Chicago Shakespeare Theater представляет…

Европейские театры в Чикаго

Сцена из спектакля “Мы/Они”. Фото - Murdo McLeod
Сцена из спектакля “Мы/Они”. Фото - Murdo McLeod

В этом сезоне Чикагский шекспировский театр (Chicago Shakespeare Theater) представляет четырнадцать спектаклей на четырех сценах. Среди них – лучшие спектакли со всего мира в серии “Мировая сцена” (World Stage). За восемнадцать лет мы увидели спектакли театров из двадцати двух стран. Новый сезон – не исключение. Нас ждут постановки Королевского национального театра Лондона, театров Ирландии, Франции и Бельгии. С нее и начнем.

Работы лучших фламандских режиссеров из трех бельгийских театров объединены в программу “Big in Belgium – Chicago”.

Два спектакля прошли осенью. Бельгийская театральная компания SKaGeN показала спектакль “Большой рот” (“Big Mouth”) – сольное представление актера и режиссера Валентина Даненса, посвященное истории ораторского искусства длиной в две с половиной тысячи лет. Театральная труппа Ontroerend Goed привезла в Чикаго спектакль “Ночной бой” (“Fight Night”) – остроумное и язвительное исследование механизмов демократии. Зрители были удивлены, когда перед началом спектакля всем зрителям раздали электронные ящики для голосования. После дебатов пятерки кандидатов каждый демократическим путем решил, кто был убедительнее, и выбрал себе президента.

Думаю, спектакль театральной компании из Брюсселя BRONKS тоже удивит многих. Он называется “Мы/Они” (“Us/Them”, 22 января – 3 февраля 2019 года, Upstairs). Автор сценария и режиссер – Карли Вийс. В ролях: Гита Парментье и Роман ван Хутвен.

Сцена из спектакля “Мы/Они”. Фото - FKPH
Сцена из спектакля “Мы/Они”. Фото — FKPH

Спектакль возвращает нас к страшным событиям, случившимся в Беслане 1 сентября 2004 года. Напомню, в тот день после захвата школы в заложниках оказались более тысячи человек. Триста тридцать четыре из них погибли в результате штурма. “Мы/Они” – не документальный рассказ о трагедии, а решенная сценическими и хореографическими средствами история о том, как молодые люди могут справляться с подобными катастрофами. Газета The Telegraph назвала спектакль “жемчужиной” Edinburgh Fringe Festival. После фестивальной премьеры последовали аншлаговые спектакли в Лондоне.

Сцена из спектакля “Мы/Они”. Фото - FKPH
Сцена из спектакля “Мы/Они”. Фото — FKPH

Театральная компания BRONKS – одна из самых молодых в Брюсселе. Работает она, в основном, для молодой аудитории.

Художественные руководители труппы – Веерле Керкховен и Мари Де Нис. BRONKS выпускает по три премьеры в год, часто гастролирует, представляет постановки театров из разных стран. Компания фокусируется на синтетическом театре, сочетающем в себе элементы музыки, танца, изобразительного искусства, кино…

Бельгийскими театрами программа “Мировая сцена” не ограничивается. Шекспировский театр принимает гостей из Франции и Ирландии.

Компания из Франции Non Nova представит спектакль “Послеполуденный отдых” (“L’après midi d’un foehn”, 24-27 января 2019 года, the Yard). Задуманное и поставленное основателем компании Фией Менар представление комбинирует формы кукольного искусства с элементами цирка, жонглирования, пантомимы и танца. Получается нечто совершенно оригинальное и непредсказуемое. Спектакль был создан в 2008 году по заказу Музея естественной истории города Нанта в рамках ежегодного Фестиваля наук. Каждый год всем участникам Фестиваля дается определенная тема. Темой фестиваля 2008 года было Движение во всех его проявлениях. Перед театром стояла задача вписать спектакль в пространство музея, изначально не предназначенное для живых представлений. В результате в музее появился еще один “экспонат”: обычный полиэтиленовый пакет. Сначала один, потом – второй, потом – третий. Постепенно пакеты стали приобретать форму объектов, гулять по сцене, повинуясь ветру, которым управляет героиня спектакля. Исследуя магию в повседневных предметах, воздушные пластиковые фигуры создают опьяняющий визуальный балет с точной и сложной хореографией, А в конце спектакля вентиляторы остановятся, и пакет вернется в мир вещей. “Что будет, если и мы, люди, сбросим оковы земного притяжения и, вальсируя в воздушном танце, отдадимся на волю ветрам? Что будет, если мы научимся легко и беззаботно подпитывать свою жажду путешествий в неизведанные края и вести битву за то, чтобы каждая часть нашего тела была частью нас самих, свободной и независимой,” – говорит автор Фия Менар.

Спектакль получил Total Fringe Award на Edinburgh Fringe Festival в 2013 году.

Гастроли театра Non Nova пройдут в рамках Чикагского международного фестиваля театров кукол (Chicago International Puppet Theater Festival).

Небольшой бар в фойе Шекспировского театра (the Pub) впервые превратится в сценическую площадку на спектакле “Две пинты” (“Two Pints”, 5 – 31 марта 2019 года) ирландского Abbey Theatre.

Сюжет спектакля, созданного по книге ирландского писателя Родди Дойла режиссером Кейтрионой Маклафлин, прост: два человека сидят в пабе, пьют пиво и разговаривают. Начинающийся, как безобидное подшучивание друг над другом, их диалог превращается в разговор о жизни, страдании, человеческих потерях и… вегетарианстве. На протяжении лета 2017 года спектакль проехал с гастролями по десяткам пабов в маленьких ирландских деревушках. А вот за пределы Ирландии спектакль не выезжал еще ни разу. Чикагский паб – первая остановка “Двух пинт” за рубежом и вторая встреча с Abbey Theatre. В 2004 году в программе “Мировая сцена” мы видели спектакль “Удалой молодец – гордость Запада” (“The Playboy of the Western World”) по пьесе М.Макдоны.

Событием международной программы станут, как мне кажется, гастроли Лондонского Королевского национального театра со спектаклем “Инспектор пришел” (“An Inspector Calls”, the Yard, 19 февраля – 10 марта 2019 года) по легендарной пьесе Дж.Б.Пристли.

Вечеринку в респектабельной английской семье прерывает приход инспектора полиции. Он показывает гостям фотографию бросившейся под поезд девушки и начинает расследование самоубийства… Режиссер спектакля – известный английский театральный и кинорежиссер Стивен Долдри.

В серии “National Theatre Live” мы видели два спектакля Долдри: “Аудиенция” (“The Audience”) и “Верхний свет” (“Skylight”). Первый – по пьесе Питера Моргана о королеве Елизавете и ее еженедельных встречах с премьер-министрами в Букингемском дворце – традиции длиной в шестьдесят лет. В спектакле показаны все встречи, кроме последней. 13 июля 2016 года с королевой встретилась новый премьер-министр Великобритании Тереза Мэй. В 2013 году за лучшее исполнение главной женской роли в этом спектакле актриса Хелен Миррен была удостоена премии Лоуренса Оливье. Второй спектакль Долдри – “Верхний свет” (“Skylight”) по одноименной пьесе Дэвида Хэра. Спектакль получил премию “Тони” и театральный приз газеты “Evening Standard” за лучшее возобновление. Кроме этого, вспомним еще поставленный Долдри нашумевший мюзикл “Билли Эллиот” (“Billy Elliot – The Musical”), лауреат десяти (!) премий “Тони”.

С 1992 до 1998 годов Долдри был художественным руководителем лондонского Royal Court Theatre, в настоящее время работает в театре заместителем директора. Входит в Совет директоров Young Vic Theatre и Old Vic Theatre.

В кино Долдри дебютировал в 2000 году все с тем же “Билли Эллиотом”. В числе самых известных киноработ режиссера – “Часы” (“The Hours”, 2002), “Чтец” (“The Reader”, 2008), “Жутко громко и запредельно близко” (“Extremely Loud and Incredibly Close”, 2012). Не избежал Долдри и сериалов. Он – режиссер двух первых эпизодов первого сезона “Короны” (“The Crown”, Netflix) и исполнительный продюсер сериала. В общем, режиссер он очень титулованный и интересный. С нетерпением жду его нового спектакля!

Художественный руководитель театра Барбара Гейнс готовится к постановке “Гамлета” (“Hamlet”, 17 апреля – 9 июня 2019 года, Courtyard Theater). Последний раз она обращалась к этой пьесе более двадцати лет назад. Тогда спектакль получил премию “Джефф” как лучший спектакль года.

Сезон завершится мировой премьерой мюзикла лауреата премий “Оскар” и “Грэмми”, дуэта Sherman Brothers (братьев Ричарда и Роберта Шерманов) “Набалдашник и метла” (“Bedknobs and Broomsticks”, 30 мая – 28 июля 2019 года, The Yard). Мюзикл основан на романе Мэри Нортон и одноименном музыкальном фильме (с элементами анимации) студии “Дисней“ 1971 года. В 1940 году, во время бомбардировок Лондона, многие жители отправляли своих детей в английскую глубинку. Так в маленьком городке появились три столичных ребенка: Пол, Кэрри и Чарли. Они стали жить в доме мисс Эглантин Прайс. Каково же было их изумление, когда они узнали, что мисс Прайс – волшебница, причем, волшебница хорошая, патриотическая. Она искренне хочет направить свои знания и опыт на пользу родной стране. Только это страшная тайна, которую говорить никому нельзя. За молчание дети получили от волшебницы волшебный набалдашник от спинки кровати. Им можно управлять. Куда скажут – туда кровать и полетит! Дети с мисс Прайс отправляются на поиски чуда, которое должно помочь Великобритании выиграть битву с фашистами.

Режиссер-постановщик и хореограф будущего спектакля – многократный лауреат премии “Джефф” Рейчел Роквелл.

В рамках популяризации творческого наследия Шекспира интересна еще одна инициатива театра, давно ставшая традицией, – сокращенные инсценировки пьес в программе “Short Shakespeare!”

Каждый год эти спектакли смотрят более сорока тысяч школьников и студентов Чикаго и пригородов. В новом сезоне мы увидим спектакль “Короткий Шекспир: Макбет“ (Short Shakespeare! Macbeth, 23 февраля – 16 марта 2019 года, Courtyard Theater). Автор адаптации и режиссер-постановщик – Марти Лайонс.

Встретимся в театре!

Nota bene! Все спектакли пройдут в помещении Чикагского шекспировского театра по адресу: 800 East Grand Avenue, Chicago, IL 60611. Билеты на все спектакли – на сайте http://www.chicagoshakes.com/, по телефону 312-595-5600 или в кассе театра. Для зрителей моложе тридцати пяти лет действует программа “CST for $20”. На групповые заказы предусмотрены скидки. Не забудьте в кассе театра поставить штамп на билете паркинга на “Navy Pier”. В этом случае вы получите сорокапроцентную скидку.