14 и 16 февраля, 8.00 pm; 17 февраля, 3.00 pm. В первой после возвращения из азиатского турне программе Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) – произведения русских композиторов: Третий фортепианный концерт С.Рахманинова (солист – пианист из Македонии Симон Трпчески) и Первая симфония (“Зимние грезы”) П.Чайковского.
За дирижерским пультом – выпускник Гранадского университета, сорокаоднолетний испанский маэстро Пабло Эрас-Касадо (Pablo Heras-Casado). После Первой премии на конкурсе дирижеров Люцернского музыкального фестиваля 2007 года его карьера развивалась стремительно. Уже в 2008 году состоялся дебют дирижера в нью-йоркском Карнеги-холл. Впервые в Метрополитен-опере он дирижировал в 2013 году (“Риголетто” Дж.Верди). С 2011 до 2017 года был главным дирижером английского Оркестра святого Луки, с 2014 до 2018 годы – главным приглашенным дирижером мадридского театра “Реал”. С 2017 года Эрас-Касадо руководит Музыкальным фестивалем в Гранаде. По недавнему сообщению музыкального критика Би-Би-Си Нормана Лебрехта – а этот человек знает о классической музыке и о том, что творится вокруг нее, все, – в настоящее время Эрас-Касадо является одним из наиболее вероятных претендентов на должность музыкального руководителя Королевского симфонического оркестра Концертгебау.
После двух подряд сезонов в Равинии получивший хорошую прессу пианист из Македонии Симон Трпчески играет своего любимого Рахманинова в Симфоническом центре. В этом сезоне у музыканта на редкость напряженный график: он выступает с лучшими симфоническими оркестрами мира, играет в дуэтах со скрипачкой Эльдберг Хемсинг и виолончелистом Даниэлем Мюллер-Шотом, а также в качестве руководителя проекта “Македониссимо”, в котором он вместе с друзьями исполняет народные мелодии.
Перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (14 и 16 февраля, 6.45 pm; 17 февраля, 1.45 pm, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Карла Грапентина об исполняемых произведениях.
После концерта 17 февраля Симон Трпчески подпишет всем желающим свои диски (Grainger Ballroom).
15 февраля, 7.30 pm. В ежегодной серии “CSO at the Movies” смотрим шпионский триллер Альфреда Хичкока “К северу через северо-запад” (“North By Northwest”, США, 1959, 136 мин.) с музыкой Бернарда Херрмана. Дирижер – Ричард Кауфман.
Когда рекламного агента Роджера Торнхилла (Кэри Грант) по ошибке принимают за агента контрразведки, у бедняги начинаются крупные неприятности. Роджер бежит от всех: от охотящихся за ним агентов ФБР, шпионов, пытающихся захватить “двойного агента”, и от прекрасной незнакомки Ив (Ева Мария Сейнт), оказывающейся в итоге сотрудницей ЦРУ.
В этой картине, как всегда у Хичкока, намешано все: погони и любовные переживания, встречи и расставания, комедийные сцены и эпизоды “черного кино”. Многие находки этого захватывающего триллера вошли в золотой фонд мирового кино. Например, автомобильная гонка по извилистой горной дороге или сцена, когда самолет пролетает над пшеничным полем, едва не касаясь головы главного героя. Украшением фильма является исполнитель главной роли – неподражаемый Арчибальд Александр Лич, вошедший в историю кино под псевдонимом Кэри Грант.
Грант – эталон мужества и благородства, вечно живая легенда Голливуда. Это ему первому предложили роль Джеймса Бонда, но он отказался, сославшись на уже немолодой возраст – ему тогда было далеко за пятьдесят. Роль беззаботного плейбоя, гибнущего в автокастрофе и становящегося столь же беззаботным привидением в комедии “Топпер” (“Topper”, 1937), сделала Кэри Гранта звездой. Позднее он отшлифовал до блеска свой экранный образ немного загадочного, отстраненного, хладнокровного героя, не теряющего обаяния и присутствия духа в самых разных ситуациях. В 1941 году Альфред Хичкок предложил Гранту главную роль в триллере “Подозрение” (“Suspicion”), где он играет роль человека, жена которого подозревает, что он планирует ее убийство. По требованию студии финал сценария был изменен, и подозрения героини оказывались напрасными. Хичкок еще трижды успешно обыгрывал загадочность и непроницаемость, присущие образу Гранта, в фильмах “Дурная слава” (“Notorious”, 1946), “Поймать вора” (“To Catch a Thief”, 1955) и “К северу через северо-запад”. Грант стал его любимым актером. Хичкок говорил о нем: “Кэри Гранту не дают режиссерских указаний – его просто ставят перед камерой”. После успеха в фильме “К северу через северо-запад” актер перестал сниматься, чтобы повторить судьбу Греты Гарбо и навечно запечатлеть в памяти поклонников свой образ. Сам актер говорил о нем так: “Я притворялся человеком, которым хотел бы быть, и в конце концов стал им. Или он стал мной”. Кэри Грант умер в 1986 году в возрасте восьмидесяти двух лет.
Композитор Бернард Херрман сочинил музыку ко всем фильмам Хичкока с 1955 по 1964 годы. Среди них – “Человек, который слишком много знал” (“The Man Who Knew Too Much”, 1956), “Головокружение” (“Vertigo”, 1958), “Психо” (“Psycho”, 1960) и “Марни” (Marnie”, 1964). Музыка Херрмана звучит в фильмах “Гражданин Кейн” (“Citizen Kane”, 1941) О.Уэллса, “451 градус по Фаренгейту” (“Fahrenheit 451”, 1966) Ф.Трюффо, “Таксист” (“Taxi Driver”, 1976) М.Скорсезе.
Перед началом на втором этаже Симфонического центра (6.15 pm, Armour Stage) состоится встреча с дирижером Ричардом Кауфманом и дочерью композитора – Дороти Херрман.
Во второй февральской программе ЧСО прозвучат Девятая симфония Уильяма Шумана (не путайте с великим классиком-романтиком Робертом Шуманом) и Реквием В.А.Моцарта. Дирижер – Риккардо Мути. Солисты: Бенедетта Торре, сопрано; Сара Мингардо, контральто; Саймир Пиргу, тенор; Мика Карес, бас. Чикагский симфонический хор. Хормейстер – Дуайн Вулф.
Из четверки солистов мы слышали в Чикаго только одного – тенора из Албании Саймира Пиргу. О шедевре Моцарта и новых голосах – в следующем выпуске Музыкального обозрения.
Nota bene! Билеты на все концерты сезона 2018-19 годов и абонементы на концерты сезона 2019-20 годов Чикагского симфонического центра можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.