Чикагский симфонический центр представляет…

Концерты 28 февраля – 3 марта 2019 года + новый сезон

“Kodo”. Фото предоставлено пресс-службой ЧСО
“Kodo”. Фото предоставлено пресс-службой ЧСО

28 февраля, 7.30 pm. Концерт ансамбля японских барабанщиков “Kodo”. В переводе с японского “kodo” означает “биение сердца”. Сорок два года назад группа из двадцати молодых музыкантов решила возродить старинную традицию японского барабанного боя “тайко”. 

Музыканты собрали коллекцию барабанов и стали осваивать старинные приемы игры. В японской игре на барабане требуются сила, выносливость и спортивная закалка – эта музыка не для слабых! Барабаны отличаются по форме, размерам, весу. Самые маленькие похожи на блюдца, самые большие – такие же массивные, как стволы деревьев. Слушать барабанную полифонию – само по себе очень любопытно, но еще лучше видеть это вживую! Наслаждаться виртуозным мастерством, с которым японские музыканты “расправляются” с барабанами, – зрелище абсолютно завораживающее!

Музыканты живут на острове Садо в Японском море. В Европе о них узнали после триумфального дебюта в Берлинской филармонии в 1981 году. После этого вот уже почти сорок лет ансамбль большую часть времени проводит на гастролях, объездив за это время более сорока пяти стран на пяти континентах. Концерт в Чикаго проходит в рамках мирового тура “One Earth Tour 2019: Evolution”.

3 марта, 3.00 pm. Дебют в Симфоническом центре узбекского пианиста-виртуоза Бехзода Абдураимова. В программе: Парафраза “Смерть Изольды” из оперы “Тристан и Изольда” Р.Вагнера, Соната си минор Ф.Листа, Десять фрагментов из балета “Ромео и Джульетта” С.Прокофьева.

Абдураимов – относительно новое имя на фортепианной карте мира. Он родился в 1990 году в Ташкенте в семье преподавателя музыки и ученого-физика. Играет на фортепиано с пяти лет. В восемь солировал с Национальным симфоническим оркестром Узбекистана. Учился в Ташкентском академическом лицее (класс Тамары Попович) и в Международном музыкальном центре в Канзас-Сити (Center for Music at Park University, Kansas City, педагог – земляк Абдураимова, известный пианист Станислав Юденич). Победитель Международного фортепианного конкурса в Лондоне в 2009 году, где исполнил Третий фортепианный концерт С.Прокофьева.

Бехзод Абдураимов. Фото – Ravinia Festival
Бехзод Абдураимов. Фото – Ravinia Festival

В 2015 году с триумфом дебютировал в Карнеги-холл, в 2016 году впервые выступил с Мюнхенским филармоническим оркестром под управлением Валерия Гергиева на фестивале Би-Би-Си Промс. Дебютный сольный диск пианиста вышел в 2012 году (студия Decca Classics). Осенью 2014 года вышел первый концертный диск пианиста, записанный с Национальным симфоническим оркестром Итальянского радио и телевидения под управлением Юрая Валчухи. В диск вошли Третий фортепианный концерт С.Прокофьева и Первый фортепианный концерт П.Чайковского.

На Музыкальном фестивале в Равинии Абдураимов дебютировал в 2012 году в возрасте двадцати одного года с произведениями Шуберта, Бетховена, Сен-Санса, Листа. Летом 2017 года он вернулся на фестиваль уже с двумя выступлениями. В сольном вечере в театре “Мартин” он исполнил Токкату и фугу И.С.Баха, произведения Шуберта, Бетховена, Прокофьева, на следующий день блистательно сыграл Второй фортепианный концерт С.Рахманинова. Люцернским симфоническим оркестром дирижировал Джеймс Гаффиган. И вот – долгожданный дебют в самой престижной фортепианной серии Симфонического центра.

О новом сезоне замолвите слово. Анонс концертов ЧСО сезона 2019-20 годов

После недавнего азиатского турне Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) под управлением музыкального руководителя маэстро Риккардо Мути снова отправился в дорогу. С 26 февраля по 2 марта оркестр выступит в трех городах штата Флорида (Уэст-Палм-Бич, Нейплс, Майами). В следующих трех сезонах зимние гастроли оркестра в “летней” Флориде станут традиционными.

Пока ЧСО на гастролях, самое время посмотреть, что нас ждет в новом сезоне – 129-м со времени образования и десятом с Риккардо Мути в качестве руководителя.

Сезон 2019-20 годов пройдет под знаком 250-летия со дня рождения Бетховена. И хоть маэстро Мути не раз говорил, что не любит “датских программ” (“Слишком много суеты, ненужных славословий и здравиц”), их в новом сезоне будет немало. ЧСО исполнит и запишет все симфонии Бетховена. Для маэстро Мути это будет третий бетховенский цикл в жизни. Впервые он записал симфонии с Филадельфийским симфоническим оркестром, потом повторил это с оркестром Ла Скала. В недавнем интервью газете Chicago Tribune дирижер сказал: “Тот факт, что все знают “да-да-да-да-а” (напевает начальный мотив Пятой симфонии Бетховена), не означает, что мы не должны каждый день работать над этим репертуаром, пробуя новые идеи и добиваясь от оркестра лучшего звучания. С ЧСО подход к симфониям Бетховена будет другим. Я не знаю, хорошо это или плохо, но мы меняемся, публика меняется, оркестр меняется… Я надеюсь на хороший результат. Это останется последним записанным документом моего подхода к бетховенским симфониям”.

Чикагский симфонический центр. Фото – Тодд Розенберг
Чикагский симфонический центр. Фото – Тодд Розенберг

Кроме симфоний, в течение сезона разными пианистами (среди них – Андраш Шифф, Евгений Кисин, Кирилл Герштейн и Игорь Левит) будут исполнены все тридцать две фортепианные сонаты Бетховена.

Среди произведений, прежде не исполняемых ЧСО, – музыка в диапазоне от Генделя до Венявского, от Скрябина до сэра Майкла Типпетта и Томаса Адеса. Среди премьер – цикл “Времена года в Буэнос-Айресе” А.Пьяццолы/Л.Десятникова и даже полька “Фуриозо” (ее часто называют квазигалопом) Иоганна Штрауса-младшего, часто исполняемая Венским филармоническим оркестром в новогодних концертах.

Шире, чем в прошлые сезоны, представлена музыка американских композиторов. ЧСО впервые исполнит Третью симфонию Флоренс Прайс и сочинение “Мать и ребенок” Уильяма Гранта Стилла – двух афроамериканских композиторов, чьи произведения редко можно услышать в симфоническом зале. Мути сказал: “Мне говорили о Симфонии Прайс еще во время первого приезда в Чикаго. Она написана искренне… Современная музыка не обязательно должна быть сложной для восприятия. Музыка Прайс идет от сердца. То же самое я могу сказать о музыке Стилла”.

Среди американских композиторов и абсолютный классик Сэмюэль Барбер, и классик модернизма Джон Адамс, и композиторы XXI века Мейсон Бэйтс и Мисси Маццоли (бывший и нынешний резиденты-композиторы ЧСО).

В новом сезоне состоятся американская премьера сочинения “Eternal Rhythm” Авнера Дормана (солистка – концертмейстер секции ударных инструментов Синтия Йе), мировые премьеры сочинения “DREAM for Orchestra” лауреата Пулитцеровской премии Бернарда Рэндса и концерта для бас-кларнета “Ophelia’s Tears” Николаса Бакри (солист – кларнетист ЧСО Лори Блум). Оба произведения созданы по заказу ЧСО. Мути называет Рэндса своим другом: “Несколько лет он был композитором-резидентом в Филадельфии, когда я там работал с оркестром. Я очень его уважаю. Я думаю, наше исполнение его нового сочинения станет хорошим поводом лишний раз прикоснуться к его музыке”.

Целое созвездие замечательных дирижеров и солистов-инструменталистов ждет нас в следующем сезоне. Вот только несколько имен: дирижеры Кирилл Карабец, Валерий Гергиев, Джеймс Гаффиган, Герберт Блумстедт, Манфред Хенек, Яап ван Зведен, пианисты Юджа Вонг, Даниил Трифонов, Денис Кожухин, Пол Льюис, Беатрис Рана (24 февраля состоялся ее дебютный сольный фортепианный концерт в Чикаго), скрипачи Джулия Фишер, Пекка Куусисто.

Среди дебютантов отмечу нашего соотечественника, скрипача и дирижера Юлиана Рахлина, британского контртенора Йестина Дэйвиса (он вскоре появится в Лирик-опере в “Ариоданте” Г.Ф.Генделя), финского дирижера Ханну Линту.

Из камерных концертов выделю трио Экс-Кавакос-Йо Йо Ма, дуэты Рене Флеминг и Евгения Кисина, скрипача Кристиана Тетцлаффа и пианиста Ларса Вогта, скрипачки Анны-Софии Муттер и пианиста Ламберта Оркиса.

Риккардо Мути дирижирует ЧСО (21 февраля 2019 года). Фото – Тодд Розенберг
Риккардо Мути дирижирует ЧСО (21 февраля 2019 года). Фото – Тодд
Розенберг

Маэстро Мути продолжит практику концертного исполнения опер. Мы услышим оперу П.Масканьи “Сельская честь”. В партии Туридду – Пьеро Претти, в партии Сантуцци – меццо-сопрано Анита Рачвелишвили. В июне она споет Амнерис в концертном исполнении “Аиды” Дж.Верди.

В серии “Оркестры мира” мы услышим Монреальский симфонический оркестр под управлением Кента Нагано (солист – Денис Мацуев), Orchestre Metropolitain de Montreal под управлением Янника Незе-Сегина и Вроцлавский филармонический оркестр под управлением Джанкарло Герреро (солист – Петр Андершевский).

В ноябре состоятся два концерта ЧСО в Карнеги-холл, на январь 2020 года намечено седьмое с Риккардо Мути европейское турне оркестра. Центральным событием гастролей станут концерты в Вене на торжествах, посвященных стопятидесятилетию легендарного зала Музикферайн. ЧСО выступит также в Кельне, Париже, Неаполе.

Новый сезон завершится монументальной Девятой симфонией Бетховена. ЧСО дирижирует маэстро Риккардо Мути. Среди солистов – дебютирующая в Чикаго солистка Мариинского театра сопрано Елена Стихина.

В рамках одной статьи, конечно, невозможно перечислить все интереснейшие концерты, которые пройдут в Симфоническом центре в предстоящем сезоне, поэтому я отсылаю вас, уважаемые читатели, на сайт оркестра www.cso.org. Там вы найдете всю исчерпывающую информацию о будущем сезоне. Что касается нашей газеты, то в рубрике “Музыкальное обозрение” вы, как и в прошлые годы, найдете рецензии, интервью, статьи, посвященные Чикагскому симфоническому оркестру и концертам в Симфоническом центре.

Nota bene! Билеты на все концерты сезона 2018-19 годов и абонементы сезона 2019-20 годов Чикагского симфонического центра можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604. Билеты на одиночные концерты будущего сезона появятся в продаже позднее.