16 октября, 10.00 am – 5.00 pm. В этот день сто тридцать лет назад состоялся первый концерт Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). В честь такого события в рамках проекта “Open House Chicago” Чикагский симфонический центр будет открыт для всех желающих. Вход свободный. Историческое здание Симфонического центра построено по проекту архитектора Даниеля Бернема в 1904 году. В том же году здание стало домом для ЧСО, который до этого с 1891 года проводил концерты в здании театра “Аудиториум” (Auditorium Theatre). Музыкальный зал на 2521 место назван в честь основателя и первого музыкального руководителя оркестра Теодора Томаса. В 1995-97 годах в Симфоническом центре проводилась реконструкция. Появился новый зал на втором этаже и больше офисных помещений. Сейчас Симфонический центр служит домом также для Чикагского симфонического хора и Civic Orchestra of Chicago. Все подробности – на сайте openhousechicago.org.
21 октября, 7.30 pm; 22-23 октября, 8.00 pm. В программе: Камерная симфония Д.Шостаковича (оркестровка Р.Баршая), Первый фортепианный концерт С.Прокофьева (солист – А.Гаврилюк), Третья симфония Ф.Шуберта. Дирижер – Джеймс Конлон.
Камерная симфония Шостаковича имеет подзаголовок: “Памяти жертв фашизма и войны”. Дмитрий Дмитриевич никогда не писал этого произведения. Он сочинил Восьмой струнный квартет, из которого Рудольф Баршай с разрешения композитора создал Симфонию для струнных инструментов. Премьера Симфонии прозвучала в Москве в исполнении Московского камерного оркестра под управлением Р.Баршая. Произведение стало невероятно популярным и вошло в список творений Шостаковича.
Американская премьера Первого фортепианного концерта Прокофьева состоялась в Чикаго в 1918 году. За дирижерским пультом ЧСО стоял композитор.
Александр Гаврилюк родился в 1984 году в Харькове. Первый сольный концерт дал в девять лет. В тринадцать лет уехал в Австралию, и с тех пор его называют австралийским пианистом украинского происхождения. В настоящее время живет в Нидерландах. Лауреат Первой премии и Золотой медали III Международного конкурса пианистов имени Горовица (Киев, 1999 год), Первой премии IV Международного конкурса пианистов в Хамамацу (Япония, 2000 год), Первой премии, Золотой медали и Специального приза “За лучшее исполнение классического концерта” Международного конкурса имени Рубинштейна (Тель-Авив, 2005 год). В ноябре 2009 года исполнил и записал все фортепианные концерты С.Прокофьева с Сиднейским симфоническим оркестром (дирижер – В.Ашкенази).
23 октября, 11.00 am и 12.45 pm. Концерт из серии “CSO for Kids: Family Matinee” называется “The Promise of a New Day”. В программе: Марш С.Прокофьева (аранжировка У.Очоа), пьеса “Восход” из сюиты для оркестра “Гранд-Каньон” Ф.Грофе, интерлюдия “Шторм” из Четырех морских интерлюдий Б.Бриттена, Серенада для флейты, арфы и струнных Х.Хэнсона, Allegretto non troppo-Allegro molto vivace из Скрипичного концерта Ф.Мендельсона, фрагмент “Juba” из Первой симфонии Ф.Прайс, фрагменты из Пятой симфонии П.Чайковского. Исполнители – музыканты ЧСО, а также Рози Вонг, флейта (победительница 2019 Crain-Maling Foundation CSO Young Artists Competition) и Изабелла Браун, скрипка (победительница 2020 Crain-Maling Foundation CSO Young Artists Competition). Дирижер – Томас Вилкинс.
28 октября, 7.30 pm; 29 октября, 1.30 pm; 30 октября, 8.00 pm. В программе: пьеса “Coincident Dances” (2017 год) композитора-резидента ЧСО Джесси Монтгомери (первое исполнение оркестром), Третий фортепианный концерт С.Прокофьева (солист – Денис Мацуев), Восьмая (“Неоконченная”) симфония Ф.Шуберта. Дирижер – австрийский маэстро, музыкальный руководитель Питтсбургского симфонического оркестра Манфред Хенек.
Третьему концерту Прокофьева – сто лет! Премьера состоялась 16 декабря 1921 года в Чикаго. ЧСО дирижировал Фредерик Сток, солистом выступил сам Прокофьев.
О Прокофьеве мне когда-то много интересного рассказывал британский композитор и музыковед Джерард Макберни. С 2006 по 2016 годы он жил и работал в Чикаго, являлся советником ЧСО по подбору репертуара и креативным руководителем программы “Вокруг произведения”. В 2011 году Макберни создал спектакль “Настоящая пропаганда?”, посвященный Прокофьеву и его Пятой симфонии. Тогда же я поговорил с Макберни о жизни и творчестве русского композитора. Макберни признался, что Прокофьева понять трудно: “Он убежал, как мы все помним, летом 1918 года, получив разрешение от Луначарского, уехал на поезде во Владивосток. Была гражданская война, погибали люди, но сам Прокофьев не видел в своей поездке ничего героического. Он говорит: “Моя поездка сказочная”. Вот в этом типичный Прокофьев. Композитор видит не войну, а сказку. Он не знал, что делать во Владивостоке, и купил билет в Японию. После двух с половиной месяцев в Японии его пригласили в турне по Чили, Перу и Эквадору. Он не получил визу, зато нашел место на корабле, который через Гонолулу уплывал в Сан-Франциско. Американцы тут же посадили его в лагерь для нежелательных людей, в основном, из большевистской России. Потом его освободили, но у него не было ни одного цента. Он встретился с неким русским, который дал ему денег на поездку в Канаду, а потом в Нью-Йорк. Так началась зарубежная жизнь Прокофьева… В Нью-Йорке, где Прокофьев жил почти три года, он увлекался Христианской наукой – странной, придуманной религией, чисто американским явлением. Он принимал эту науку абсолютно серьезно. Когда они с женой жили в Париже, они ходили в христианский научный храм каждое воскресенье. Что самое удивительное – Прокофьев остался таким же в Советском Союзе. Единственным, кто знал об этом, был КГБ. После событий 1991 года российский музыковед Марина Рахманова получила доступ к делу Прокофьева на Лубянке. Оказалось, что шофер композитора был стукачом и докладывал о каждом его шаге. У Прокофьева были проблемы с сердцем. За последние годы он очень постарел, и чтобы выйти в туалет или ванну, ему нужна была помощь второй (так называемой) жены Миры Мендельсон или женщины, которая у них жила и занималась хозяйством. В те моменты, когда он в сопровождении женщин выходил из комнаты, шофер-стукач заглядывал под матрас. Там хранились христианские научные памфлеты с его комментариями. Мы не только знаем об этих книгах – у нас есть все названия! До конца жизни Прокофьев верил в эту странную религию. Один момент мне здесь особенно интересен: придуманная американская религия “Христианская наука” и придуманная советская религия “Соцреализм” похожи”.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на осенние концерты Чикагского симфонического центра сезона 2021-22 годов – на сайте cso.org/fall/. Адрес Симфонического центра: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.