30 января и 1 февраля, 8.00 pm; 31 января, 1.30 pm; 4 февраля, 7.30 pm. Первые концерты Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) после европейского турне. В программе: Первый и Четвертый фортепианные концерты Л.ван Бетховена (солист – Пол Льюис) и произведения британского композитора Майкла Типпетта. За дирижерским пультом – музыкальный руководитель Лирик-оперы сэр Эндрю Дэвис.
Британский пианист Пол Льюис играет Бетховена всю жизнь. В Чикаго он переиграл все его фортепианные концерты, в 2007 году на гастролях Лондонского симфонического оркестра (дирижер – сэр Колин Дэвис, не путайте с сэром Эндрю) блестяще солировал в Четвертом. В год 250-летия со дня рождения Бетховена он будет нарасхват!
Перед началом концерта 1 февраля (6.45 pm) на втором этаже Симфонического центра (Armour Stage) состоится тридцатиминутная беседа дирижера Лоуренса Рапчака об исполняемых произведениях.
3 февраля, 8.00 pm. Первый в этом году концерт Civic Orchestra of Chicago. В программе: музыка к балету И.Стравинского “Петрушка” и Третья (“Органная”) симфония К.Сен-Санса (соло на органе – Патрик Годон). Дирижер – музыкальный руководитель Civic Orchestra Кен-Давид Мазур.
“Петрушка” звучит во второй, авторской версии 1947 года.
“Органная” симфония – крупнейшее инструментальное сочинение французского композитора Камиля Сен-Санса. Симфония посвящена памяти Ф.Листа.
Перед началом концерта (6.30 pm) на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа музыковеда Карла Грапентина об исполняемых произведениях.
6-8 февраля, 8.00 pm. Одно из главных событий музыкального сезона – концертное исполнение оперы П.Масканьи “Сельская честь” (“Cavalleria rusticana”). Сантуцца – Анита Рачвелишвили, меццо-сопрано; Туридду – Пьеро Претти, тенор; Альфио – Лука Салси, баритон; Люсия – Роннита Миллер, меццо-сопрано; Лола – Саша Кук, меццо-сопрано. Чикагский симфонический хор. Хормейстер – Дайан Вулф. ЧСО дирижирует его музыкальный руководитель Риккардо Мути.
Прошлым летом Анита Рачвелишвили исполнила партию Амнерис в концертном исполнении “Аиды” Дж.Верди. В перерыве между репетициями мне удалось поговорить с певицей.
Перед вами – фрагменты нашей беседы.
– Как вы относитесь к концертным исполнениям опер? Нет ни костюмов, ни декораций, в вашем распоряжении только голос. Сложно?
– Да, концерты петь намного сложнее, чем спектакли. Сложнее, но интереснее.
– Негде спрятаться?
– Прятаться не надо. Если человек уверен в себе, надо просто хорошо петь. Я люблю концерты, потому что намного больше возможностей сосредоточиться на музыке. В спектаклях мы как-то теряемся иногда, а на концерте не потеряешься. Тем более, когда рядом – маэстро Мути.
– Маэстро Мути назвал вас лучшей вердиевской меццо-сопрано нашего времени. Как жить после таких слов?
– Жить станет труднее. Мне придется работать еще больше и доказывать всему миру, что он прав.
– Вы встретились с маэстро в Мюнхене в ноябре 2017 года на Реквиеме Верди с Симфоническим оркестром Баварского радио. Получается, ему было достаточно нескольких дней, чтобы услышать ваш потенциал и назвать вас лучшей?
– Мы встретились в Равенне за год до этого на прослушивании. Он хотел меня взять на “Аиду” в Зальцбург на следующий, 2018 год. К сожалению, у меня был уже подписан другой контракт. В Зальцбург я не поехала, но маэстро Мути меня уже к тому моменту знал и хотел вместе поработать. Поэтому когда Элина Гаранча отменила Реквием в Мюнхене и Кельне, он сразу позвал меня. Я как раз пела “Кармен” в Баварской опере. Уже на Реквиеме он мне говорил, что я – единственная меццо, которая может петь piano в таких трудных нотах.
– О да, ваше piano пронизывает насквозь… Есть что-то новое, что вам открылось в Амнерис на репетициях с маэстро Мути?
– В музыкальном плане – очень многое. Я стала по-другому воспринимать фразы. Маэстро объясняет, как произносить слова, насколько это должно быть эмоционально… В последнее время часто происходит так, что мы приезжаем на выступления и никаких музыкальных репетиций нет. Мы выходим на сцену и сразу выступаем. Думаешь, что знаешь роль, посмотришь перед спектаклем и на сцену, а получается, что накапливается очень много ошибок… На репетициях “Аиды” мы полностью “почистили” клавир. Это очень важная и нужная работа. Пять дней без остановки репетировали, и это – одни из лучших дней в моей жизни. Такая Амнерис останется со мной навсегда.
– Вы вернетесь в Чикаго с Сантуццей в “Сельской чести”. Масканьи, веризм, совсем другая эстетика… Как вы себя чувствуете в этом репертуаре?
– Я обожаю Сантуццу. В характере героини много грузинских черт. Сицилия похожа на Грузию, у нас похожее отношение к жизни, похожие страсти… Я очень люблю “Сельскую честь”. Там тоже очень много “цветов”. Палитра просто бесконечная. Жду – не дождусь нашей новой совместной работы. Представляю, как маэстро Мути будет дирижировать, каким будет piano, как будет петь хор… Мечтаю спеть эту оперу, как надо.
– Говорят, у Риккардо Мути есть любимчики. Например, на главные теноровые партии в последние годы он постоянно приглашает Франческо Мели, на главные басовые – Ильдара Абдразакова. Но в какой-то момент он переключается на других певцов, и прежние любимцы выглядят брошенными. Вы не боитесь в один прекрасный день почувствовать себя брошенной?
– Если он найдет кого-то интересней, я буду только рада. Это значит, что есть прогресс. Пусть будут новые певцы – моложе и лучше. Если этого не происходит, значит, мы где-то застряли. Самое лучшее в опере – смена поколений. Абсолютно правильно, что с годами маэстро находит новых певцов, которым тоже надо работать с таким потрясающим дирижером, как Мути. Это нормально. Жизнь продолжается, опера живет!
– Как вы считаете, Чикагский симфонический оркестр соответствует величию дирижера и уровню исполнителей?
– Потрясающий оркестр! Звучание просто невероятное. Я такого никогда не слышала. Оркестр до этого никогда не исполнял “Аиду”. Маэстро получил такой результат за несколько репетиций! Это счастье – работать с таким дирижером и таким оркестром!
Перед началом концерта 6 февраля (6.45 pm) на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа музыковеда Дерека Матсона об исполняемых произведениях.
8 февраля, 10.00 am и 11.45 am. Концерты для детей от трех до пяти лет из серии “Однажды в Симфоническом центре” (“Once Upon a Symphony”). Музыканты из ЧСО не просто исполняют, а инсценируют бразильскую народную сказку “Мальчик и скрипка”.
В ней рассказывается о том, как мальчик продает свое имущество, чтобы купить скрипку. Он путешествует по миру и играет на своем любимом инструменте. Звуки скрипки разносятся по свету, и вскоре к мальчику присоединяются разные животные. Жизнь мальчика меняется, когда король узнает о его особом даре… Вот такая сказка о музыке, приносящей людям смех и радость. Радостно будет и зрителям Симфонического центра. Не часто мы слышим в этом зале народные бразильские мелодии в исполнении всемирно признанных музыкантов!
Серия “Однажды в Симфоническом центре” создана для самых юных зрителей. Поход на концерт станет для них первым знакомством с инструментами и миром классической музыки. Концерт ведут профессиональные актеры. Они рассказывают сказку, предлагают сыграть те или иные роли, а иногда и подпевать музыкантам. За сорок пять минут до начала концерта и после его окончания зрители могут встретиться с музыкантами, подержать в руках инструменты и даже попробовать издать на них “звуки Му”… В создании серии принимает участие Чикагский детский театр.
9 февраля, 4.00 pm. Этот вечер в Симфоническом центре называется: “Jordi Savall: Splendor of the Iberian Baroque”. Мы встретимся с легендарным каталонским музыкантом и дирижером, знатоком и популяризатором старинной музыки Жорди Савалем. В концерте принимают участие ансамбль старинной музыки Hesperion XXI и камерный хор La Capella Reial De Catalunya.
Более пятидесяти (!) лет Жорди Саваль занимается исследованиями, преподаванием и исполнением музыки композиторов эпох барокко и Возрождения. С 1970 года Саваль играет на уникальной виоле да гамба. С этим инструментом он выступает в сольных и камерных концертах. С 1974 года – основатель и руководитель ансамбля старинной музыки Hespèrion XX (в новом столетии название поменялось на Hespèrion XXI), в составе которого играют многие известные музыканты-аутентисты. С 1987 года – организатор и руководитель камерного хора La Capella Reial De Catalunya (Королевская капелла Каталонии). С 1993 года – преподаватель Джульярдской школы музыки.
Программа концерта будет объявлена со сцены. Наверняка в ней прозвучит старинная испанская музыка – предмет особого интереса Саваля, выпустившего антологию из восьми дисков “España antigua”
Третий год подряд в феврале ЧСО с маэстро Риккардо Мути улетают в теплые края – зимние гастроли оркестра в “летней” Флориде уже стали традиционными. С 11 по 15 февраля ЧСО выступит в трех городах штата – Майами, Сарасоте, Нейплсе. Обе программы повторяют недавнее европейское турне оркестра: 11 февраля в Майами и 15 февраля в Нейплс прозвучат увертюра к опере “Летучий голландец” Р.Вагнера, симфония “Художник Матис” П.Хиндемита (в ней рассказывается история жизни живописца XVI века Матиаса Грюневальда), Девятая (“Из Нового света”) симфония А.Дворжака, 12 февраля в Сарасоте и 13 февраля в Нейплсе – сюита из балета “Ромео и Джульетта” и Третья симфония С.Прокофьева.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2019-20 годов – на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000 и в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.