20 июня, 6.30 pm. В парке “Миллениум” выдающийся виолончелист современности, лауреат премии “Грэмми”, консультант Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) Йо Йо Ма исполнит Шесть виолончельных сюит И.С.Баха.
…Играть на виолончели Йо Йо Ма начал учиться в четыре года. К занятиям его родители готовились так. В центр комнаты ставили стул, на него клали толстые телефонные справочники. Все делалось для того, чтобы юный вундеркинд мог выучить свое первое произведение — одну из тех самых Виолончельных сюит Баха. В пять лет он дал свой первый сольный концерт в Париже, в шесть — поразил своим талантом Исаака Стерна, в семь — участвовал в концерте Леонарда Бернстайна, на котором присутствовали тогдашний президент Кеннеди с супругой… Йо Йо Ма родился 7 октября 1955 года в китайской семье в Париже. Одаренность ребенка была столь очевидной, что один из лучших педагогов-виолончелистов своего поколения Леонард Роуз принял десятилетнего Йо Йо Ма в свой класс в Джульярдскую музыкальную школу. Кроме музыкального образования, Йо Йо Ма также получил высшее гуманитарное образование в Гарвардском университете.
На сегодняшний день Йо Йо Ма выступил едва ли не со всеми знаменитыми оркестрами мира и записал с ними самые известные виолончельные концерты. Он играл в ансамблях с самыми выдающимися музыкантами нашего времени. Его репертуар простирается от Вивальди и Баха до новейших произведений. Йо Йо Ма давно тесны рамки классической музыки, и он с удовольствием “прогуливается” по смежным музыкальным жанрам и стилям. Он музицирует с джазовыми и рок-музыкантами, является участником многих экзотических проектов. Чего стоит, например, его концертная программа, посвященная воссоединению Гонконга с Китаем, выступление и запись альбома с Бобби Макферрином, вечера латиноамериканской музыки с пианисткой Катрин Скотт и бразильскими гитаристами-виртуозами, братьями Серджио и Одаиром Ассад. Дискография Йо Йо Ма насчитывает более семидесяти пяти альбомов, пятнадцать из которых завоевали высшую музыкальную премию “Грэмми”. Эксклюзивное право выпуска записей музыканта принадлежит студии “Sony”. Йо Йо Ма уделяет большое внимание различным образовательным программам, которые помогают молодежи не только знакомиться с музыкой, но и участвовать в ее создании. Во время гастролей музыкант часто проводит мастер-классы и неформальные встречи со студентами.
В 1998 году Йо Йо Ма создал новый музыкальный ансамбль “Шелковый путь”, состоящий из музыкантов Центральной и Восточной Азии. Ему хотелось изучить культурное наследие стран, через которые проходил “Шелковый путь”, и выявить отголоски этого наследия в современном мире. Йо Йо Ма называет “Шелковый путь” “интернетом древнего мира”. С этим ансамблем Йо Йо Ма неоднократно выступал в Чикаго. С Чикаго музыканта связывают особые отношения. Он часто выступал в городе в бытность Даниэля Баренбойма руководителем ЧСО, а в декабре 2009 года стал консультантом (Judson and Joyce Green Creative Consultant) нынешнего музыкального руководителя оркестра Риккардо Мути.
Йо Йо Ма настолько увлекся “другой” музыкой, что почти забыл о классике. Тем больший интерес представляет его концерт с культовой виолончельной музыкой Баха. Концерт проходит в рамках нового проекта “Йо Йо Ма — Бах”. Музыкант играет музыку Баха в тридцати шести городах мира. Билеты на концерт не требуются.
21 июня, 8.00 pm; 23 июня, 3.00 pm; 25 июня, 7.30 pm. Концертные исполнения оперы Дж.Верди “Аида”. Аида — Крассимира Стоянова, Амнерис — Анита Рачвелишвили (дебют с ЧСО), Радамес — Франческо Мели, Рамфис — Ильдар Абдразаков, Амонасро — Кирилл Манолов (дебют с ЧСО), Царь Египта — Эрик Оуэнс. ЧСО дирижирует музыкальный руководитель Риккардо Мути. Чикагский симфонический хор. Хормейстер — Дуайн Волф.
Возможно, одно из главных музыкальных событий 2019 года — четвертое концертное исполнение опер Верди за время руководства оркестром маэстро Мути! До “Аиды” были “Отелло” (2009 год), “Макбет” (2013 год) и “Фальстаф” (2016 год). Четвертый раз маэстро Мути устраивает нам “открытый урок” на тему “Как исполнять Верди?”
“Аида” — одно из самых совершенных творений Верди. История создания оперы необычна. В 1868 году к знаменитому мастеру обратилось правительство Египта с предложением написать оперу к открытию нового театра в Каире. Поначалу Верди отказался. Но два года спустя, уступая настояниям друга, французского либреттиста Камилла дю Локля, вернулся к этому предложению, положив в основу будущей оперы либретто Антонио Гисланцони и дю Локля по сценарию известного египтолога Огюста Мариэтта. Гисланцони сам выступал на сцене, у него был сильный голос. Впоследствии, потеряв его, Гисланцони занялся литературной деятельностью. Он — автор более восьмидесяти либретто, в том числе и к “Аиде”, к которой написал стихотворный текст по прозаическому оригиналу. Премьера оперы прошла в Каире 24 декабря 1871 года и была приурочена к открытию Суэцкого канала. Шестью неделями позже состоялся триумф “Аиды” в Ла Скала, после которого опера начала победное шествие по европейским сценам. “Аида” мгновенно стала произведением, которое стремятся включить в свой репертуар все театры мира. Успех новой оперы Верди превзошел все его предыдущие сочинения. Верди поселился в местечке Сант-Агата, занялся хозяйством и долгое время не подходил к инструменту, отказываясь встречаться с издателями и либреттистами…
В Лирик-опере Чикаго “Аиду” ставили последний раз в сезоне 2011-12 годов. В главных партиях мы слышали Сондру Радвановски и китайскую певицу Хюи Хе (Аида), Джилл Гров и российскую певицу Анну Смирнову (Амнерис), итальянских певцов Марчелло Джордани и Марко Берти (Радамес).
Для концертного исполнения “Аиды” маэстро Мути пригласил в Чикаго настоящую команду мечты. Такого созвездия имен на одной сцене мы не видели давно. Парад возглавляют сопрано Крассимира Стоянова и меццо-сопрано Анита Рачвелишвили.
Красивейшее сопрано нашего времени, обладательница почетного звания “Kammersängerin” Венской оперы, болгарская певица Крассимира Стоянова выступает во всех крупнейших оперных залах мира. В ее репертуаре — главные партии в операх Дж.Верди, К.Глюка, В.А.Моцарта, Г.Доницетти, Ш.Гуно, П.Чайковского, А.Дворжака, Дж.Пуччини. В 2009 году Стоянова покорила Чикаго и Нью-Йорк безукоризненным исполнением партии Дездемоны в концертном исполнении “Отелло” Дж.Верди с ЧСО и Риккардо Мути. На сцене Лирик-оперы она дебютировала в сезоне 2012-13 годов в партии Амелии в “Симоне Бокканегра” Дж.Верди. На чикагскую сцену певица вернется в октябре в партии Луизы в “Луизе Миллер” Дж.Верди.
В феврале 2012 года перед дебютом в Лирик-опере мне посчастливилось взять интервью у Крассимиры Стояновой. Я спросил ее о работе с маэстро Мути. Вот что она рассказала: “Риккардо Мути — особенная фигура в моей жизни. В 2001 году, в пору его работы в Ла Скала, я делала с ним Девятую симфонию Бетховена. Это был совместный проект Большого театра и фестиваля в Равенне. Мы выступали в Равенне и Москве. Особого профессионального контакта на первой встрече не случилось — одна короткая репетиция. А вот над “Ифигенией…” в 2009 году мы с ним работали серьезно. Это уже было после того, как он оставил Ла Скала. Последние годы в Ла Скала он выглядел очень уставшим, как-то грустно пошутил: “Я хочу заметить, как меняются времена года”. Он не видел этого. Все время с партитурой… После Ла Скала он стал другим человеком: более спокойным, мягким. Я пела с ним “Реквием” Верди, Дездемону в концертном исполнении “Отелло” в Чикаго. Так, как Мути понимает музыку, не понимает больше никто. Он такой один! Мой контакт с ним невозможно объяснить словами. Он строгий человек. Строгий прежде всего к самому себе, но и к остальным. Очень трудно ему понравиться, трудно соответствовать его высоким критериям… Он — диктатор, но в хорошем смысле этого слова. Он никогда не отвергал мои предложения. Например, у меня возникает какая-то идея, и я говорю: “Маэстро, что скажете, если…” Он всегда отвечает: “Давайте попробуем”… Он прекрасно играет на рояле. На репетициях “Ифигении” он всегда отпускал пианиста и аккомпанировал сам. Работать с ним — огромное удовольствие и большая честь для меня!”
Грузинская певица Анита Рачвелишвили родилась в Тбилиси. Начинала с фортепиано, потом перешла на вокал. После окончания Тбилисской консерватории была принята в труппу Тбилисского оперного театра, спустя год отправилась учиться в Оперную академию при Ла Скала. Выходом в большую оперу стала для нее Кармен. Анита впервые исполнила эту партию на сцене Ла Скала 7 декабря 2009 года на открытии нового сезона. Это была настоящая сенсация. Дуэт Рачвелишвили-Кауфман (Дон Хозе) потряс зрителей всего мира (спектакль в прямом эфире транслировался многими телеканалами). Открытием Рачвелишвили мы обязаны тогдашнему руководителю Ла Скала Даниэлю Баренбойму. Прослушав студентку, он немедленно предложил ей главную партию. После Кармен Рачвелишвили стала выступать на сценах крупнейших театров мира. Метрополитен-опера, Немецкая и Баварская оперы, Оперы Сиэттла и Сан-Франциско, туринский театр Реджио, Канадская оперная компания, Арена ди Верона… До марта 2017 года Лирик-опера оставалась последним крупным театром, в котором Анита НЕ пела Кармен. Дебют в Чикаго прошел с триумфальным успехом! Одной из удач Рачвелишвили стало исполнение партии Любаши в опере Н.Римского-Корсакова “Царская невеста” (премьера – октябрь 2013 года, дирижер – Д.Баренбойм, режиссер – Д.Черняков). В репертуаре певицы — Далила (”Самсон и Далила” К.Сен-Санса), Дульсинея (“Дон Кихот” Ж.Массне), Принцесса Бульонская (“Адриана Лекуврер” Ф.Чилеа), Изабелла (“Итальянка в Алжире” Дж.Россини), Эвридика (“Орфей и Эвридика” К.Глюка), Кончаковна (“Князь Игорь” А.Бородина), Азучена (“Трубадур” Дж.Верди).
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2018-19 годов и абонементы на сезон 2019-20 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Одиночные билеты на концерты сезона 2019-20 годов появятся в продаже 9 августа 2019 года.