13 марта, 7.30 pm; 15 марта, 3.00 pm. Опять в Симфоническом центре показывают Кино. Смотрим шедевр Майкла Кертиса “Касабланка” (“Casablanca”, США, 1942, 102 мин.). В ролях: Хэмфри Богарт, Ингрид Бергман, Пол Хенрид, Конрад Вейдт. Музыка Макса Стайнера из кинофильма звучит в исполнении Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) под управлением Ричарда Кауфмана.
После начала Второй мировой войны марокканский город Касабланка стал одним из главных транзитных пунктов, откуда беженцы из Европы надеялись выехать в Америку. Бывший антифашист, а ныне пьяница и владелец игорного клуба “Американское кафе Рика”, американец Рик Блейн (Хэмфри Богарт) случайно встречает свою возлюбленную Илзу Ланд (Ингрид Бергман). Она приехала в Касабланку со своим мужем, известным антифашистом, лидером движения Сопротивления Виктором Ласло (Пол Хенрид). Они ищут возможность уехать из Касабланки в Лиссабон, чтобы оттуда отправиться в Америку. Обратившись за помощью к Рику, Илза получает отказ… Первоначально главные роли планировали отдать Рональду Рейгану и Мишель Морган, но в результате в фильме появились Хэмфри Богарт и Ингрид Бергман. После выхода фильма на экраны Бергман признали символом красоты и женственности в кино, а Богарт стал идолом поколения, одним из популярнейших актеров XX века. Интересно, что создатели фильма сами не знали, чем он закончится, и придумали несколько вариантов финала. Даже актеры до последнего дня оставались в неведении. Когда Бергман как-то спросила, в кого же влюблена ее героиня и с кем она останется, Кертис предложил ей играть так, как будто она колеблется в чувствах между двумя мужчинами. Успеху фильма способствовал огромный интерес общественности всего мира к Касабланке. В начале ноября 1942 года там высадились союзные войска, а мировая премьера картины состоялась в Нью-Йорке спустя три недели, на День благодарения. Именно в Касабланке, как будто специально подогревая интерес к картине, в январе 1943 года прошла встреча Рузвельта и Черчилля. Награды: премии “Оскар”-1944 за лучший фильм, режиссуру (Майкл Кертис) и адаптированный киносценарий. В фильме звучат знаменитые песни о любви “You Are My Sunshine”, “Bicycle Built for Two”, “Let’s Call the Whole Thing Off”.
Перед началом концерта 13 марта (6.45 pm) на втором этаже Симфонического центра (Armour Stage) состоится тридцатиминутная беседа дирижера Ричарда Кауфмана.
14 марта, 1.30 pm. Заключительный концерт Тринадцатого международного фестиваля хоров (Windy City Choral Festival). Художественный руководитель фестиваля – композитор и дирижер, руководитель хоровой программы Оклахомского университета доктор Рандалл Струп.
20 марта, 8.00 pm; 22 марта, 3.00 pm. ЧСО исполнит Седьмую (“Ленинградскую”) симфонию Д.Шостаковича. Дирижер – Валерий Гергиев.
Считается, что Седьмая симфония Шостаковича – отклик композитора на начало Великой Отечественной войны. Вот какими словами диктора начался концерт в филармонии блокадного Ленинграда, транслировавшийся по радио на всю страну: “Дмитрий Шостакович написал симфонию, которая зовет на борьбу и утверждает веру в победу”. Однако в своей книге “Шостакович и Сталин: художник и царь” культуролог и музыковед Соломон Волков убедительно показывает, что замысел Седьмой симфонии начал созревать у Шостаковича еще до начала Великой Отечественной. Оказывается, исполнение Седьмой симфонии было включено в план концертного сезона Ленинградской филармонии на 1941-42 годы, который был опубликован в ленинградских газетах весной 1941 года, то есть до начала войны! Волков пишет: “Точный и пунктуальный в такого рода делах, Шостакович ни в коем случае не разрешил бы дать подобного объявления, если бы к этому времени не представлял себе совершенно ясно, каким будет его новое произведение”. Сам Шостакович говорил: “Я не ставил себе задачу натуралистически изобразить военные действия, я не сочинял так называемой батальной музыки. Мне хотелось передать содержание суровых событий”. Но если тема нашествия из первой части симфонии не связана с проходом гитлеровских войск по территории СССР, то можно предположить, что “суровые события”, как уклончиво именует их композитор, – это массовые чистки, репрессии, ссылки, расстрелы. В разговорах с Волковым Шостакович говорил: “Я должен был написать реквием по всем погибшим, по всем замученным. Я должен был описать страшную машину уничтожения и выразить чувство протеста против нее”. А в журнале “Знамя” в воспоминаниях близкой знакомой Шостаковича Флоры Литвиновой читаем такие слова композитора о Седьмой симфонии: “Это музыка о терроре, рабстве, несвободе духа… Седьмая симфония – не только о фашизме, но и о нашем строе, о любом тоталитаризме”.
Премьера Седьмой симфонии состоялась 5 марта 1942 года в Куйбышеве. 19 июня того же года она прозвучала в Нью-Йорке. Симфоническим оркестром дирижировал Артуро Тосканини. Концерт транслировался всеми радиостанциями Америки и Канады. Симфонию слушало одновременно около двадцати миллионов человек! 9 августа 1942 года прошло исполнение симфонии в осажденном фашистами Ленинграде. На титульном листе партитуры сочинения стоял подзаголовок – “Посвящается городу Ленинграду”. Отсюда название симфонии – “Ленинградская”. Началось триумфальное шествие Седьмой по всему миру. Никогда еще классическое музыкальное произведение не получало столь мгновенного признания! В финале Седьмой симфонии зрители, заряженные особой энергетикой музыки, обычно устраивают долгую стоячую овацию оркестру. Так было на том памятном концерте в Ленинграде, так было бесчисленное количество раз в Лондоне и Брюсселе, Вене и Берлине, Буэнос-Айресе и Сиднее. Так, уверен, будет и на предстоящем концерте в Чикаго.
Закончить эту статью мне хочется словами близкой подруги Шостаковича, писательницы Галины Серебряковой: “…Ад и рай, преступление и безгрешность, безумие и разум, мрак и свет – все отразил в своей гениальной симфонии Шостакович. Она шире какой-либо одной темы. Седьмая симфония – это общечеловеческое и бессмертное повествование, как творения Данте”. По-моему, лучше не скажешь.
Последний раз в Чикаго мы слышали Седьмую симфонию в апреле 2016 года. Это был единственный в Чикаго концерт Симфонического оркестра Баварского радио под управлением Мариса Янсонса. Кстати, в 2006 году тот же Янсонс с той же Седьмой симфонией привозил в Чикаго Симфонический оркестр Концертгебау из Амстердама.
Перед началом концерта 20 марта (6.45 pm) на втором этаже Симфонического центра (Armour Stage) состоится тридцатиминутная беседа музыковеда Кайла Дзапо об исполняемых произведениях.