6 и 8 декабря, 8.00 pm; 7 декабря, 1.30 pm; 11 декабря, 7.30 pm. Концерты Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО) под управлением Эдварда Гарднера. В программе: увертюра к опере “Риенци” Р.Вагнера, “Четыре последние песни” Р.Штрауса (солистка – Эрин Уолл, сопрано), Четвертая (“Неугасимая”) симфония К.Нильсена (1865-1931).
Сорокачетырехлетний английский маэстро Эдвард Гарднер дебютирует за дирижерским пультом ЧСО, но в Чикаго он уже выступал. Его дебют в Лирик-опере состоялся с оперой “Кавалер розы” Р.Штрауса в сезоне 2015-16 годов. С 2006 до 2015 годов Гарднер являлся музыкальным руководителем Английской национальной оперы. В настоящее время маэстро служит главным дирижером Бергенского филармонического оркестра (Норвегия).
“Музыка – это жизнь и, как жизнь, неугасимая”, – написал датский композитор Карл Нильсен на первой странице партитуры Четвертой симфонии. Произведение было создано в первые годы Первой мировой войны и поражает своей жизнеутверждающей энергией. Симфония звучит в финале концерта, после “Четырех последних песен”. Штраус сочинил их в 1948 году, за год до смерти, и предчувствие смерти слышится в этой трагичной прощальной музыке.
Перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (6 декабря, 6.45 pm, 7 декабря, 12.15 pm, 11 декабря, 6.15 pm, Armour Stage; 8 декабря, 6.45 pm, Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Стивена Рингса об исполняемых произведениях.
7 декабря, 7.00 pm; 8 и 9 декабря, 2.00 pm. На большом экране в Симфоническом центре опять смотрим кино.
На этот раз – фильм Криса Коламбуса “Гарри Поттер и тайная комната” (“Harry Potter and the Chamber of Secrets”, 2002). Это – вторая картина в серии о мальчике-волшебнике Гарри Джеймсе Поттере, главном герое романов Джоан Роулинг. Музыку Джона Уильямса исполняют музыканты ЧСО. Дирижер – Джастин Фрир.
8 декабря, 10.00 и 11.45 am. Концерты для самых маленьких из серии ”Однажды в Симфоническом центре” (Once Upon a Symphony). Музыканты из ЧСО не просто исполняют, а разыгрывают сказку Г.Х.Андерсена “Гадкий утенок” (“The Ugly Duckling”). Датский сказочник популярен в Чикаго. В эти дни в Lookingglass Theatre идет спектакль Мэри Циммерман “Стойкий оловянный солдатик: рождественская пантомима” – вольная фантазия на темы еще одной хрестоматийной сказки Андерсена.
12 декабря, 8.00 pm. Эдвард Гарднер дирижирует Civic Orchestra of Chicago. В программе: Симфониетта Л.Яначека, Четвертая симфония В.Лютославского, Вторая сюита из балета Дафнис и Хлоя М.Равеля.
Вход свободный, по билетам. Перед началом концерта на втором этаже Симфонического центра (12 декабря, 6.30 pm, Grainger Ballroom) состоится тридцатиминутная беседа музыковеда Лоры Причард об исполняемых произведениях.
13 и 15 декабря, 8.00 pm; 14 декабря, 1.30 pm. На этих концертах бразды правления ЧСО принимает многолетний музыкальный руководитель Сан-Францисского симфонического оркестра Майкл Тилсон Томас. В программе: Концерт для струнного оркестра И.Стравинского, Второй скрипичный концерт С.Прокофьева (солистка – Никола Бенедетти), Шестая (“Патетическая”) симфония П.Чайковского.
Настоящая фамилия Тилсона Томаса – Томашевский. Его бабушка и дедушка – актеры Борис и Бесси Томашевские – были выходцами из России. В Нью-Йорке они основали театр, играющий спектакли на идиш. Отец дирижера Тед Томас был продюсером Mercury Theater Company в Нью-Йорке, мама Роберта Томас работала в компании Columbia Pictures. Ее имя неожиданно всплыло в моем интервью с президентом Центра исполнительских искусств имени Кеннеди в Вашингтоне Деборой Раттер. Мы встретились с ней в Чикагском симфоническом центре в 2013 году. В то время она жила в Чикаго, являлась президентом ЧСО. Она рассказала, что Роберта Томас была ее учительницей по истории, и добавила: “Она была одной из первых, кто рассказал мне о том, каких усилий требует профессия музыканта. Я очень хорошо запомнила нашу беседу…”.
Майкл Тилсон Томас окончил университет Южной Калифорнии. Уже с юности стал интересоваться современной музыкой. Ему довелось поработать со Стравинским, Булезом, Штокхаузеном, Копландом, он аккомпанировал и был дирижером на концертах Григория Пятигорского и Яши Хейфеца. В феврале 1988 года Тилсон Томас создал в Майами оркестр молодых музыкантов New World Symphony. В этом оркестре начинал свою карьеру Евгений Изотов – концертмейстер секции гобоев Сан-Францисского симфонического оркестра, в прошлом – первый гобоист ЧСО. С 1988 по 1995 годы Тилсон Томас был главным дирижером Лондонского симфонического оркестра. Лауреат восемнадцати премий “Грэмми” за музыкальные записи. Лауреат Национальной медали Искусств. С 1995 года – музыкальный руководитель Сан-Францисского симфонического оркестра. Первым, кого он принял в оркестр, стал Изотов. Он играл на позиции второго гобоя, а после десяти лет работы в ЧСО вернулся в Сан-Франциско, но уже в качестве концертмейстера.
В октябре 2017 года было объявлено, что Тилсон Томас уйдет с поста музыкального руководителя Сан-Францисского симфонического оркестра в конце сезона 2019-20 годов и станет руководителем-лауреатом.
Тилсон Томас любит и понимает музыку русских композиторов, охотно исполняет их сочинения. На весенних концертах 2016 года ЧСО под его управлением блестяще справился со сложнейшим “Скерцо в русском стиле” И.Стравинского. С нетерпением жду новой русской программы маэстро.
Никола Бенедетти родилась в итальянской семье в Северном Эйршере (Шотландия). С четырех лет училась играть на скрипке. Поступив в школу Иегуди Менухина, сделала головокружительную карьеру. В 2004 году выиграла Международный конкурс Би-Би-Си и стала лучшим юным музыкантом года. Играла с ведущими оркестрами Европы. В 2005 году впервые выступила в США. Я ее впервые услышал в 2012 году в Равинии. С ЧСО под управлением Кристофа Эшенбаха она поразила всех исполнением Скрипичного концерта Брамса. В 2016 году в той же Равинии Никола произвела новую сенсацию, когда открытие юбилейного, семьдесят пятого сезона ЧСО в Равинии стало событием национального масштаба. Бенедетти солировала на американской премьере Первого скрипичного концерта Уинтона Марсалиса. Известный американский трубач и композитор сочинил его специально для шотландской скрипачки.
Перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (13 и 15 декабря, 6.45 pm, Grainger Ballroom; 14 декабря, 12.15 pm, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы пианиста Даниэля Шлосберга об исполняемых произведениях.
Nota bene! Билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2018-19 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.