5 и 7 октября, 8.00 pm; 6 октября, 1.30 pm. Интереснейшую программу подготовил на эти дни Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО). Судите сами: Сюита из оперы С.Прокофьева “Любовь к трем апельсинам”, Месса “Глория” для сопрано, оркестра и хора Ф.Пуленка, Торжественная месса в честь святой Цецилии Ш.Гуно. В числе исполнителей – новые для Чикаго голоса: Сандрин Пьо, сопрано; Майкл Шаде, тенор; Эндрю Фостер-Уильямс, бас-баритон. Чикагский симфонический хор. Хормейстер – Дуайн Вольф. За дирижерским пультом – музыкальный руководитель Королевского оперного театра Брюсселя Ла Монне (Théâtre Royal de la Monnaie) Ален Алтиноглу. Дебют маэстро с ЧСО состоялся в феврале 2012 года.
Две Мессы в одной программе – такое бывает редко. Одна из них принадлежит Франсису Пуленку. В книге “Мои друзья музыканты” писательница Элен Журдан-Моранж вспоминает о Пуленке так: “Отец, верующий католик, сумел внушить мальчику глубокую и искреннюю веру. Она была причиной его постоянных путешествий на “богомолье” в святые места Рокамадур, затерянные где-то в горах. “Я – верующий горец”, – любил он говорить, желая подчеркнуть свое свободолюбие и глубокую религиозность… И тот же самый Пуленк в шестнадцатилетнем возрасте бегает по кабачкам в Ножане на Марне, увлекается балами-мюзетт, песнями “мидинеток” (работницы модных мастерских), аккордеоном, запахом жареной картошки, которая обычно поглощается на берегу Сены в компаниях молодежи”. “В этом музыканте, – пишет со знанием дела Клод Ростан, – монах сочетается с влюбленным денди, крестьянин с добрым и нежным шалопаем…”.
“Влюбленный денди и шалопай” – такие определения вполне подошли бы и к молодому Прокофьеву. Когда весной 1918 года двадцатисемилетний композитор покинул Россию, он никак не думал, что поездка растянется на годы. Уже первое выступление в Америке, на котором Прокофьев исполнил свои фортепианные сочинения, произвело сенсацию. “Стальные пальцы, стальные кисти, стальные мускулы,” – восхищаются газеты. В Чикаго молодым русским музыкантом заинтересовался Кампанини – дирижер местной оперной компании, получившей в 1922 году название Чикагская опера. Прокофьев предложил сочинить для труппы оперу “Три апельсина” по сказке Карло Гоцци – эту идею когда-то подсказал ему Мейерхольд. В 1914-1915 годах Мейерхольд издавал журнал “Любовь к трем апельсинам”, название которого было заимствовано из все той же сказки Гоцци. В первом номере этого журнала К.Вогак, Вс.Мейерхольд и В.Соловьев опубликовали вольную сценическую обработку сказки. Прокофьева привлекла в ней поэтичность вымысла, жизнелюбие персонажей, редкое сочетание сказки, шутки и сатиры. “Гоцци! Наш милый Гоцци! Это чудесно!” – воскликнул (или мог воскликнуть) темпераментный итальянец и тотчас подписал контракт с иностранным композитором – случай редчайший в американских театрах тех лет. Тридцатилетний композитор с увлечением принялся за работу. Разработка либретто и партитура оперы были закончены точно в срок, к октябрю 1919 года, но неожиданная смерть Кампанини вынудила труппу отложить постановку. Прокофьев продолжил свое американское турне и даже успел сочинить для Дягилевских сезонов в Париже балет “Шут”, который имел оглушительный успех. В 1921 году композитор возвращается в Чикаго на мировую премьеру оперы “Любовь к трем апельсинам”. 30 декабря 1921 года – день, навсегда связавший в истории имя композитора – бесспорного классика XX века, – и город Чикаго. Маэстро сам стоял за дирижерским пультом. “Чикагцы были и горды, и смущены тем, что они дают “модернистскую оперу”, – скажет потом композитор. По прошествии многих лет смущение чикагцев, мне кажется, прошло, а чувство гордости осталось. После Чикаго опера ставилась в других американских городах. Рассказывают, что в одном из них владелец апельсиновых плантаций явился в театр и предложил дирекции большую сумму за своеобразную рекламу своей продукции: он хотел, чтобы в фойе были вывешены плакаты с изображением огромных апельсинов. Надпись на плакате должна была гласить: “Именно эти апельсины вдохновили маэстро Прокофьева написать эту оперу! Маэстро Прокофьев употребляет фрукты только нашей фирмы!” Впрочем, может быть, это была просто шутка. Но как бы то ни было, опера получила широкую известность и была поставлена на Западе задолго до ее премьеры на Родине – большевикам было не до музыки. Лишь 18 февраля 1926 года постановку оперы осуществил Академический театр оперы и балета Ленинграда, а в 1927 году “Любовь к трем апельсинам” была поставлена в Большом театре. В последний раз в Чикаго ее ставили в 2005 году на сцене Чикагского культурного центра (режиссер – создатель и артистический директор театра “The Hypocrites” Шон Грэни).
За час перед началом концертов (6 октября в 12.15 pm) на втором этаже Симфонического центра (Grainger Ballroom,) состоятся тридцатиминутные беседы музыковеда Джона Найгро об исполняемых произведениях.
С 11 по 22 октября ЧСО гастролирует по США. В течение одиннадцати дней оркестр даст девять концертов. Тур начнется выступлением в Канзас-сити (штат Миссури), после которого оркестр отправится в Калифорнию, где трижды выступит в Беркли и по одному разу в городах Коста-Меса, Сан-Диего, Палм-Дезерт, Санта-Барбара и Лос-Анджелес. Ближайший концерт ЧСО в Чикаго состоится 26 октября.
8 октября, 3.00 pm. Серию сольных фортепианных концертов открывает выступление канадского пианиста Луи Лорти. В программе: “Тетради странствий. Первый год. Швейцария, Второй год. Италия” из фортепианного цикла Ф.Листа “Годы странствий”.
История создания цикла связана с путешествием, которое Лист совершил вместе с Марией д’Агу по Швейцарии и Италии во второй половине тридцатых годов XIX века. Среди педагогов Луи Лорти – многие известные имена: Ивонна Юбер (ученица Альфреда Корто), Дитер Вебер, Леон Флейшер (ученик Артура Шнабеля). Лорти – лауреат Первой премии Международного конкурса имени Ф.Бузони в Больцано в 1984 году, офицер ордена Канады, рыцарь Национального ордена Квебека, почетный доктор университета Лаваля в Квебеке, преподаватель Академии фортепианного искусства в Имоле (Италия). В настоящее время живет в Берлине. Активно гастролирует по всему миру, регулярно выступает в Лондоне и Монреале в эфире телекомпаний Би-Би-Си и Си-Би-Си.
10 октября, 7.30 pm. Вечер поэзии и музыки в Симфоническом центре называется: “Билл Мюррей, Ян Фоглер и друзья”. Родившийся в Вилметте (пригород Чикаго) известный американский актер Билл Мюррей прочтет фрагменты из произведений Э.Хемингуэя, У.Уитмена, М.Твена и Дж.Тербера, а трио в составе Яна Фоглера (бывший концертмейстер секции виолончелей Дрезденской Штаатскапеллы, ныне – известный концертирующий музыкант), Миры Вонг (скрипка) и Ванессы Перес (фортепиано) исполнит фрагменты из произведений И.С.Баха, Л.ван Бетховена, Л.Бернстайна, Дж.Гершвина, Д.Шостаковича.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2017-18 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.