14 февраля, 8.00 pm. Джазовый концерт “The Piano Soul of Nat King Cole” с участием Чикагского джазового оркестра под управлением Джеффа Линдберга (Jeff Lindberg’s Chicago Jazz Orchestra). Гости вечера: пианисты Кенни Баррон и Бенни Грин, гитарист Расселл Малоун, контрабасист Дэвид Вонг. Программа будет объявлена со сцены.
Концерт посвящен столетию со дня рождения знаменитого американского джазового пианиста и певца, двукратного лауреата премии “Грэмми” (вторая премия – посмертно) Нэта Кинга Коула. Он родился в городе Монтгомери (штат Алабама) 17 марта 1919 года. В 1921 году с родителями переехал в Чикаго. Здесь он стал заниматься на фортепиано, записал свои первые альбомы, начал выступать в клубах в качестве пианиста и певца. В Чикаго к Коулу пришла мировая слава. Он умер в 1965 году в возрасте сорока пяти лет. Его дочь – джазовая певица Коул.
Перед началом концерта (7.00 pm) на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа журналиста Нила Тессера о вкладе Коула в развитие музыки в США.
15 февраля, 7.30 pm. Ежегодный традиционный концерт старейшего ансамбля Мексики “Mariachi Vargas de Tecalitlen”, исполняющего музыку мариачи – один из самых распространенных жанров мексиканской народной музыки.
Музыка мариачи образовалась на основе индейской музыки, народной музыки Андалусии и музыки народов Средиземноморья. Родиной мариачи считаются мексиканский штат Халиско и город Гвадалахара. В тех местах группы музыкантов, исполняющих мариачи, состояли из скрипок, гитар, труб и арф. Именно в Халиско в 1898 году образовался квартет “Mariachi Vargas de Tecalitlán”. Международный успех пришел к нему в 1934 году, после выступления на инаугурации президента Мексики Ласаро Карденаса. С пятидесятых годов XX века ансамбль завоевал огромное количество призов. Он активно участвует в музыкальных фестивалях, пропагандируя музыку мариачи. Сейчас ансамбль “Mariachi Vargas de Tecalitlán” базируется в Мехико. В нем играет пятое поколение музыкантов. Ансамбль считается лучшим в мире исполнителем музыки мариачи, послом мариачи во всем мире. Музыка ансамбля звучит более чем в двухстах кинофильмах, его записи признаны эталонными. В последние годы мы неоднократно слышали выступления этого коллектива как в Симфоническом центре, так и на Музыкальном фестивале в Равинии. Выступления ансамбля всегда проходят с огромным успехом. Уверен, не станет исключением и предстоящий концерт.
16 февраля, 3.00 pm. Сольный фортепианный концерт юной китайской пианистки Юджи Ванг. В программе: произведения И.С.Баха, И.Брамса, Ф.Шопена, А.Скрябина, М.Равеля, А.Берга. А начнется концерт с исполнения Анданте из Пятой сонаты до мажор итальянского композитора Бальдассаре Галуппи (1706-1785).
Юджи Ванг невероятно популярна в Европе. Прошлым летом она с триумфом объездила все самые престижные музыкальные фестивали. Я дважды слышал пианистку в Равинии. В 2017 году она с блеском исполнила Первый фортепианный концерт И.Брамса. За дирижерским пультом Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) был главный дирижер оркестра “Тонхалле” (Цюрих), французский маэстро Лионель Брингье. В прошлом году Ванг солировала в Первом фортепианном концерте Л.ван Бетховена с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром под управлением Густаво Дудамеля.
17 февраля, 7.00 pm. Камерный концерт ансамбля Civic Fellows. В программе: произведения современных композиторов, в том числе – мировая премьера написанного в прошлом году сочинения Джеймса Диаса “Untitled“. Концерт пройдет в Buntrock Hall.
19 февраля, 6.30 pm. Каждый сезон музыканты ЧСО играют серию камерных концертов в Симфоническом центре и пригородах Чикаго (CSO Chamber All-Access: CSO Chamber Players).
В программе очередного концерта: трио “Контрасты“ Б.Бартока для скрипки, кларнета и фортепиано и “Квартет на конец времени” О.Мессиана. Исполнители: Роберт Чен, скрипка; Джон Шарп, виолончель; Стивен Уильямсон, кларнет; Куанг-Хао Хуанг, фортепиано.
20-22 февраля, 8.00 pm; 23 февраля, 3.00 pm. Первые концерты ЧСО после турне по Флориде. В программе: Вторая и Пятая симфонии Л.ван Бетховена и мировая премьера концерта “Слезы Офелии” французского композитора Николя Бакри (солист – бас-кларнетист Лори Блум).
Николя Бакри пятьдесят девять лет. Список его сочинений огромен: семь симфоний, четыре скрипичных концерта, два концерта для кларнета с оркестром, струнные квартеты… Бакри говорит о своей музыке так: “Она не неоклассическая: она классическая, поскольку взяла от классицизма его вневременной аспект – строгость выражения. Моя музыка не неоромантическая: она романтическая, поскольку взяла от романтизма его вневременной аспект – насыщенность выражения. Моя музыка модернистская, поскольку берет от модернизма его вневременной аспект – расширение поля выражения. Моя музыка постмодернистская, поскольку берет от постмодернизма его вневременной аспект: смешение техник выражения”. Концерт “Слезы Офелии” написан по заказу ЧСО.
Сезон 2019-20 годов проходит под знаком 250-летия со дня рождения Бетховена. ЧСО исполняет и записывает все симфонии Бетховена. Для маэстро Мути это третий бетховенский цикл в жизни. Впервые он записал симфонии с Филадельфийским симфоническим оркестром, потом повторил это с оркестром Ла Скала. В интервью газете Chicago Tribune дирижер сказал: “Тот факт, что все знают “да-да-да-да-а” (напевает начальный мотив Пятой симфонии Бетховена), не означает, что мы не должны каждый день работать над этим репертуаром, пробуя новые идеи и добиваясь от оркестра лучшего звучания. С ЧСО подход к симфониям Бетховена будет другим. Я не знаю, хорошо это или плохо, но мы меняемся, публика меняется, оркестр меняется… Я надеюсь на хороший результат. Это останется последним записанным документом моего подхода к бетховенским симфониям”. Бетховенский цикл маэстро Мути, начатый сентябрьским исполнением Первой и Третьей симфоний, продолжится 30 апреля, 2 и 3 мая исполнением Четвертой и Седьмой симфоний, 11-13 июня исполнением Шестой и Восьмой симфоний, а завершится 18-21 июня монументальной Девятой симфонией.
Перед началом концерта 20 февраля (6.45 pm) на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа музыковеда Карла Грапентина об исполняемых произведениях.
На прошлой неделе ЧСО объявил новый, сто тридцатый сезон 2020-21 годов. Будущий сезон станет для Риккардо Мути одиннадцатым (предпоследним) в должности музыкального руководителя. Любимый маэстро уйдет с этого поста в конце сезона 2021-22 годов, поэтому каждый концерт с его участием в предстоящие два года приобретает особое значение.
Все подробности о новом сезоне ЧСО – в ближайших выпусках Музыкального обозрения.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2019-20 годов и абонементы на сезон 2020-21 годов – на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000 и в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.