9 февраля 2021 года в своем доме во Флориде умер пианист и композитор Чик Кориа. Ему было семьдесят девять лет. В сообщении семьи сказано, что причиной смерти стала редкая форма рака.
Перед смертью Чик написал письмо всем, кого знал и любил, и всем, кто знал и любил его: “Я хочу поблагодарить всех, кто был рядом со мной во время моего путешествия по жизни и помог сохранить музыку вокруг нас. Я надеюсь, что те, кто хотят исполнять, писать, сочинять, сделают это. Если не для себя, то для всех нас. Дело не только в том, что миру нужно больше творцов. Музыка – это еще и просто весело. Я хочу сказать моим замечательным друзьям-музыкантам, которые были для меня частью семьи: для меня было благословением и честью учиться и играть с вами. Моей миссией, богатством моей жизни всегда было доставлять людям радость и делать это со всеми творцами, которыми я так восхищаюсь”.
Армандо Энтони Кориа известен во всем мире по имени Чик. По одной из версий, его любимая тетушка любила потрепать племянника по пухлой детской щечке, приговаривая: “Cheeky!”, что позже и трансформировалось в Чик. Один из самых блистательных джазовых пианистов и композиторов, он начал выступать почти шестьдесят лет назад в группах, играющих латиноамериканские мелодии. Его первые записи были сделаны в середине шестидесятых с трубачом Блю Митчеллом. Всего на его счету почти девяносто (!) альбомов. Двадцать три раза он становился лауреатом самой престижной музыкальной премии “Грэмми”. Первый раз – за лучшее джазовое исполнение – в 1976 году, последний – в 2020.
Кориа переиграл со всеми великими музыкантами второй половины XX века: от Майлса Дэвиса, Лайонела Хэмптона и Диззи Гиллеспи до Харби Хэнкока, Бобби Макферрина и Джошуа Редмена. Он с огромным уважением отзывался о школе Майлса Дэвиса. Кориа вспоминал: “Дэвис поступал очень просто: отбирал музыкантов, которые, по его мнению, могли осуществить задуманное, и просто позволял им делать это. Он ограничивался только самыми необходимыми замечаниями. Я усвоил один из его главных уроков: надо просто наблюдать, что происходит, когда ты предоставляешь музыкантам полную свободу, возможность самовыражаться, быть естественными, идти так далеко, как они это чувствуют сами. Именно такой подход является наиболее творческим”.
Творческая активность Чика Кориа поражала! Обнаружив общность вкусов с британским басистом Дэйвом Холландом, работавшим у Дэвиса, оба “мятежника” покидают мэтра, чтобы вместе с ударником Барри Альтшулем организовать джазовое трио “Circle”. Позже к ним присоединился Энтони Брэкстон (духовые), и трио превратилось в квартет. В 1985 году Чик Кориа организовал новую группу. В нее вошли басист Джон Патитуччи и барабанщик Дейв Векль. Позже состав дополнялся и видоизменялся. Это была странная группа, имевшая сразу два названия: “Chick Corea Electric Band” и “Chick Corea Akoustic Band”. В полном соответствии с музыкой, которую на конкретном концерте или диске играл Кориа, группа выступала под тем или иным названием. Верный себе, Кориа не ограничивался рамками групп. Он много играл и в других составах, выпуская все новые и новые диски чуть ли не каждый год. Вот отрывок из рецензии одного маститого немецкого критика: “Кориа – это романтик современного джазового фортепиано… На его концертах возникает ощущение, будто я смыл с себя скуку всех гладеньких клавирных альбомов с калейдоскопом популярных мелодий, залитых “соусом” шопеновского или питерсоновского изготовления. Может быть, именно так Мусоргский написал бы через сто лет свои “Картинки…”. Это не был джаз, ни тени блюза, ритм свободный, как у романтиков, но это завораживало”.
В семидесятые годы Кориа познакомился с певицей из Детройта Гейл Моран, ставшей участницей многих его последующих проектов, а вскоре и его женой. Он переехал из Нью-Йорка в Калифорнию, а потом во Флориду. Жена неизменно поддерживала Чика во всех его начинаниях и увлечениях, главным из которых всегда была музыка. Испанский писатель Хулио Кортасар назвал Чика “джазовым энциклопедистом”. Он всегда был в постоянном поиске, жил творчеством, обожал импровизировать. В одном из последних интервью маэстро чуть приоткрыл дверь в свою творческую лабораторию: “Я сочиняю разными способами, но никогда не делаю этого за компьютером – это слишком медленно. Чаще пользуюсь просто карандашом и нотной бумагой – так у меня выходит быстрее. Очень часто идеи рождаются, когда я просто импровизирую за роялем. Иногда темы приходят даже во сне”.
Особенно высоко Кориа ценил концертные выступления. Он говорил: “Сочинение музыки значит очень много, но подлинным актом ее рождения является выступление. Только в этом случае музыка оживает. Композитор-теоретик на века фиксирует ноты на бумаге, но только живая игра вдохнет в них жизнь. Именно поэтому традиция исполнения своих сочинений всегда вызывает во мне душевный трепет”.
Мне повезло: я видел и слышал Чика Кориа несколько раз. Я был на его сольном вечере в Чикагском симфоническом центре в середине нулевых. Там же в октябре 2010 года он выступал в составе джазового трио Chick Corea Trilogy (Кориа, фортепиано; Кристиан Макбрайд, контрабас; Брайан Блейд, ударные).
В декабре 2012 года в концертном зале North Shore Center в северном пригороде Чикаго Скоки прошел вечер “Chick Corea & Gary Burton Hot House Tour with Harlem String Quartet”. Наш герой играл со знаменитым вибрафонистом, пятикратным лауреатом премии “Грэмми”, вице-президентом университета в Беркли Гарри Бертоном.
На Музыкальном фестивале Равиния летом 2016 года Кориа выступал вместе с Джазовым оркестром Линкольн-центра.
Я слышал, как Кориа играет не только свою музыку, но и произведения, написанные другими композиторами. Среди них – его музыкальные кумиры: немецкий композитор Курт Вайль (композиция “My Ship”), бразильский певец и композитор Антонио Карлос Жобим (композиция “Chega де Saudade” – “Когда-то я любил”), джазовые пианисты и композиторы Телониус Монк (композиция “Light Blue”), Билл Эванс (композиция “Time Remembered”), Дэйв Брубек (композиция “Strange Meadow Lark”), легендарные “битлы” Джон Леннон и Пол Маккартни (“Eleanor Rigby”).
Наша последняя заочная встреча состоялась в ноябре 2019 года. В Чикагском симфоническом центре Кориа играл с Макбрайдом и Блейдом.
К сожалению, я ни разу не брал у Чика Кориа интервью, даже не просил об этом. Сейчас очень жалею. А еще жалею, что всего один раз присоединился к его домашним бесплатным концертам, которые он устраивал во время пандемии. Все думал, что успею, вновь откроются концертные залы, схожу на его выступление… Он садился за рояль, ставил камеру, включал фейсбук и играл-импровизировал-сочинял. Он уже был безнадежно болен, только никто из нас об этом не знал. А он не хотел говорить о своей болезни. Хотел, чтобы его запомнили улыбающимся, веселым, за роялем. Хотел, чтобы слушали его музыку. Ему это удалось. Спасибо за то, что были с нами в этом мире, Чик. Вечная память.