10 и 12 января, 8.00 pm; 11 января, 1.30 pm. Первые концерты Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) в новом году. В программе: мелодии и песни американских композиторов (солист – Томас Хэмпсон) и “Энигма-вариации” Э.Элгара. Дирижер – канадский маэстро Брамвелл Тови.
В свои сорок лет английский композитор Эдуард Элгар был, по-видимому, обречен на безвестную жизнь. Его музыка не приобрела почитателей и поклонников, от попытки прославиться в Лондоне он отказался и вернулся в Вустершир – графство на западе Англии, где он жил в молодости и где у него сохранился богатый круг друзей. Встретившись с ними, он решил увековечить их в музыкальных портретах и сочинил “Энигма-вариации”. Среди четырнадцати эскизов – автопортрет, портреты жены, ближайших друзей и известных людей, чьи имена зашифрованы под псевдонимами. Сочинение принесло Элгару мировую славу.
Один из лучших баритонов мира, американский певец Томас Хэмпсон знаком нам по партиям в Лирик-опере и камерным концертам в Равинии. На чикагской сцене он дебютировал в сезоне 2002-03 годов в партии Атанаэля в опере Жюля Массне “Таис”, в сезоне 2006-07 годов пел Жермона в “Травиате”, где его партнершей была Рене Флеминг, исполнял партии Симона Бокканегра в одноименной опере Дж.Верди (сезон 2012-13 годов), графа Данило в оперетте “Веселая вдова” Ф.Легара (сезон 2015-16 годов). Ну а самой запоминающейся работой певца в Чикаго была, как мне кажется, главная партия в “Макбете” Дж.Верди в яркой постановке Барбары Гейнс (сезон 2010-11 годов). Я встречался тогда с Хэмпсоном. Помню, меня поразила эрудиция и глубокие размышления певца о природе голоса и замысле композитора. На вопрос “Что вы больше всего не любите в опере?” Хэмпсон засмеялся и сказал: “Что мы поем, стоя перед зрителями. Иногда мне хочется от них отвернуться. Мне интересен мир в трех измерениях, а зрителям видна только одна сторона”. Не стал неожиданностью его ответ на вопрос: “Что значит опера для вас?” – “Это не работа, а профессия. Быть артистом – великая привилегия в любой стране, в любые времена. Мне кажется, если ты признаешь эту привилегию, все, о чем ты думаешь, все, что ты делаешь – личная жизнь, дети, семья – сконцентрировано на творчестве. Как говорил мой отец: “Если ты можешь зарабатывать деньги на том, что любишь больше всего на свете, ты – самый счастливый человек”. Музыка, опера – это вся моя жизнь.”
Дирижер Брамвелл Тови признается в любви к американской музыке. Он стажировался у Леонарда Бернстайна и заслужил благодарность от Аарона Копланда. Тови говорит: “Работая с Бернстайном, я заинтересовался композиторами, которыми интересовался он”. А любовь Бернстайна к современной музыке хорошо известна.
С 2000 года Тови являлся музыкальным руководителем Ванкуверского симфонического оркестра, в 2018 году (год столетия оркестра) стал его почетным руководителем. С января 2018 года он стал главным дирижером Концертного симфонического оркестра Би-Би-Си. Тови – лауреат премий “Грэмми” и “Джуно”.
Перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (10 января, 6.45 pm, Grainger Ballroom; 11 января, 12.15 pm и 12 января, 6.45 pm, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда, доктора Джоанна Биса об исполняемых произведениях. После концерта 11 января Томас Хэмпсон будет подписывать диски на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom).
Позже в январе музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути второй раз возглавит гастрольный тур оркестра по странам Азии (девятый за всю историю) с остановками в Тайпее (Тайвань, 19 и 20 января), Шанхае (22 и 23 января), Пекине (25 и 26 января), Токио (30 и 31 января, 2 и 3 февраля) и Осаке (4 февраля). В программах: Первая и Вторая симфонии И.Брамса, Пятая симфония П.Чайковского, “Шехерезада” Н.Римского-Корсакова. В двух дополнительных концертах в Токио 2 и 3 февраля ЧСО исполнит Реквием Дж.Верди. Солисты: Виттория Йео, сопрано; Даниэла Барселлона, меццо-сопрано; Франческо Мели, тенор; Дмитрий Белосельский, бас. (Все они, кроме Мели, исполняли свои партии на ноябрьских концертах в Симфоническом центре.) В токийских гастролях примет участие хор певцов Токийской оперы.
В первой после возвращения домой программе ЧСО – произведения русских композиторов: Третий фортепианный концерт С.Рахманинова (солист – пианист из Македонии Симон Трпчески) и Первая симфония П.Чайковского. За дирижерским пультом – испанский маэстро Пабло Эрас-Касадо.
12 января, 10.00 и 11.45 am. Концерты для самых маленьких из серии ”Однажды в Симфоническом центре” (Once Upon a Symphony). Музыканты из ЧСО не просто исполняют, а разыгрывают сказку Г.Х.Андерсена “Гадкий утенок” (“The Ugly Duckling”).
15 января, 8.00 pm. Маэстро Брамвелл Тови дирижирует Civic Orchestra. В программе: “Фантазия на тему Томаса Таллиса” Р.Воан-Уильямса, концертная увертюра “На Юге” (“Алассио”) Э.Элгара, Четвертая симфония П.Чайковского.
Перед началом концерта на втором этаже Симфонического центра (6.30 pm, Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа музыковеда Лауры Причард об исполняемых произведениях.
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2018-19 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.