – Майкл Левански. Куратор программы – композитор-резидент ЧСО Джесси Монтгомери.

В своей пьесе “Scions of an Atlas” Элия Дэниел Смит по-новому осваивает барочную форму concerto grosso. Произведение написано по заказу серии MusicNOW.

Натали Иоаким – американская флейтистка и композитор гаитянского происхождения.

В шестнадцать лет Майкл Левански стал самым молодым в истории студентом класса дирижирования легендарного Ильи Мусина в Санкт-Петербургской консерватории. После учебы в России дирижер окончил Йельский университет. Живет и работает в Чикаго. Дирижер Ensemble Dal Niente (базирующийся в Чикаго музыкальный ансамбль), ассоциированный профессор DePaul University School of Music.

4 ноября, 7.30 pm; 5 ноября, 1.30 pm; 6 ноября, 8.00 pm. В программе: Концертная увертюра “Гибриды, или Фингалова пещера” Ф.Мендельсона, Первый скрипичный концерт М.Бруха (солист – Роберт Чен), Сорок первая (“Юпитер”) симфония В.А.Моцарта. ЧСО руководит маститый немецкий дирижер польского происхождения, художественный руководитель и главный дирижер Дрезденского филармонического оркестра Марек Яновский.

Немецкий классик Феликс Мендельсон сочинил своих “Гибридов…” после посещения пещеры, знаменитой своими базальтовыми колоннами.

Первый соль минорный скрипичный концерт Макса Бруха – абсолютный шедевр мировой музыки. Премьера первой редакции Концерта cостоялась 24 апреля 1866 года в Кобленце. Оркестром дирижировал композитор. После премьеры он продолжал работать над своим сочинением. Рукопись нового варианта Брух выслал скрипачу Йозефу Йоахиму, который впервые исполнил его в окончательной версии 7 января 1868 года в Бремене. Концерт включали в свой репертуар все великие скрипачи прошлого. В беседе со мной скрипач Вадим Глузман признался, что самым совершенным считает исполнение Концерта Айзеком Стерном. Музыковед Иосиф Райскин так пишет о необычном построении Концерта: “Все его части выдержаны в сонатной форме. В глухом рокоте литавр рождается вступление – поддержанный оркестром речитатив скрипки. Ритмически упругий страстный “взлет” скрипки соло и широкая, экспрессивно насыщенная лирическая мелодия – обе темы Allegro moderato подвергаются разработке в диалоге солиста и оркестра, в пассажах то лирико-элегических, то бурных, виртуозно-драматических. Краткая сольная каденция скрипки “незаметно” вливается во вторую часть – божественное Adagio, подлинную жемчужину, впечатляющую редкой красотой мелодических образов. Напряженно пульсирующий ритм вступительных тактов Allegro energico предвосхищает размашистую горделивую главную тему финала. В ее отчетливо венгерском характере можно усмотреть своеобразный “комплимент” Йозефу Йоахиму (спустя годы так же поступит Брамс в финале своего Скрипичного концерта). Концерт венчает энергичная блестящая кода”.

Роберт Чен. Фото - Тодд Розенберг
Роберт Чен. Фото — Тодд Розенберг

В Концерте Бруха солирует концертмейстер ЧСО Роберт Чен. Он родился в городе Тайпей на Тайване. Впервые взял в руки скрипку в возрасте семи лет. Когда ему было десять лет, семья эмигрировала в США и обосновалась в Лос-Анджелесе. Роберт занимался у Роберта Липсетта. Уже в двенадцать лет юный скрипач выступил в концерте с Лос-Анджелесским симфоническим оркестром и участвовал в мастер-классе Яши Хейфеца. Выпускник Джульярдской школы по классу профессоров Дороти Дилей и Масао Кавасаки. Лауреат Первой премии Международного конкурса скрипачей в Ганновере (Германия). В качестве приза на студии Berlin Klassics записал полное собрание скрипичных произведений П.Чайковского. На должность концертмейстера в ЧСО в 1999 году его пригласил тогдашний музыкальный руководитель Даниэль Баренбойм. В 2000 году музыкант впервые выступил на сцене Чикагского симфонического центра в качестве солиста. В 2003 году он стал первым исполнителем Скрипичного концерта Э.Картера. Чен солировал в мировой премьере сочинения Августы Ред Томас “Astral Canticle”, на первом исполнении оркестром Скрипичного концерта Д.Лигети и “Chain Two” В.Лютославского. Обязанности концертмейстера ЧСО Чен совмещает с сольной карьерой и педагогической деятельностью, являясь профессором университета имени Рузвельта. Свободное время предпочитает проводить в кругу семьи, с женой Лаурой и двумя детьми: Беатрис и Ноа.

7 ноября, 3.00 pm. Камерный концерт скрипача Леонидаса Кавакоса и пианистки Юджи Ванг. В программе: Скрипичная соната ми мажор И.С.Баха, Вторая скрипичная соната Ф.Бузони, Скрипичная соната соль мажор Д.Шостаковича.

Юджи Ванг. Фото предоставлено пресс-службой ЧСО
Юджи Ванг. Фото предоставлено пресс-службой ЧСО

О Кавакосе я писал недавно в связи со Скрипичным концертом Брамса. Греческий скрипач солировал во второй осенней программе маэстро Риккардо Мути. А вот Юджи Ванг последний раз выступала в Иллинойсе в июле 2018 года на Музыкальном фестивале Равиния. Она блестяще исполнила Первый фортепианный концерт Бетховена. ЧСО дирижировал Густаво Дудамель. Обычно во время ее выступления зрители не столько слушают музыку, сколько смотрят на нее. Не меньше, чем техническим мастерством, Ванг известна своими экстравагантными костюмами и… высокими каблуками. Она говорит: “В двадцать два года я была гораздо злее, чем сейчас. Я ненавидела, когда мне говорили, что делать. Я не видела ни одной причины, почему я не могу быть собой, в том числе – на сцене. Мне хотелось быть честной. Для меня одним из способов проявить честность стало платье, которое подчеркивает то, что я хочу сказать”. У пианистки с собой всегда платья на выбор – под разное настроение. Она возит с собой около пятидесяти разных платьев и столько же пар туфель с одинаковой высотой каблука: ”Я хочу оставить впечатление целиком, в том числе и визуальное”. На высоких каблуках она чувствует себя прекрасно: ”Я очень маленького роста, так что мне удобно. Как-то в Вене я играла с камерным оркестром, где все семнадцать музыкантов – мужчины. Когда я надела шпильки, это придало мне уверенности в себе. То же происходит и с платьем”.

8 ноября, 8.00 pm. Первый с марта 2020 года живой концерт Civic Orchestra of Chicago называется “Fate Now Conquers”. В программе: пьеса (посвящение Л.ван Бетховену) “Fate Now Conquers” Карлоса Саймона, пьеса “An American Port of Call” Адольфуса Хейлсторка, “New England Triptych” Уильяма Шумана, Первая (“Афроамериканская”) симфония Уильяма Гранта Стилла (1895-1978). Дирижер – гость из Небраски Томас Уилкинс. Он родился в городе Норфолк (штат Вирджиния). Окончил Shenandoah Conservatory of Music (Вирджиния) и New England Conservatory of Music в Бостоне. С 2005 года – музыкальный руководитель Симфонического оркестра Омахи (штат Небраска). Главный приглашенный дирижер Hollywood Bowl Orchestra. Живет в Омахе с женой Шери-Ли и двумя дочерьми-близнецами Эрикой и Николь.

Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2021-22 годов – на сайте cso.org/fall/. Адрес Симфонического центра: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.