Впервые с марта 2020 года Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) выступит перед зрителями. В планах – три тематические программы, каждая будет исполнена четыре раза. Репертуар программ создавался под руководством музыкального руководителя ЧСО Риккардо Мути.
27 и 29 мая, 7.30 pm; 28 мая, 1.30 pm; 30 мая, 3.00 pm. Программа “Фанфары” знаменует собой возвращение в Симфонический центр живых концертов. Музыку американских композиторов исполняют музыканты ЧСО, играющие на духовых и ударных инструментах. В программе: “Фанфары для простого человека” А.Копланда, Симфония для духовых и ударных Г.Шуллера, “Mutations from Bach” для духового ансамбля С.Барбера, “Street Song for Symphonic Brass” М.Тилсона-Томаса, композиция “Presto Barbaro” Л.Бернстайна (аранжировка Ф.Эриксона) из фильма Э.Казана “В порту”. Дирижер – тромбонист ЧСО Майкл Мулкахи.
“Фанфары для простого человека” А.Копланда – музыкальное отражение знаменитой речи политического деятеля Генри Уоллеса “Век простого человека”.
Многолетний музыкальный руководитель Симфонического оркестра Сан-Франциско Майкл Тилсон-Томас всю жизнь занимается сочинением музыки. “Уличная песня” написана в 1988 году.
На первый концерт 27 мая приглашены медицинские работники Rush University System for Health (Чикаго).
3 и 5 июня, 7.30 pm; 4 июня, 1.30 pm; 6 июня, 3.00 pm. В программе “Strum” прозвучат сочинения разных стилей и эпох, написанные для струнных инструментов и симфонического оркестра: Novelettes No. 3 и 4 английского композитора Сэмюэля Кольридж-Тейлора (1875-1912), Пятая симфония Ф.Шуберта, пьеса “Strum” Джесси Монтгомери, “Танцы из Галанты” З.Кодая. Дирижер – Эрина Яшима. Она родилась в Германии, училась в Ганновере, Фрайбурге, Вене и Берлине. По итогам Международного конкурса дирижеров имени Георга Шолти 2016 года получила право на двухлетнюю стажировку в Чикаго (Chicago Symphony Orchestra Association’s International Sir Georg Solti Conducting Apprenticeship). Ассистировала маэстро Мути, работала с Civic Orchestra.
10 и 12 июня, 7.30 pm; 11 июня, 1.30 pm; 13 июня, 3.00 pm. Третья, заключительная программа живых концертов “Overture” включает в себя знакомые многим произведения: увертюра к опере “Дон Жуан” и Сороковая симфония В.А.Моцарта, “Зигфрид-идиллия” Р.Вагнера. Дирижер – Эдо де Ваарт.
Продолжительность концертов – один час без антракта. Все программы будут записаны на видео и, возможно, показаны летом в серии CSOtv.
С живыми концертами ЧСО мы прощаемся ненадолго. С 1 июля по 15 августа оркестр выступит на Музыкальном фестивале Равиния с пятнадцатью программами. Все подробности – в ближайших выпусках Музыкального обозрения.
С 1 октября 2020 года проводится серия камерных концертов “CSO Sessions”, на которых звучит камерная музыка композиторов XVII-XXI веков. Куратор серии – маэстро Риккардо Мути. В июне нас ждут два новых эпизода.
10 июня – 9 июля. Эпизод 21. В программе – только современные произведения, два из них исполняются впервые: “Delta Blues” В.Л.Смита (мировая премьера), “Dark with Excessive Bright” М.Маццоли для контрабаса и струнного оркестра (солист – концертмейстер группы контрабасов ЧСО Александр Ханна), “Cult of Electromagnetic Connectivity” Н.Митчелл (мировая премьера). Исполнители – музыканты ЧСО. Дирижеры – Эдвин Аутвотер и Майкл Ливански.
Пьеса “Delta Blues” была написана в середине девяностых для скрипки, флейты, бас-кларнета и фортепиано. В своем сочинении трубач и композитор Вадада Лео Смит показывает влияние блюза на современную музыку.
Куратор этого и следующего эпизодов – композитор-резидент ЧСО Мисси Маццоли. Ее концерт 2018 года “Dark with Excessive Bright” отражает взгляд на барокко сквозь призму современности. Вдохновленная инструментом, созданным в XVI веке, Маццоли размышляет об идее барочного концерта. В названии обыгрывается описание одеяния Бога в поэме Джона Мильтона “Потерянный рай” (1667).
Флейтистка Николь Митчелл давно и успешно сочиняет музыку в джазовом стиле. Основательница группы Black Earth Ensemble. В начале нулевых проводила в Чикаго джазовые вечера Avant-Garde Jazz Jam Sessions. С 2019 года – профессор музыки Питтсбургского университета.
24 июня – 23 июля. Эпизод 22. Заключительный эпизод виртуального сериала продолжительностью в сезон целиком состоит из современных произведений. Пьесы “Bone Needles” сорокашестилетнего нью-йоркского композитора Джильды Лайонс и “The Pub” из цикла “In Dreams” композитора из Чикаго Дэвида Реминика (мировая премьера) исполнит a cappella вокальная группа “Quince Vocal Ensemble”. Музыканты ЧСО исполнят струнный квартет “Prospective Dwellers” чикагской виолончелистки и композитора Томеки Рид (сочинение 2016 года) и Реквием Кортни Брайна (мировая премьера) – сочинение, которое Мисси Маццоли назвала “Реквиемом новой эры”. Дирижер – Эдвин Аутвотер.
Концерты ЧСО можно услышать по воскресеньям в 8.00 pm на волне WFMT (98.7 FM) и на сайте wfmt.com. Серия продлена до 20 июня. Вот что нас ждет в ближайшее время.
23 мая, 8.00 pm. Концерт называется “Булез и Чен”. В программе: симфонические фрагменты из музыкальной мистерии “Мученичество святого Себастьяна” и три симфонических эскиза для оркестра “Море” К.Дебюсси, оркестровая сюита “Моя Матушка-Гусыня” и сюита “Благородные и сентиментальные вальсы” М.Равеля, Скрипичный концерт Д.Лигети (солист – концертмейстер ЧСО Роберт Чен).
Пьера Булеза связывало многолетнее сотрудничество с ЧСО. Он долгие годы дирижировал оркестром, с 1995 по 2005 годы был главным приглашенным дирижером, с 2005 до конца жизни (он умер 5 января 2016 года) носил почетный титул дирижера-лауреата.
30 мая, 8.00 pm. Третья симфония Г.Малера. Исполнители: Келли О’Коннор, сопрано; Женская группа Чикагского симфонического хора, ансамбль Anima Young Singers of Greater Chicago. За дирижерским пультом – Андрес Ороско-Эстрада. С этим концертом состоялся чикагский дебют сорокатрехлетнего колумбийского маэстро. Он является главным дирижером Симфонического оркестра Франкфуртского радио и Хьюстонского симфонического оркестра, а также главным приглашенным дирижером Лондонского филармонического оркестра.
Программа и расписание концертов – на сайте www.wfmt.com/programs/chicago-symphony-orchestra.
Музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути объявил имя нового резидента-композитора. Им стала скрипачка и композитор Джесси Монтгомери. Ее трехлетний контракт начнется 1 июля 2021 года и закончится 30 июня 2024 года. В течение трех сезонов она напишет камерные сочинения, три новых оркестровых произведений для ЧСО, будет курировать серию MusicNOW, в которой исполняются произведения современных композиторов. Маэстро Риккардо Мути говорит: “У ЧСО богатая традиция исполнения современной музыки. Я собираюсь продолжить эту традицию и представить аудитории сочинения Джесси, которые я очень полюбил”. Джесси Монтгомери отметила, что новое назначение для нее – невероятная возможность поделиться своей музыкой с огромной аудиторией: “Я глубоко благодарна маэстро Мути за то, что он поверил в меня и поделится своим мастерством на премьере моих произведений для симфонического оркестра. В своей кураторской роли я особенно рада более тесному взаимодействию с музыкальным сообществом в Чикаго и пригородах, налаживанию связей между ЧСО и другими артистами и композиторами. Для меня большая честь в этот исторический момент внести свой вклад в развитие ЧСО. Не могу дождаться, когда начну работать!“
Джесси Монтгомери – тридцать девять лет. Она окончила Нью-Йоркский университет и Джульярдскую школу музыки. В настоящее время учится в аспирантуре отделения музыкальной композиции Принстонского университета. Лауреат Sphinx Medal of Excellence и the ASCAP Foundation’s Leonard Bernstein Award.
Только за последние два сезона мы услышали четыре произведения Джесси Монтгомери. Два – на живых концертах, два – в режиме онлайн. Во многом это случилось благодаря нынешнему композитору-резиденту ЧСО Мисси Маццоли.
В мае 2019 года в концерте серии современной музыки MusicNOW прозвучала мировая премьера написанной по заказу ЧСО новой аранжировки для струнного ансамбля пьесы Монтгомери “Gay Guerrilla” и квартет “Break Away” (2013 год).
В январе 2021 года в Первом эпизоде серии камерных концертов Civic Orchestra of Chicago мы услышали пьесу Монтгомери “Starburst” (2012 год, обработка для струнного оркестра). Наконец, в марте в Эпизоде 15 серии камерных концертов “CSO Sessions” прозвучало сочинение Монтгомери 2006 года – Струнный квинтет “Strum”, основанный, как заметила автор, на “драйвовом ритме пиццикато”.
Традиция композиторов-резидентов ЧСО берет свое начало с 1987 года. Первым такой титул получил Джон Корильяно, назначенный сэром Георгом Шолти. С 1990 до 1997 года композитором-резидентом ЧСО был Шуламит Ран, с 1997 до 2006 года – Аугуста Ред Томас, с 2006 до 2010 года – Освальдо Голихов и Марк-Энтони Тернидж. Все они были приглашены Даниэлем Баренбоймом. При маэстро Мути композиторами-резидентами ЧСО были: Анна Кляйн и Мейсон Бэйтс (2010-2015 годы), Сэмюэл Адамс и Элизабет Огонек (2015-2017 годы), Мисси Маццоли (2018-2021 годы).
20 мая в 6.00 pm состоится вебинар “From the Composer’s Studio” с участием Мисси Маццоли и Джесси Монтгомери. Две яркие представительницы классической музыки обсудят, каково это – быть композитором и сочинять произведения для симфонических оркестров. После дискуссии Мисси и Джесси ответят на вопросы. Модератор встречи – Моника Вентц. Зрителем может стать каждый из нас. Необходимо только зарегистрироваться на сайте cso-org.zoom.us/webinar/register/WN_p-ZnYEfYSoCe6ynSFS4FWQ.
Продолжается серия камерных концертов музыкантов Civic Orchestra of Chicago.
20 мая. Эпизод 4. В программе: Сюита из балета “Жар-птица” И.Стравинского (обработка К.Колнота), “Послеобеденный отдых фавна” К.Дебюсси (обработка Б.Сакса), Второй фортепианный квинтет Б.Мартину.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического оркестра – по телефону 312-294-3000 и на сайте cso.org. Там же вы найдете подробное расписание и все подробности предстоящих концертов.