12 и 14 декабря, 8.00 pm; 13 декабря, 1.30 pm. Концерты Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) называются “Ночь в Вене”. В программе: пьеса “Resurrexit” М.Бейтса, Двадцать первый фортепианный концерт В.А.Моцарта (солист – Ян Лисецкий), увертюра к оперетте “Цыганский барон”, польки и вальсы И.Штрауса-младшего. Дирижер выбран по теме концертов – маэстро из Австрии Манфред Хонек.
Канадский пианист польского происхождения Ян Лисецкий родился в Калгари в 1995 году. Играет на фортепиано с пяти лет. С симфоническим оркестром дебютировал в восемь лет, в пятнадцать подписал эксклюзивный контракт со студией Deutsche Grammophon. Самый молодой в истории (он получил эту премию в восемнадцать лет) лауреат Grammophone’s Young Artist Award. Лауреат JUNO и ECHO Klassik Award.
Мэйсон Бейтс родился в 1977 году. Вырос в Ричмонде (штат Вирджиния). Учился в Колумбийском университете, Джульярдской школе и университете Беркли. С 2010 до 2013 годов – первый (в паре с Анной Кляйн) композитор-резидент ЧСО (эта должность была введена музыкальным руководителем оркестра Риккардо Мути в 2010 году). Организатор Фестиваля современной электронной музыки “MercurySoul”. Пьесу “Resurrexit” Бейтс сочинил в 2018 году в честь шестидесятилетия со дня рождения Манфреда Хонека. Композитор называет свое произведение “театральным и динамичным заклинанием о Воскресении”.
Несколько слов о маэстро Хонеке. Он родился в Австрии, окончил Венский университет музыки. Дирижерскую карьеру начал в Вене с создания нового оркестра – Vienna’s Jeunesse Orchestra. Одновременно ассистировал Клаудио Аббадо в Молодежном оркестре Малера в Вене. Работал в Швейцарии, Норвегии, Чехии, Германии. С сезона 2008-09 годов является музыкальным руководителем Питтсбургского симфонического оркестра (далее – ПСО). Он будет работать с этим оркестром до окончания сезона 2021-22 годов. В 2018 году ПСО и маэстро Хонек получили две премии “Грэмми” за лучшие запись года (Пятая симфония Д.Шостаковича и Адажио для струнных С.Барбера) и работу инженера звукозаписи (Марк Донахью, студия Reference Recordings). Подобно маэстро Риккардо Мути, Хонек выступает за расширение международных культурных связей. Под его руководством Питтсбургский оркестр практически каждый год выступает в Европе, включая недельные гастроли в легендарном венском зале Musikverein. Недавно было объявлено, что ПСО под управлением Хонека будет единственным симфоническим оркестром из США – участником юбилейного (сотого!) Зальцбургского музыкального фестиваля. В честь 250-летия со дня рождения Бетховена в Theater an der Wien в 2020 году Хонек будет дирижировать новой постановкой “Фиделио” (версия 1806 года).
В 2018 году Хонек стал Артистом года по версии International Classical Music Awards.
Последний раз Хонек дирижировал ЧСО в январе 2018 года. В программе, кроме Пятой симфонии Г.Малера, тоже был Моцарт – Двадцать пятый фортепианный концерт (солист – Тилл Феллнер).
Перед началом концерта 12 декабря (6.45 pm) на втором этаже Симфонического центра (Armour Stage) состоится тридцатиминутная беседа музыковеда Джоанна Биса об исполняемых произведениях.
14, 21 и 23 декабря, 7.00 pm; 15 и 22 декабря, 3.00 pm; 16 декабря, 1.00 pm и 4.30 pm. Традиционная новогодняя программа Симфонического центра “Merry, Merry Chicago!”
Пятый год подряд проходят концерты с таким названием, и каждый год в программе что-то меняется. В этом году прозвучат фрагменты из Мессии Г.Ф.Генделя (“Hallelujah Chorus”), увертюра к оперетте “Поэт и крестьянин” Ф. фон Зуппе, песни и рождественские мелодии, а также композиция “Herald Angels” альтиста ЧСО Макса Рейми. В концертах примут участие музыканты ЧСО и Чикагского симфонического хора (хормейстер – Дуайн Волф). Дирижер – Эмил де Ку. Концерты рекомендованы для детей от пяти лет и старше.
18 декабря, 8.00 pm. Группа медных духовых инструментов ЧСО (CSO Brass) – в традиционном новогоднем концерте. В программе: аранжировки для медных духовых инструментов симфонических и оперных произведений К.Дебюсси, М.Равеля, Э.Элгара, Я.Сибелиуса, А.Дворжака, Р.Вагнера, Дж.Пуччини.
Сегодня оркестры все больше и больше унифицируются, и отличить один хороший оркестр от другого гораздо сложнее, чем это было полвека назад. На протяжении десятилетий главным предметом гордости ЧСО были медные духовые инструменты, именно они составляли славу чикагского оркестра. “Чикагская медь” ценилась величием звука, абсолютной, даже какой-то демонической силой. От концертов Рафаэля Кубелика и Фрица Райнера, через модернизацию оркестра эпохи Георга Шолти до более тонких подходов, предпринятых Даниэлем Баренбоймом и теперь Риккардо Мути, медь долгое время была центральной в звучании ансамбля. Шутники говорили, что когда в ЧСО в полную силу играют медные духовые, на Мичиган-авеню дрожат мосты. Музыкальный руководитель ЧСО с 1991 до 2006 года Даниэль Баренбойм говорит: “Когда вы становитесь руководителем великого оркестра, вы должны распознать, что является самой сутью оркестра, а что – привнесено извне. “Чикагская медь” всегда была частью оркестра и его уникального способа игры”. Нынешний музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути вспоминает: “Чикагская медь” была отличительной особенностью ЧСО еще в те годы, когда я был молодым студентом Миланской консерватории”. На одной из первых репетиций в должности руководителя маэстро Мути сказал музыкантам: “То, что вы умеете играть громче всех, знает весь мир. Теперь давайте покажем, что вы умеете играть тоньше всех”.
Группы медных духовых инструментов наконец-то укомплектованы полностью. К легендарным Джину Покорны (66 лет, концертмейстер группы туб с 1989 года) и Джею Фридману (80 лет, концертмейстер группы тромбонов с 1965 года) в этом году присоединились их молодые коллеги: Эстебан Баталлан (35 лет, концертмейстер группы труб) и Дэвид Купер (35 лет, концертмейстер группы валторн). На гастролях в Нью-Йорке великолепная четверка собралась за кулисами Карнеги-холл, чтобы послушать некоторые классические записи. “Вы можете услышать все нюансы, – замечает Эстебан Баталлан, имея в виду звук каждой ноты в записи Бернстайна Седьмой симфонии Шостаковича 1988 года. – Это чистый звук с четкой нюансировкой.” “…Это то, что сделало медную группу ЧСО уникальной. Послушайте: звук “выпрыгивает” из валторны”, – говорит Джей Фридман, слушая запись Кубелика цикла “Моя родина” Б.Сметаны, сделанную в 1952 году. В записи участвуют “архитекторы” чикагского звука Арнольд Джейкобс (концертмейстер группы туб с 1944 до 1988 года) и Адольф (“Бад”) Херсет (первая труба оркестра с 1948 до 2001 года). Оба музыканта преодолели физические особенности, чтобы стать лучшими. Объем легких у Джейкобса резко сократился из-за различных заболеваний, и он разработал специальные дыхательные техники, которые потом передавал новым поколениям игроков. “Мы хотим, чтобы в теле было как можно меньше напряжения, поэтому торс становится резонирующей камерой”, – говорит Фридман, объясняя технику Джейкобса.
Виртуоз-трубач Адольф Херсет, фактически руководивший группой духовых инструментов в течение более чем полувека, в 1952 году попал в автомобильную аварию, сломал зубы и повредил губу. Это могло стать катастрофой для музыканта. Херсет не знал, будет ли он когда-нибудь снова играть, но сумел восстановиться…
Во времена руководства Георга Шолти ЧСО прославился громким медным звуком. Иногда – слишком громким. “Поначалу Шолти не мог заставить медную секцию играть достаточно громко для него, – вспоминает Фридман. – Даже симфонии Шуберта.” Альтист оркестра Макс Рейми шутил, что некоторые записи Шолти “сводят струнную секцию к шипению ленты”. После волны критики Шолти перестал требовать громкий звук, сосредоточившись на том, что Фридман назвал “великим diminuendo”. Однажды на исполнении хоров Верди запись была остановлена, и инженер звукозаписи пожаловался, что он не слышит духовые инструменты…
Старый звук все еще жив в оркестре – и не только в символическом смысле. Эстебан Баталлан играет на трубе Херсета, Джин Покорны играет на тубе Джейкобса, музыканты группы валторн играют на инструментах чикагского мастера Льюиса, созданных специально для Симфонического центра, звук которого сам Льюис называет “мертвым”.
Херсета и Джейкобса я не застал, а концертмейстера группы валторн с 1966 до 2013 года замечательного Дейла Клевенджера слышал часто. Последние шесть лет обязанности концертмейстера группы валторн занимал Даниэль Гингрич. В ЧСО он служит с 1975 года. В 2002 году Баренбойм назначил Гингрича вторым концертмейстером, а в этом году решением Риккардо Мути музыканту присвоено почетное звание Пожизненного концертмейстера секции валторн. Имена Клевенджера и Гингрича я бы тоже включил в список тех, без кого невозможно представить себе звук “чикагской меди”.
“На мой взгляд, медные духовые по-прежнему являются номером один в мире, – сказал Риккардо Мути, – но сейчас они лучше способны объединяться с другими группами оркестра. Не доминировать, а звучать в ансамбле, добиваясь идеального баланса.”
(В заметке использованы материалы из статьи Майкла Купера “The Chicago Symphony’s Brass Is World-Famous. Hear It Blast”, опубликованной в газете The New York Times 18 ноября 2019 года).
Памяти Мариса Янсонса
30 ноября в Санкт-Петербурге на семьдесят седьмом году жизни умер один из величайших дирижеров всех времен и народов Марис Янсонс.
Сын выдающегося дирижера, ассистента и помощника великого Евгения Мравинского Арвида Янсонса и оперной певицы еврейского происхождения Ираиды (Иды Блюменфельд), Марис родился в 1943 году в рижском подполье. Родители и младенец уцелели, а все родственники погибли в Холокосте. Пойдя по стопам отца, Марис с детства находился среди музыкантов оркестра Ленинградской филармонии.
Впервые Янсонс-младший привлек к себе всеобщее внимание, когда Мравинский в 1973 году назначил его своим вторым ассистентом, а спустя двенадцать лет сделал его вторым главным дирижером. Янсонс с благодарностью вспоминает уроки Мастера: “Подготовка Мравинского к концертам была невероятной. Он всегда репетировал даже те произведения, которые уже дирижировал сотни раз и превосходно знал наизусть; репетировал каждую мельчайшую деталь, чтобы найти что-то новое в музыке. Его личность гипнотизировала оркестр”.
Янсонс учился в Венской музыкальной академии у Ганса Сваровского, после окончания которой был приглашен ассистентом к Герберту фон Караяну. Мало кто из дирижеров может похвастаться такими учителями! Янсонс вспоминает, как он бегал по залу Musikverein и прятался под стульями, чтобы услышать репетиции Бернстайна, Крипса, Шолти с Венским филармоническим оркестром (в Вене тогда не разрешали посещать репетиции). Думал ли он в те годы, что когда-нибудь сам встанет за дирижерский пульт этого прославленного оркестра?!
Международная карьера Янсонса была оглушительной: возглавив в 1979 году Филармонический оркестр Осло, казавшийся на фоне столичных оркестров других европейских стран провинциальным, он сумел за несколько лет превратить его в один из интереснейших творческих коллективов. С 1997 по 2004 год он руководил Питтсбургским симфоническим оркестром, приняв его из рук маэстро Лорина Маазеля. Янсонс рассказывает: “У меня было очень много предложений стать главным дирижером, и я выбрал Америку. Для меня это был совершенно новый опыт, я очень многому научился, хотя европейский стиль музицирования мне гораздо ближе. Правда, в американских оркестрах сильнейшие, виртуозные инструменталисты, и я узнал, что такое быть там главным. Там вы – босс; не диктатор, но босс. То есть вы решаете почти все, хотя и без поддержки оркестра вам не обойтись. В Европе все куда демократичнее. Поэтому сейчас я стараюсь сочетать разные системы работы, от советской и постсоветской до американской и европейской”.
В 2003 году Янсонс продолжил “принимать оркестры из рук Маазеля”. Когда великий дирижер в семьдесят два года оставил оркестр Баварского радио и переехал в Нью-Йорк, новым главным дирижером Баварского оркестра стал Янсонс. В Питтсбургском оркестре был шок, когда Янсонс объявил им, что не будет оставаться на третий срок. Они делали все, чтобы дирижер остался, даже хор специальный написали и спели, чтобы он не уходил. С 2004 года дирижер стал делить свое время между Мюнхеном и Амстердамом, выступая с баварским оркестром десять недель, с амстердамским – двенадцать. В 2015 году дирижер закончил свой контракт с “Концертгебау”, оставшись дирижером-лауреатом, а с баварским коллективом по новому контракту должен был работать до 2021 года.
За достижения в музыкальном искусстве в 2007 году Марис Янсонс был удостоен премии “ECHO Klassik” “Дирижер года”, в 2013 году стал лауреатом престижной премии Эрнста фон Сименса (ее называют музыкальной Нобелевской премией).
Марис Янсонс выступал в Чикаго как с ЧСО, так и с другими оркестрами. В 1990 году ЧСО под управлением сэра Георга Шолти впервые побывал с гастролями в России, а ЗКР Симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии две недели выступал в Чикаго. За дирижерским пультом были двое – музыкальный руководитель оркестра Ю.Темирканов и (на тот момент) второй дирижер Марис Янсонс. Его дебют с Чикаго состоялся с русской программой (Прокофьев и Чайковский).
В 1991 году Янсонс впервые выступил с ЧСО на Музыкальном фестивале в Равинии. В 1994 году состоялся дебют маэстро с ЧСО в Симфоническом центре. В 1991, 1994 и 1999 годах маэстро привозил в Чикаго Филармонический оркестр Осло, в 2006 году в Чикаго выступал дважды: с оркестром “Концертгебау” и Симфоническим оркестром Баварского радио. Последний раз мы видели маэстро в Чикаго 17 апреля 2016 года с баварским оркестром. Звучала Седьмая (“Ленинградская”) симфония Д.Шостаковича.
По сообщению газеты Chicago Tribune, после ухода Д.Баренбойма маэстро Янсонс рассматривался в качестве кандидата на пост музыкального руководителя ЧСО. Неизвестно, правда, велись ли с ним переговоры. Сам он ничего об этом не говорил.
Марис Янсонс был необычайно светлым человеком. Не любил давать интервью. Вообще не любил много говорить. Все свободное время посвящал музыке… Прощание с маэстро состоялось 5 декабря в Санкт-Петербурге. Вечная память.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического оркестра сезона 2019-20 годов – на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000 и в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.