Совсем немного времени остается до начала нового, сто двадцать восьмого сезона Чикагского симфонического оркестра (далее – ЧСО). Пока не началась музыка, давайте посмотрим на состав оркестра.
Наконец-то стало известно имя нового концертмейстера секции гобоев. Им стал выпускник Оберлинской консерватории и Музыкального института Кертиса двадцатичетырехлетний Уильям Велтер (William Welter). Он родился в городе Омаха (штат Небраска), вырос в городе Кресент (штат Айова). Среди его педагогов – многолетний концертмейстер гобойной секции Филадельфийского симфонического оркестра Ричард Вудхэмс и бывший концертмейстер гобойной секции ЧСО Евгений Изотов.
До принятия решения в отношении Велтера музыкальный руководитель ЧСО маэстро Мути провел консультации с восемью членами отборочного комитета оркестра. Их решение было единодушным. Поразительно, но Велтер ни разу не играл в профессиональном оркестре полного состава. С первого раза – и сразу в ЧСО на должность концертмейстера! В первых комментариях для прессы Велтер благодарил музыкантов и дирижера за доверие и говорил, что для него огромная честь – играть в великом чикагском оркестре.
Велтер присоединится к выдающейся деревянной духовой команде оркестра, к таким звездам-инструменталистам, как концертмейстеры секций флейт Стефан Рагнар Хескулдссон, кларнетов Стивен Уильямсон, фаготов Кайт Банке. Испытательный срок Велтера начинается с первого дня нового сезона оркестра.
Напомню, что с 1954 по 1993 годы место концертмейстера секции гобоев занимал Рэй Стилл. С 1995 по 2004 годы концертмейстером секции гобоев ЧСО был Алекс Кляйн, с 2006 по 2015 годы – Евгений Изотов. После ухода последнего на аналогичную должность в Симфонический оркестр Сан-Франциско маэстро Мути три года искал подходящую кандидатуру. На какое-то время в оркестр возвращался Алекс Кляйн, но после испытательного срока было принято решение продолжить поиски. И вот вакансия занята, и вскоре Уильям Велтер займет свое место за пультом первого гобоя. Маэстро Мути продолжает линию своих предшественников (Георга Шолти и Даниэля Баренбойма) по омоложению состава оркестра. Велтер в хорошей компании с двадцатичетырехлетним Кайтом Банке (в оркестре с двадцати одного года) и концертмейстером секции контрабасов тридцатидвухлетним Александром Ханна (в оркестре с двадцати шести лет).
В новом сезоне в академическом отпуске находятся скрипачка Нэнси Парк, виолончелистка Катинка Клейн, контрабасист Роджер Клайн. По-прежнему вакантными остаются места концертмейстеров секций альтов (после ухода на пенсию в прошлом сезоне Чарльза Пиклера обязанности концертмейстера исполняет Ли-Кул Чанг), валторн (исполняющим обязанности концертмейстера с 2013 года является Дэниэль Гингрич) и труб (после ухода Кристофера Мартина на аналогичное место в Нью-Йоркский филармонический оркестр с прошлого сезона обязанности концертмейстера возложены на второго трубача оркестра Марка Риденура).
Объявлено имя нового компо-зитора-резидента ЧСО. Им стала тридцатисемилетняя пианистка и композитор Мисси Маццоли (Missy Mazzoli). Она родилась в Пенсильвании, училась в Йельской школе музыки, Королевской консерватории в Гааге (Нидерланды) и Бостонском университете. Маццоли – автор четырех опер, которые исполнялись, в том числе, в оперных театрах Лос-Анджелеса, Вашингтона, Сиднея. Двухлетний контракт Маццоли с ЧСО начался в июле. Начиная с сентября, Маццоли будет курировать серию концертов современной музыки MusicNOW и, конечно, творить новую музыку. Планируется, что в новом сезоне она получит заказ на новое произведение от ЧСО. Премьера пройдет в сезоне 2019-20 годов.
Будущий сезон станет для маэстро Риккардо Мути девятым в должности музыкального руководителя ЧСО. Как и в прошлые годы, маэстро проведет с оркестром в общей сложности десять недель: в сентябре, октябре и ноябре 2018 года, феврале, марте, мае и июне 2019. Новый контракт с дирижером (после двухлетнего продления в прошлом году) заканчивается в конце сезона 2021-22 годов, в августе 2022 года.
Огромное количество интереснейших программ, любимые солисты, много дебютов – все это ждет нас в новом сезоне. Вот лишь некоторые подробности.
В 2018 году весь мир будет широко отмечать столетие со дня окончания Первой мировой войны. Этому событию посвящено несколько предстоящих концертов, в том числе – “Реквием” Дж.Верди. В четверке солистов – два дебютанта: сопрано из Южной Кореи Виттория Ео (она пела в паре с Анной Нетребко Аиду прошлым летом в Зальцбурге) и знакомый нам по оперным спектаклям польский тенор Петр Бечала. Меццо-сопрано Даниела Барчеллона и бас Дмитрий Белосельский пели в прошлом составе “Реквиема” в 2013 году.
В новом сезоне состоится долгожданное возвращение одного из самых значительных музыкантов современности Даниэля Баренбойма. С 1991 по 2006 годы он был музыкальным руководителем ЧСО, последний раз с оркестром выступал в 2006 году. В программе предстоящего концерта – цикл Б.Сметаны “Моя родина”.
Огромное внимание привлечет единственный концерт созданного Баренбоймом Симфонического оркестра “Западно-восточный диван”, в составе которого – израильские и арабские музыканты из стран Ближнего Востока.
В новом сезоне мы услышим мировые премьеры пьесы “Threnos” директора Парижской консерватории, французского композитора Бруно Мантовани и Концерта для бас-тромбона с оркестром чикагского композитора Джеймса Стивенсона. Среди тринадцати новых для оркестра произведений – не только сочинения молодых композиторов, но и композиторов-классиков. Впервые будут исполнены “Прометей” Ф.Листа, Симфония “Буэнос-Айрес” А.Пьяццоллы.
Среди наиболее интересных произведений сезона – кантата Г.Берлиоза “Смерть Клеопатры” с участием замечательной Джойс Ди Донато (дирижер – Р.Мути), симфоническая поэма А.Землинского “Русалка” (дирижер – Э.Кривин), опера “Замок герцога Синяя борода” Б.Бартока с участием баса Джона Релье и меццо-сопрано Мишель Деянг (дирижер – Э.-П.Салонен).
Среди наиболее интересных концертов сезона – камерные вечера Ицхака Перлмана и Евгения Кисина, Пьера-Лорана Эмара и Тамары Стефанович, Мидори и Жан-Ива Тибодо, Анны Софии Муттер и Ламберта Ортиса, Пинхаса Цукермана и Иерусалимского квартета.
В новом сезоне состоятся совместные концерты ЧСО и Балета Джоффри. В программе: мировая премьера композиции на музыку камерного концерта И.Стравинского “Дамбартон-Окс” (фамилия балетмейстера пока неизвестна) и балет “Commedia” в хореографии Кристофера Уилдона на музыку Сюиты И.Стравинского из балета “Пульчинелла”.
Из любопытных дебютов сезона отмечу дебюты узбекского пианиста Бехзода Абдураимова (его концерт в Равинии прошлым летом прошел с огромным успехом), австралийского пианиста украинского происхождения Александра Гаврилюка (Первый фортепианный концерт П.Чайковского), американского пианиста Николаса Ангелича (Пятый фортепианный концерт Л.ван Бетховена), английского пианиста Бенджамина Гросвенора (Первый фортепианный концерт Ф.Шопена), шотландской скрипачки итальянского происхождения Николы Бенедетти (Второй скрипичный концерт С.Прокофьева).
Четыре концертмейстера ЧСО выступают в новом сезоне в качестве солистов. Среди них мы впервые услышим концертмейстера секции флейт Стефана Рагнера Хескулдссона с Концертом для флейты с оркестром ре мажор В.А.Моцарта.
Вновь в Чикаго выступят прославленные пианисты Даниил Трифонов, Митсуко Учида, Денис Мацуев, Лейф Ове Андснес, Пол Льюис, Эмануэль Акс, Маурицио Поллини, Дэвид Фрей, скрипачи Вадим Глузман, Лиза Батиашвили, Хиллари Хон, виолончелист Готье Капюсон. В числе приглашенных дирижеров – Бернард Хайтинк, Марин Алсоп, Пабло Херас-Казадо, Андрес Ороско-Эстрада, Осмо Вянскя.
Сезон завершится концертным исполнением оперы Дж.Верди “Аида”. Четвертый раз (после “Макбета”, “Отелло” и “Фальстафа”) маэстро Мути устраивает нам “открытый урок” на тему “Как исполнять Верди?”
20 сентября в парке “Миллениум” состоится грандиозный БЕСПЛАТНЫЙ “Concert for Chicago” двух оркестров: ЧСО и Civic Orchestra. За дирижерским пультом – музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути. В программе: увертюра к опере “Вильгельм Телль” Дж.Россини, сюита “Времена года” из оперы “Сицилийская вечерня” Дж.Верди, торжественная увертюра “1812 год” П.Чайковского.
Новый сезон ЧСО откроется 21 сентября трагической Тринадцатой (“Бабий Яр”) симфонией Д.Шостаковича для солиста (солист – Алексей Тихомиров, ранее выступавший с маэстро Мути в Риме, Зальцбурге и Вене), хора басов и оркестра на стихи Е.Евтушенко. В программе также – Симфониетта С.Прокофьева (первое исполнение ЧСО). Программа повторяется 22 и 25 сентября.
Русская музыка в Симфоническом центре продолжит звучать и во второй программе ЧСО. Среди произведений – симфоническая сюита “Шехерезада” Н.Римского-Корсакова. Оркестром дирижирует маэстро Мути.
Подробнее о первой программе ЧСО читайте в следующем выпуске Музыкального обозрения.
С 11 по 19 сентября по вторникам и средам примерно в 1.30 pm (чуть раньше-чуть позже) на волне “Реклама-радио” (1240 АМ, Чикаго) в моей программе “Свободный стиль” – цикл “Шостакович. Бабий Яр”, посвященный истории создания Тринадцатой симфонии композитора. В передачах прозвучат воспоминания Мстислава Ростроповича и его рассказ о Тринадцатой симфонии. Мне посчастливилось общаться с великим маэстро, когда он приезжал на гастроли в Чикаго. Тогда в газете “Chicago Review” я опубликовал сокращенную версию его рассказа. В цикле “Шостакович. Бабий Яр” я познакомлю вас с полной версией рассказа Ростроповича, а также с другими малоизвестными фактами, касающимися Тринадцатой симфонии. Конечно, все это на фоне музыки Шостаковича. Присоединяйтесь!
PS. В первые дни сентября мне посчастливилось взять интервью у маэстро Риккардо Мути. Он рассказал мне о первом на Западе исполнении Тринадцатой симфонии (это было в Риме в 1970 году) и о своем особом отношении к русской музыке. Все подробности – совсем скоро эксклюзивно в нашей газете!
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2018-19 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.