8 апреля, 2.00 pm. “Квартет на конец времени” Оливье Мессиана исполнит камерный ансамбль Chicago Pro Musica в составе: Джон Брюс Йе, кларнет; Стефани Йонг, скрипка; Даниель Катц, виолончель; Патрик Годон, фортепиано.
В 1940 году тридцатиоднолетний главный органист Церкви святой Троицы в Париже, французский композитор Оливье Мессиан был мобилизован в действующую армию и вскоре попал в плен. После неудачной попытки побега он был отправлен в силезский концлагерь для военнопленных близ Герлица (ныне – Згожелец, Польша). В этих тяжелых условиях Мессиан не только проявил стойкость духа, поддерживая своих товарищей, но и нашел в себе силы противостоять кошмарной действительности, “воюя” своим профессиональным оружием – музыкой. Композитор выпросил у одного немецкого офицера, любителя музыки, нотную бумагу, и в январе 1941 года на свет появился “Квартет на конец времени” для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано. Инструментальный состав партитуры был предопределен присутствием в лагере именно этих музыкантов.
Создание музыки за колючей проволокой – случай не такой уж беспрецедентный. Вспомним Виктора Ульмана, два года сочинявшего музыку в “образцовом” гетто – концлагере в Терезине. То же самое произошло с сочинением Мессиана. “Квартет на конец времени” был впервые исполнен 15 января 1941 года лагерными музыкантами Этьеном Паскье (скрипка), Жаном ле Булером (кларнет), Анри Акока (виолончель) и самим композитором перед тысячами пленных. Премьера состоялась при тридцатиградусном морозе, на неисправных инструментах: расстроенном пианино, трехструнной виолончели, с западающими клапанами у кларнета. “Никогда меня не слушали с таким вниманием и пониманием,” – скажет потом Мессиан.
Историю создания произведения композитор впоследствии объяснял так: “Я сочинил этот квартет для того, чтобы уйти от снега, войны, плена и самого себя”. По признанию Мессиана, он был вдохновлен цитатой из Апокалипсиса: “И увидел я Ангела, полного сил, спускающегося с неба и одетого в облако с радугой на голове. И лицо его было как солнце, а ноги его были как огненные колонны. Он поставил правую ногу на море и левую на землю, поднял руку и обратился к тому, кто живет во веки веков, и сказал: не будет больше Времени, но при звуках трубы седьмого Ангела тайна Божия свершится”. При этом в беседе с музыковедом А.Голеа Мессиан отметил, что название Квартета имеет второй смысл – конец музыкального времени, основанного на мерной метрической пульсации классической музыки. Теологическая эсхатология породила эсхатологию музыкальную. В Квартете отсутствует метр, замененный абсолютно свободными, независимыми ритмическими фразами. В них господствует стихия дополнительных длительностей, увеличенных и уменьшенных ритмов.
Произведение поразило современников величием замысла и подвигом исполнения. “Квартет на конец времени” не заканчивается “концом времени”. В финале произведения музыка уходит в “неземные выси” высших регистров инструментов, воплощая, по словам Мессиана, “вознесение человека к Богу, дитя божьего к Отцу, к обожествленному творению” или, как сказали бы люди нерелигиозные, “вознесение” к идеалам гуманизма, миру чувств и страстей. Ведь даже в те самые страшные времена мессиановский Квартет убеждал узников концлагеря, что никогда не остановится великое движение жизни, никогда не исчезнет стремление человека к гармонии и красоте. Какой жизнестойкостью надо обладать, чтобы в “конце времени” воздать хвалу вечности и бессмертию!
После Квартета Мессиан чувствует невероятный прилив вдохновения и на едином дыхании создает подряд три крупных произведения: “Образы слова Аминь” для двух фортепиано (1943 год), Три маленькие литургии для женского хора, фортепиано, волн Мартено и оркестра (1944 год), “Двадцать взглядов на младенца Иисуса” для фортепиано (1944 год). Но это уже сюжет для другой истории…
(В статье использованы материалы монографии В.Екимовского “Оливье Мессиан”.)
Обратите внимание! Концерт состоится в помещении Fullerton Hall по адресу: Art Institute of Chicago, 111 South Michigan Avenue, Chicago, IL 60603.
8 апреля, 3.00 pm. Сольный фортепианный концерт Эммануэля Экса. В программе: Соната фа мажор В.А.Моцарта, “Три сонета Петрарки” Ф.Листа, Партита N5 соль мажор И.С.Баха, “Andante favori” фа мажор и Двадцать первая (“Аврора”) соната Л.ван Бетховена.
Эммануэль Экс родился 8 июня 1949 года во Львове в еврейской семье бывших узников нацистского концлагеря. Отец Иоаким работал педагогом в Львовском оперном театре и часто брал мальчика с собой на репетиции. Экс вспоминает, как в четыре года он уже наблюдал за репетициями “Евгения Онегина” и занятиями отца вокалом с солистами театра. Первым музыкальным инструментом Эммануэля была скрипка, позднее он перешел на фортепиано. Музыкант до сих пор помнит внешность старенького львовского учителя – своего первого педагога. Когда мальчику было восемь лет, семья покинула Львов. Сначала они оказались в Варшаве, потом в канадском Виннипеге. Там педагогом мальчика был пианист польского происхождения Мечислав Мунц – в прошлом ученик Ф.Бузони.
С 1961 года Эммануэль с родителями живет в Нью-Йорке. Работы по специальности отец не нашел – он устроился менеджером в доме, где они жили. Расположение дома было замечательным – прямо напротив Карнеги-холла. Родители Эммануэля даже не могли предположить, что в этом прославленном зале их сын будет выступать регулярно на протяжении почти сорока лет и после каждого концерта получать положительные рецензии от самых строгих музыкальных критиков Америки!
Эммануэль Экс окончил Джульярдскую музыкальную школу и Колумбийский университет. Он выступал с сольными концертами в Нью-Йорке (в том числе в Линкольн-центре), работал аккомпаниатором у знаменитого скрипача Натана Мильштейна, но настоящая известность пришла к нему в 1974 году после победы на Международном конкурсе пианистов Артура Рубинштейна в Тель-Авиве. Кумир молодого музыканта Рубинштейн был членом жюри того памятного конкурса.
Спустя год состоялся примечательный дебют пианиста на Эдинбургском фестивале, а далее началась обычная жизнь концертирующего пианиста, которая продолжается и сегодня. В активе Эммануэля Экса премия Эвери Фишера и семь премий “Грэмми” (пять из них получены им вместе с виолончелистом Йо Йо Ма за ансамблевое исполнение).
9 апреля, 8.00 pm. Концерт Civic Orchestra под управлением Эрины Яшимы. В программе: Четвертая симфония Л.ван Бетховена и Вторая симфония С.Рахманинова.
По итогам Международного конкурса дирижеров имени Георга Шолти Яшима получила право на двухлетнюю стажировку в Чикаго (Chicago Symphony Orchestra Association’s International Sir Georg Solti Conducting Apprenticeship). Яшима ассистирует музыкальному руководителю ЧСО Риккардо Мути и работает с Civic Orchestra of Chicago. Яшима родилась в Германии, училась в Ганновере, Фрайбурге, Вене и Берлине. Вход на концерт свободный, но билеты требуются.
За полтора часа до начала концерта на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоится беседа музыковеда Лауры Сайер об исполняемых произведениях.
12-14 апреля, 8.00 pm; 17 апреля, 7.30 pm. За дирижерский пульт ЧСО возвращается маэстро Риккардо Мути. В программе: “Лирика для струн” лауреата Пулитцеровской премии, девяностопятилетнего “живого классика” Джорджа Уолкера, “Портрет Линкольна” А.Копленда (текст читает Джон Малкович), Девятая (“Из Нового света”) симфония А.Дворжака.
Центральным произведением концертов станет музыкально-поэтическая композиция Аарона Копленда “Портрет Линкольна”.
Это сейчас Аарон Копленд ходит в классиках американской музыки XX века. В черные времена маккартизма его музыку запрещали, а самого композитора обвиняли в непатриотизме. В 1949 году Копленд с изумлением узнал, что его имя значится в списке пятидесяти “самых отъявленных” американских коммунистов и их попутчиков.
В январе 1953 года запланированное на инаугурации президента Эйзенхауэра исполнение “Портрета Линкольна” отменили после того, как депутат от Иллинойса Фред Басби подал протест в Палату представителей США. Журналист и историк Брюс Каттон отметил: “Если подобным жестом нанести смертельный удар злокозненному Кремлю явно не удалось, то во всяком случае цвет Республиканской партии, собравшийся на празднество, уберег себя от выслушивания пророческих слов Линкольна: “Сограждане, мы не можем ускользнуть от истории. Нас – этот наш Конгресс и это наше правительство – будут помнить наперекор нам самим”.
В апреле 1953 года Копленду прислали телеграмму с вызовом на заседание сенатской комиссии Маккарти. Композитора допрашивали на закрытом заседании два часа. Копленд держался с такой изысканной вежливостью, что враждебность противной стороны казалась сущим хамством. Он, скорее, производил впечатление свидетеля, склонного помочь следствию, но каким-то образом умудрился не назвать ни единого имени, а на все наводящие вопросы отвечал: “Я как-то об этом не задумывался”. Допрос прошел столь гладко, что Копленда в комиссию больше не вызывали и даже не внесли в черные списки. ФБР продолжало отслеживать его деятельность до 1955 года, но в целом Копленд благополучно пережил эпоху маккартизма. Другие пострадали гораздо больше…
Но вернемся к “Портрету Линкольна”. На роль шестнадцатого президента США Риккардо Мути пригласил блестящего американского актера Джона Малковича. За свою первую работу в кино – картину “Места в сердце” (“Places in the Heart”, 1984) – актер сразу был номинирован на премию “Оскар”, за роль в телевизионном фильме “Смерть коммивояжера” (“Death of a Salesman”, 1986) получил премию “Эмми” за лучшую второстепенную мужскую роль. Из других известных работ Малковича отмечу фильмы “Опасные связи” (“Dangerous Liaisons”, 1988), “Под покровом небес” (“The Sheltering Sky”, 1990) Б.Бертолуччи, “На линии огня” В.Петерсена (“In the Line of Fire”, 1993), “Быть Джоном Малковичем” (“Being John Malkovich”, 1999), “После прочтения сжечь” (“Burn After Reading”, 2008) братьев Коэнов.
Со своей второй женой Малкович десять лет жил на юге Франции. Актер свободно говорит на французском языке. В начале двухтысячных вернулся в Америку и поселился в Кембридже (штат Массачусетс). Родился Малкович в городке Кристофер, штат Иллинойс. Steppenwolf Theatre он не организовывал, как ошибочно пишет Википедия. Он присоединился к группе основателей спустя год, в 1975 году, когда спектакли игрались в подвале католической школы в Хайленд-парке (пригород Чикаго). В то время Малкович учился в Восточно-Иллинойском университете и решил попробовать свои силы в театре. Дебютировал на сцене в спектакле “Проклятье голодающего класса” по пьесе Сэма Шепарда.
Многолетний художественный руководитель Steppenwolf Theatre Марта Лейви в беседе со мной вспоминала Малковича: “В 1980 году я впервые увидела спектакль Steppenwolf. Он назывался “Спокойной ночи, Грейси” (“Say Goodnight, Gracie”). Режиссер был Остин Пендлтон. Там играли несколько актеров, в том числе – Джон Малкович. Я подумала, какой я была бы счастливой, если бы мне довелось сыграть с ТАКИМ актером?! Вскоре после этого я окончила Северо-Западный университет по специальности “театр” и стала заниматься в актерской студии при Steppenwolf Theatre. Моим педагогом был Малкович. В 1981 году он ставил в студии спектакль “Дикари” по пьесе Кристофера Хэмптона. Там шла речь о колониализме в Южной Америке, и Малковичу нужны были актеры – исполнители ролей индейцев. Мы с моим сокурсником сыграли эти роли”.
С 1978 по 1986 годы Малкович сыграл на сцене Steppenwolf около пятидесяти ролей. За работы в чикагском театре он получил премии Drama Desk и Obie. Правда, это было давно. Актер давно не играет в Чикаго, но по-прежнему числится членом труппы. Во время его французского периода жизни он играл в местном театре. Выступал он в антрепризе с Ингеборгой Дапкунайте в спектакле “Казанова”. А последний раз я видел актера на прошлой неделе в новом российском фильме “Про любовь. Только для взрослых”. Малкович хорошо смотрелся в компании с той же Дапкунайте, с Анной Михалковой, Гошей Куценко, Викторией Исаковой, Федором Бондарчуком…
Участие в классическом концерте для Малковича – дело привычное. Актер любит классическую музыку. С января 2015 года он гастролирует по миру и читает фрагменты романа Эрнесто Сабато “О героях и могилах” в театральном представлении Концерта для фортепиано и струнного оркестра А.Шнитке. Еще один проект актера – музыкально-театральная композиция “Музыкальный критик”. Она получила высокие отзывы критиков и зрителей на Gent Festival в Бельгии в 2017 году. С “Портретом Линкольна” Малкович, пусть на несколько дней, но возвращается в Чикаго, откуда началась его всемирная слава.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Джоанна Биса об исполняемых произведениях.
Nota bene! Абонементы на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2018-19 годов, а также одиночные билеты на концерты сезона 2017-18 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.