Новый, сто двадцать восьмой сезон Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) начался с русской музыки. В парке “Миллениум” состоялся грандиозный бесплатный “Concert for Chicago” двух оркестров: ЧСО и Civic Orchestra. Среди произведений прозвучала торжественная увертюра “1812 год” П.Чайковского. Оркестром дирижировал его музыкальный руководитель Риккардо Мути.
В первой программе оркестра в Симфоническом центре маэстро Мути объединил Симфониетту С.Прокофьева (первое исполнение ЧСО) и Тринадцатую (“Бабий Яр”) симфонию Д.Шостаковича для солиста (А.Тихомиров), хора басов и оркестра на стихи Е.Евтушенко.
Русская музыка продолжит звучать и во второй программе ЧСО.
27-29 сентября, 8.00 pm. ЧСО под управлением Р.Мути исполнит увертюру к опере “Дон Жуан” и Сороковую симфонию В.А.Моцарта, симфоническую сюиту “Шехерезада” Н.Римского-Корсакова.
После первой программы вторая выглядит почти хрестоматийной — одно произведение известнее другого. Интересно здесь сочетание имен Моцарта и Римского-Корсакова. Их объединяла идея первичности музыкального начала в опере. Оба композитора отрицали важность либретто, при этом оба работали с лучшими литераторами своего (и не только) времени: Моцарт – с Да Понте (“Свадьба Фигаро”, “Дон Жуан”, “Так поступают все”) и Шиканедером (“Волшебная флейта”), Римский-Корсаков – с Пушкиным (“Сказка о царе Салтане” и “Золотой петушок”), Гоголем (“Майская ночь”), Островским (“Снегурочка”), Меем (“Псковитянка”, “Царская невеста”), Бельским (“Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”). В 1897 году русский композитор представил венского гения в качестве своего героя (опера “Моцарт и Сальери” по мотивам поэмы Пушкина).
“Шехерезада” – музыкальные впечатления Римского-Корсакова от средневекового сборника сказок “Тысяча и одна ночь”. В беседе со мной Риккардо Мути сказал: “Шехерезада” — произведение известное. Много раз оно исполнялось, но всегда с многократно преувеличенными эмоциями, ложными сантиментами, и т.д. Я попробую исполнить “Шехерезаду” так, как задумал композитор. Это прекрасное сочинение большого специалиста в симфонической музыке. Не случайно ведь многие великие композиторы XX века были учениками Римского-Корсакова”.
Интересную характеристику Римского-Корсакова дал мне несколько лет назад английский музыковед и композитор Джерард Макберни. Одиннадцать лет он вел в Симфоническом центре серию концертов под общим названием “Beyond the Score”. Он великолепно образован, прекрасно знает историю музыки, блестяще (даже с каким-то особым московским диалектом) говорит по-русски. Его брат Саймон Макберни – режиссер, руководитель британской театральной компании Complicite. В начале восьмидесятых Джерард Макберни учился в Московской консерватории, был учеником Эдисона Денисова и Романа Леденева. За те одиннадцать лет, которые он жил и работал в Чикаго, мне часто удавалось побеседовать с Макберни. В основном, наши беседы касались русских композиторов. Вот что он рассказывал о Римском-Корсакове и влиянии его музыки: ”Николай Андреевич существует несколько обособленно в русской культуре конца XIX — начала XX веков. С одной стороны — типичный пример человека шестидесятых годов с его квазипротестантским подходом к истории, скромностью и провинциальным взглядом на иностранное искусство. Он боится Запада. Самая худшая черта русского характера — провинциальная реакция на угрозы из-за границы. Однако поздние сочинения Римского-Корсакова (“Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”, “Кащей Бессмертный”, “Золотой петушок“) не только отражают его нездоровый интерес к Вагнеру, но и удивительный дар красоты. Мне кажется, эти сочинения пропитаны эстетикой Фаберже… Сочинения Римского-Корсакова обожал Дягилев. Одними из его первых парижских спектаклей были “Шехерезада” и “Золотой петушок”. При этом сам композитор не испытывал к Дягилеву никакой симпатии… У Николая Андреевича учился Стравинский, он был в близких отношениях с детьми композитора: Андреем и Володей. Когда слышишь ранние произведения Стравинского (“Фейерверк”, “Фантастическое скерцо”), они кажутся продолжением музыки Римского-Корсакова. Даже отдельные элементы “Жар-птицы” – при том, что это гигантский шаг вперед в творчестве молодого композитора, — взяты у учителя… Не получивший музыкального образования, выпускник Морского кадетского корпуса Петербурга Римский-Корсаков стал академичным человеком и строгим профессором. Он был забавный человек! Однажды решил, что ничего не понимает в полифонии. Сидел все лето, писал фуги и посылал их по одной бедному Чайковскому. Сто пятьдесят фуг! Он как будто все время хотел кому-то что-то доказать… Музыка Мессиана вся наполнена влиянием Римского-Корсакова. И не только Мессиана. “Дафнис и Хлоя” Равеля – “любовное письмо” Римскому-Корсакову…”.
Перед началом концертов (6.45 pm) на втором этаже Симфонического центра (27 и 29 сентября, Grainger Ballroom; 28 сентября, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы дирижера Карла Грапентина об исполняемых произведениях.
30 сентября, 2.00 pm. Первый в новом сезоне концерт в Художественном музее из серии ”Art Institute Chamber Series”. В программе: Терцет для двух скрипок и альта А.Дворжака, Фортепианный квинтет А.Шнитке, Большой концертный дуэт для скрипки, контрабаса и фортепиано Дж.Боттезини (1821-1889), Tangoesque для струнного квинтета современного американского композитора Джейсона Сида, Танцы “Hurdy-gurdy” для квинтета Миллера-Армстронга. Исполнители: ансамбль Cinco (Корнелиус Чу, скрипка; Армин Ганье, скрипка; Юминг Чен, альт; Даниэль Армстронг, контрабас, Айна Чу, фортепиано).
Обратите внимание! Концерт состоится в помещении Fullerton Hall по адресу: Art Institute of Chicago, 111 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60603.
1 октября, 8.00 pm. Духовой ансамбль Civic Orchestra Brass исполнит сюиту “Кольцо” Р.Вагнера. Аранжировка симфонического произведения для духовых, ударных инструментов и органа сделана концертмейстером группы тромбонов Симфонического оркестра Сан-Франциско Тимом Хиггинсом. Дирижер – концертмейстер группы тромбонов ЧСО Джей Фридман. И Хиггинс, и Фридман в свое время сами играли в студенческом Civic Orchestra, которому в следующем году исполняется сто лет!
4 октября, 8.00 pm; 5 октября, 1.30 pm. От русской – к немецкой классике. В программе двух концертов ЧСО под управлением Р.Мути: увертюра “Эгмонт”, Третий фортепианный концерт Л.ван Бетховена (солист – Дэвид Фрей), Венгерские танцы И.Брамса, симфония “Художник Матис” П.Хиндемита.
“Художник Матис” – своеобразный симфонический “дайджест” из трехчасовой оперы немецкого композитора Пауля Хиндемита, посвященной истории жизни художника XVI века Матиаса Грюневальда.
Французский пианист Дэвид Фрей начал заниматься на фортепиано в возрасте четырех лет. Выпускник Парижской консерватории. Любителям музыки стал известен в 2004 году, когда получил Вторую премию на Международном фортепианном конкурсе в Монреале. Специализируется на музыке И.С.Баха и Ф.Шуберта. Выступал в концертах с известными дирижерами Яапом ван Зведеном, Куртом Мазуром, Кристофом Эшенбахом. Выпускает диски на студии Warner Classics. Еще одна любопытная подробность: в 2008 году Дэвид Фрей женился на актрисе Кьяре Мути, дочери нашего маэстро Риккардо Мути. Вместе они воспитывают дочь.
Перед началом концертов (4 октября, 6.45 pm; 5 октября, 12.45 pm) на втором этаже Симфонического центра (4 октября, Grainger Ballroom; 5 октября, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Джоанна Биса об исполняемых произведениях.
5 октября, 7.00 pm. Инаугурационный камерный концерт ансамбля Civic Orchestra Fellows. В программе: Фантазия для гобоя и струнного трио Б.Бриттена, Пастораль для трубы, бас-тромбона и фортепиано современного американского композитора Э.Эвазена, Октет фа мажор Ф.Шуберта. Вход свободный. Билеты требуются.
В течение сезона ансамбль Civic Orchestra Fellows будет играть в школах и общественных местах Чикаго и пригородов.
Обратите внимание! Концерт состоится на втором этаже Симфонического центра (Buntrock Hall).
6 октября, 7.00 pm. Ежегодный Симфонический бал в этом году не открывает, а закрывает первую осеннюю серию концертов Риккардо Мути. В программе: Четыре Венгерских танца И.Брамса, Двадцать четвертый фортепианный концерт В.А.Моцарта (солист – Дэвид Фрей), Интермеццо из третьего акта оперы “Манон Леско” Дж.Пуччини, вальс “Музыка сфер” Й.Штрауса, вальс “Розы с юга” И.Штрауса-младшего.
Мы прощаемся с маэстро Мути до ноября. 8-10 ноября ЧСО под управлением Р.Мути исполнит Реквием Дж.Верди. Об этом и других концертах – в будущих выпусках Музыкального ообозрения.
Nota bene! Абонементы на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2018-19 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.