29 и 31 марта, 8.00 pm; 30 марта, 1.30 pm. Чикагским симфоническим оркестром (далее – ЧСО) дирижирует Кент Нагано. В программе: “Зигфрид-идиллия” Р.Вагнера, Вторая симфония (”Век тревог”) для фортепиано и оркестра Л.Бернстайна (солист – американский пианист швейцарского происхождения Жиль Вонсатель), Первая (“Весенняя”) симфония Р.Шумана.
“Зигфрид-идиллию” Рихард Вагнер подарил жене Козиме Лист в день рождения сына. Вагнер не хотел больших премьер. “Идиллия” была впервые исполнена камерным ансамблем как утренняя серенада в честь Козимы. Последний раз это сочинение мы слышали прошлым летом в Равинии в исполнении Люцернского симфонического оркестра под управлением Джеймса Гаффигана.
Музыки Бернстайна в этом году много. Еще бы – столетие со дня рождения композитора! Дата обязывает… Леонард Бернстайн родился 25 августа 1918 года в Новой Англии в еврейской семье выходцев из Ровно (бывший город Российской империи, ныне – областной центр в Украине), получил образование в Гарвардском университете и Институте Кертиса в Филадельфии, стал лауреатом более двадцати премий “Грэмми” (пять из них – за свои произведения), десяти премий “Эмми”, более двадцати почетных докторских титулов (первый – от Северо-Западного университета – в далеком 1957 году). Он писал симфоническую и камерную музыку, мюзиклы и песни, сочинения для театра и кино… Юбилей музыканта широко отмечается повсюду в мире. Чикаго – не исключение. 10 марта прошел посвященный Бернстайну вечер в Лирик-опере, его музыка уже звучала в Симфоническом центре. Даже АБТ на гастроли в Чикаго привез одноактный балет Ратманского “Серенада” (“Serenade After Plato’s Symposium”) на музыку одноименного концерта Бернстайна для скрипки с оркестром, созданного по мотивам диалога Платона “Пир”… 29-31 марта мы услышим джазовую симфонию Бернстайна ”Век тревог”, созданную по мотивам одноименной поэмы У.Х.Одена 1948 года. Речь в ней идет о четырех незнакомцах, случайно встретившихся в одном из баров Нью-Йорка и под бокал пива затеявших разговор на вечную тему о смысле жизни.
О Бернстайне мы еще поговорим в этом году, и не раз. Впереди – Музыкальный фестиваль в Равинии, который пройдет под знаком юбилея композитора. Об этом – в следующем выпуске Музыкального обозрения.
Американский дирижер японского происхождения Кент Нагано родился в Беркли в семье архитектора и пианистки. Закончил Калифорнийский университет. В настоящее время является музыкальным руководителем Монреальского симфонического оркестра и Гамбургской оперы.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (29 и 31 марта, Grainger Ballroom; 30 марта, 12.15 pm, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Джоанна Биса об исполняемых произведениях.
1 апреля, 7.30 pm. Кульминация восьмого Чикагского международного музыкального фестиваля (2018 Chicago International Music Festival) – традиционный заключительный концерт в Симфоническом центре. Правда, непонятно, почему фестиваль называется международным. Я не нашел ни одного представителя другой страны. В концерте примут участие школьные коллективы из Калифорнии, Флориды и Мичигана.
2 апреля, 7.00 pm. Концерт современной музыки из серии MusicNOW. Мировую премьеру “вокального и инструментального“, как написано в аннотации, сочинения “Спасительница” (“Savior”) композитора из Чикаго Эми Бет Кирстен исполнят музыканты ЧСО и вокальный ансамбль HOWL. В основе сочинения – жизнь и смерть Жанны Д’Арк. Нас ждет сочетание музыки с элементами танца и драматического театра.
Обратите внимание! Концерт состоится в помещении Harris Theater for Music and Dance по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601. За час до начала концерта в фойе театра состоится встреча с Эми Бет Кирстен. Ведущие встречи – композиторы-резиденты ЧСО Элизабет Огонек и Сэмюэл Адамс. Вход на встречу свободный для всех, у кого есть билеты на концерт.
5 и 7 апреля, 8.00 pm; 6 апреля, 1.30 pm; 10 апреля, 7.30 pm. Романтичные и чувственные Дебюсси и Равель – таково “музыкальное меню“ ЧСО этих дней. В программе: “Сарабанда” и “Штирийская тарантелла” К.Дебюсси (оркестровка М.Равеля), Фортепианный концерт для левой руки (солист – Жан-Ив Тибоде) и музыка к балету “Дафнис и Хлоя” М.Равеля. С французской программой и прекрасным французским пианистом в Чикаго за дирижерским пультом ЧСО дебютирует немецкий композитор и дирижер Маттиас Пинчер. Восьмой сезон он поддерживает тесные отношения с Шотландским симфоническим оркестром Би-Би-Си (Artist-in-Association), является музыкальным руководителем Ensemble Intercontemporain и (с сезона 2016-17 годов) главным дирижером Академического оркестра Люцернского фестиваля.
В этом сезоне, кроме дебюта с ЧСО, он впервые выступит с оркестром Концертгебау и Лондонским симфоническим оркестром. С 2014 года Пинчер работает на композиторском отделении Джульярдской школы.
Забегая вперед, скажу, что музыку Дебюсси мы услышим еще в одной программе во второй половине апреля. Об этом – в следующих выпусках Музыкального обозрения.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (5 и 7 апреля, 10 апреля, Grainger Ballroom; 6 апреля, 12.15 pm, Armour Stage) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Дерека Матсона об исполняемых произведениях.
6 апреля, 8.00 pm. Дебютный концерт в Чикаго певца, которого в Европе называют “Синатрой фламенко”. Сам великий Пако де Люсия назвал его одним из самых восхитительных голосов фламенко. Его зовут Диего Эль Сигала. Он родился в Испании в цыганской артистической семье. В двенадцать лет выиграл юношеский певческий конкурс. Выступает с лучшими танцорами фламенко. Выпустил одиннадцать сольных альбомов. В концерте прозвучат композиции из последнего – “Indestructible” (2016).
Nota bene! Абонементы на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2018-19 годов, а также одиночные билеты на концерты сезона 2017-18 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.