Недавно был объявлен новый (2018-19 годов) сезон Чикагского шекспировского театра (Chicago Shakespeare Theater). Четырнадцать спектаклей на четырех сценах, среди которых – мировая премьера мюзикла по анимационному фильму студии “Дисней“, североамериканская премьера комедии Джессики Свейл, постановки Королевского национального театра Лондона, театров Бельгии, Ирландии, Франции…
Обо всем по порядку.
Первым спектаклем нового сезона станет североамериканская премьера музыкальной комедии “Нелл Гвинн“ (“Nell Gwynn“, 20 сентября – 4 ноября 2018 года, Courtyard Theater) по пьесе Джессики Свейл. Спектакль, действие которого происходит в XVII веке, рассказывает о превращении скромной девушки – продавщицы фруктов – сначала в актрису, потом в актрису известную, потом – в знаменитую, а потом и в любовницу короля Карла. Путем к успеху для Нелл Гвинн стали остроумие и исключительная красота.
Мировая премьера спектакля с огромным успехом состоялась в лондонском “Глобусе” 19 сентября 2015 года. Джессика Свейл получила премию Лоуренса Оливье за лучшую новую комедийную пьесу года. Кристофер Ласкомб был режиссером оригинальной постановки, он же поставит чикагскую версию спектакля. Ласкомб начинал работу в театре в качестве актера, семь лет был членом труппы Королевской шекспировской компании, играл в спектаклях Национального театра. В качестве режиссера репертуар Ласкомба огромен: от классики до современных мюзиклов. Дважды он становился номинантом на премию Лоуренса Оливье. Среди английских постановок Ласкомба: “Комедия ошибок” и “Виндзорские насмешницы” в театре “Глобус”, “Безумие короля Георга III” и “Спамалот” в театрах Вест-Энда, спектакли в Королевской шекспировской компании. В Чикагском шекспировском театре режиссер дебютировал в сезоне 2013-14 годов с трагедией У.Шекспира “Генрих V” (“Henry V”).
В честь двадцатилетней годовщины со дня переезда Шекспировского театра на территорию Navy Pier ирландский режиссер Джо Доулинг представит новую версию спектакля “Сон в летнюю ночь” (“A Midsummer Night’s Dream”, 6 декабря 2018 года – 27 января 2019 года, Courtyard Theater) по комедии У.Шекспира. Премьера оригинальной версии состоялась в инаугурационном 1999 году.
Режиссер Джо Доулинг известен своими работами в драматических театрах Ирландии, постановками в театрах Лондона, Нью-Йорка, Вашингтона, Монреаля. В 1978 году в возрасте двадцати девяти лет стал самым молодым артистическим директором театра Abbey (Дублин, Ирландия), руководил Ирландской театральной компанией, театром Peacock. Является создателем лучшей в Ирландии Школы актерской игры (Gaiety School of Acting) и основателем молодежного театра Young Abbey. С 1995 до 2015 годов руководил театром Гатри в Миннеаполисе. В настоящее время – свободный художник.
Художественный руководитель театра Барбара Гейнс готовится к постановке “Гамлета” (“Hamlet”, 17 апреля – 9 июня 2019 года, Courtyard Theater). Последний раз она обращалась к этой пьесе более двадцати лет назад. Тогда спектакль получил премию “Джефф” как лучший спектакль года.
Сезон завершится мировой премьерой мюзикла лауреата премий “Оскар” и “Грэмми”, дуэта Sherman Brothers (братьев Ричарда и Роберта Шерманов) “Набалдашник и метла” (“Bedknobs and Broomsticks”, 30 мая – 28 июля 2019 года, The Yard). Мюзикл основан на романе Мэри Нортон и одноименном музыкальном фильме (с элементами анимации) студии “Дисней“ 1971 года. В 1940 году, во время бомбардировок Лондона, многие жители отправляли своих детей в английскую глубинку. Так в маленьком городке появились три столичных ребенка: Пол, Кэрри и Чарли. Они стали жить в доме мисс Эглантин Прайс. Каково же было их изумление, когда они узнали, что мисс Прайс – волшебница, причем, волшебница хорошая, патриотическая. Она искренне хочет направить свои знания и опыт на пользу родной стране. Только это страшная тайна, которую говорить никому нельзя. За молчание дети получили от волшебницы волшебный набалдашник от спинки кровати. Им можно управлять. Куда скажут – туда кровать и полетит! Дети с мисс Прайс отправляются на поиски чуда, которое должно помочь Великобритании выиграть битву с фашистами.
Режиссер-постановщик и хореограф будущего спектакля – многократный лауреат премии “Джефф” Рейчел Роквелл.
Каждый сезон Шекспировский театр в программе “Мировая сцена” (World Stage) показывает на своей сцене лучшие спектакли со всего мира. За восемнадцать сезонов мы увидели спектакли театров из двадцати двух стран. Новый сезон – не исключение. Главным событием международной программы станут, как мне кажется, гастроли Лондонского Королевского национального театра со спектаклем “Инспектор пришел” (“An Inspector Calls”, the Yard, 19 февраля – 10 марта 2019 года) по легендарной пьесе Дж.Б.Пристли. Вечеринку в респектабельной английской семье прерывает приход инспектора полиции. Он показывает гостям фотографию бросившейся под поезд девушки и начинает расследование самоубийства… Режиссер спектакля – известный английский театральный и кинорежиссер Стивен Долдри.
В серии “National Theatre Live” мы видели два спектакля Долдри: “Аудиенция” (“The Audience”) и “Верхний свет” (“Skylight”). Первый – по пьесе Питера Моргана о королеве Елизавете и ее еженедельных встречах с премьер-министрами в Букингемском дворце – традиции длиной в шестьдесят лет. В спектакле показаны все встречи, кроме последней. 13 июля 2016 года с королевой встретилась новый премьер-министр Великобритании Тереза Мэй. В 2013 году за лучшее исполнение главной женской роли в этом спектакле актриса Хелен Миррен была удостоена премии Лоуренса Оливье. Второй спектакль Долдри – “Верхний свет” (“Skylight”) по одноименной пьесе Дэвида Хэра. Спектакль получил премию “Тони” и театральный приз газеты “Evening Standard” за лучшее возобновление. Кроме этого, вспомним еще поставленный Долдри нашумевший мюзикл “Билли Эллиот” (“Billy Elliot – The Musical”), лауреат десяти (!) премий “Тони”.
С 1992 до 1998 годов Долдри был художественным руководителем лондонского Royal Court Theatre, в настоящее время работает в театре заместителем директора. Входит в Совет директоров Young Vic Theatre и Old Vic Theatre.
В кино Долдри дебютировал в 2000 году все с тем же “Билли Эллиотом”. В числе самых известных киноработ режиссера – “Часы” (“The Hours”, 2002), “Чтец” (“The Reader”, 2008), “Жутко громко и запредельно близко” (“Extremely Loud and Incredibly Close”, 2012). Не избежал Долдри и сериалов. Он – режиссер двух первых эпизодов первого сезона “Короны” (“The Crown”, Netflix) и исполнительный продюсер сериала. В общем, режиссер он очень титулованный и интересный. С нетерпением жду его нового спектакля!
В новом сезоне театр представит программу “Big in Belgium – Chicago”, в рамках которой мы увидим работы лучших фламандских режиссеров из трех театров Бельгии.
Бельгийская театральная компания SKaGeN покажет спектакль “Большой рот” (“Big Mouth”, 12 – 22 сентября 2018 года, Upstairs) – сольное представление актера и режиссера Валентина Даненса, посвященное истории ораторского искусства длиной в две с половиной тысячи лет. В основе спектакля – фрагменты речей известных деятелей прошлого и настоящего. Разброс имен огромен: от Сократа до Мохаммеда Али и Усамы бен Ладена. На простых исторических примерах актер демонстрирует, как риторика во все времена использовалась политиками для манипуляции общественным мнением. В 2012 и 2014 годах спектакль с большим успехом участвовал в программе Edinburgh Fringe Festivals, после которых был на гастролях во многих странах мира.
Театральная труппа Ontroerend Goed привезет в Чикаго спектакль “Ночной бой” (“Fight Night”, 23 октября – 4 ноября, the Yard) – остроумное и язвительное исследование механизмов демократии. Спектакль размывает границу между традиционным театром и интерактивным исполнительским искусством. Перед началом спектакля всем зрителям раздадут электронные ящики для голосования. После дебатов пятерки кандидатов каждый из нас демократическим путем решит, кто был убедительнее. Зал сам выберет себе руководителя. Режиссер – основатель и художественный руководитель труппы Александр Девдриндт.
Это вторая встреча с труппой Ontroerend Goed. В 2012 году в программе “Мировая сцена” мы видели спектакль “История обо всем” (“A History of Everything”).
Театральная компания из Брюсселя BRONKS покажет в Чикаго спектакль “Мы/Они” (“Us/Them”, 22 января – 3 февраля 2019 года, Upstairs). Газета The Telegraph назвала спектакль “жемчужиной” Edinburgh Fringe Festival. После фестивальной премьеры последовали аншлаговые спектакли в Лондоне, в помещении Национального театра.
Спектакль возвращает нас к страшным событиям, случившимся в Беслане 1 сентября 2004 года. Напомню, после захвата школы в заложниках оказались более тысячи человек. Триста тридцать четыре из них погибли в результате штурма. “Мы/Они” – не документальный рассказ о трагедии, а решенная сценическими и хореографическими средствами история о том, как молодые люди могут справляться с подобными катастрофами. Автор сценария и режиссер – Карли Вийс.
Бельгийскими театрами программа “Мировая сцена” не ограничивается. Шекспировский театр принимает гостей из Франции и Ирландии. Компания из Франции Non Nova представит спектакль “Послеполуденный отдых” (“L’après midi d’un foehn”, 24-27 января 2019 года, the Yard). Задуманное и поставленное основателем компании Фией Менар представление комбинирует формы кукольного искусства с элементами цирка, жонглирования, пантомимы и танца. Получается нечто совершенно оригинальное и непредсказуемое. Спектакль был создан в 2008 году по заказу Музея естественной истории города Нанта в рамках ежегодного Фестиваля наук. Каждый год всем участникам Фестиваля дается определенная тема. Темой фестиваля 2008 года было Движение во всех его проявлениях. Перед театром стояла задача вписать спектакль в пространство музея, изначально не предназначенное для живых представлений. В результате в музее появился еще один “экспонат”: обычный полиэтиленовый пакет. Сначала один, потом – второй, потом – третий. Потом пакеты стали приобретать форму объектов, гулять по сцене, повинуясь ветру, которым управляет героиня спектакля. Исследуя магию в повседневных предметах, воздушные пластиковые фигуры создают опьяняющий визуальный балет с точной и сложной хореографией, А в конце спектакля вентиляторы остановятся, и пакет вернется в мир вещей. “Что будет, если и мы, люди, сбросим оковы земного притяжения и, вальсируя в воздушном танце, отдадимся на волю ветрам? Что будет, если мы научимся легко и беззаботно подпитывать свою жажду путешествий в неизведанные края и вести битву за то, чтобы каждая часть нашего тела была частью нас самих, свободной и независимой,” – говорит автор Фия Менар.
Спектакль получил Total Fringe Award на Edinburgh Fringe Festival в 2013 году.
Гастроли театра Non Nova пройдут в рамках Чикагского международного фестиваля театров кукол (Chicago International Puppet Theater Festival).
Небольшой бар в фойе Шекспировского театра (the Pub) впервые превратится в сценическую площадку на спектакле “Две пинты” (“Two Pints”, 5 – 31 марта 2019 года) ирландского Abbey Theatre. Сюжет спектакля, созданного по книге ирландского писателя Родди Дойла режиссером Кейтрионой Маклафлин, прост: два человека сидят в пабе, пьют пиво и разговаривают. Начинающийся, как безобидное подшучивание друг над другом, их диалог превращается в разговор о жизни, страдании, человеческих потерях и… вегетарианстве. На протяжении лета 2017 года спектакль проехал с гастролями по десяткам пабов в маленьких ирландских деревушках. А вот за пределы Ирландии спектакль не выезжал еще ни разу. Чикагский паб – первая остановка “Двух пинт” за рубежом и вторая встреча с Abbey Theatre. В 2004 году в программе “Мировая сцена” мы видели спектакль “Удалой молодец – гордость Запада” (“The Playboy of the Western World”) по пьесе М.Макдоны.
Жители и гости Чикаго уже давно воспринимают посещение “Рождественской сказки” (“Christmas Carol”) в Goodman Theatre как одну из обязательных городских новогодних традиций. Похоже, Шекспировский театр положил начало еще одной традиции – после классической сказки Диккенса смотреть пародию на нее, спектакль “Рождественская сказка от братьев Кю” (“Q Brothers Christmas Carol”, 20 ноября – 31 декабря 2018 года, the Yard).
Братья Джи и Джей Кю родились и выросли в Чикаго. Их профессиональная актерская и музыкальная карьера началась со спектакля “The Bomb-itty of Errors”. Большой успех сопутствовал дебюту братьев на сцене Шекспировского театра со спектаклем “Funk It Up About Nothin’”. После премьеры в Чикаго они гастролировали в Нью-Йорке, городах Великобритании и Австралии. Следующая премьера братьев – современная, в стиле хип-хоп, постановка шекспировской трагедии “Отелло” (“Othello: The Remix”), представляла американское театральное искусство на всемирной театральной Олимпиаде в Лондоне в мае 2012 года и получила, наряду со спектаклем Белорусского Свободного театра “Король Лир”, высочайшие оценки зрителей и критиков. После Лондона спектакль показали на международном театральном фестивале в Эдинбурге, его увидели зрители Германии. Американская премьера прошла на сцене Шекспировского театра в сезоне 2012-13 годов. “Рождественская сказка от братьев Кю” – аналогичная по стилю интерпретация сказки Диккенса.
Братья все делают сами. Они являются драматургами, композиторами, сценографами, актерами. Смотреть их спектакли – одно удовольствие. Скучно точно не будет!
В рамках популяризации творческого наследия Шекспира интересна еще одна инициатива театра, давно ставшая традицией, – сокращенные инсценировки пьес в программе “Short Shakespeare!” Каждый год эти спектакли смотрят более сорока тысяч школьников и студентов Чикаго и пригородов. В новом сезоне мы увидим спектакль “Короткий Шекспир: Макбет“ (Short Shakespeare! Macbeth, 23 февраля – 16 марта 2019 года, Courtyard Theater). Автор адаптации и режиссер-постановщик – Марти Лайонс.
Ну а ближайшая премьера театра – не сокращенный, а полный “Макбет“ (“Macbeth“) в адаптации и постановке Аарона Познера и Теллера (25 апреля – 24 июня 2018 года, the Yard). Но об этом – в следующем выпуске Театрального обозрения.
Nota bene! Все спектакли пройдут в помещении Чикагского шекспировского театра по адресу: 800 East Grand Avenue, Chicago, IL 60611. Билеты на спектакли сезона 2017-18 годов, а также абонементы на спектакли сезона 2018-19 годов – на сайте http://www.chicagoshakes.com/, по телефону 312-595-5600 или в кассе театра. Для зрителей моложе тридцати пяти лет действует программа “CST for $20”. На групповые заказы предусмотрены скидки. Не забудьте в кассе театра поставить штамп на билете паркинга на “Navy Pier”. В этом случае вы получите сорокапроцентную скидку.