Уважаемый читатель нашей газеты!
Некоторое время назад в рамках политических дискуссий была опубликована стенограмма моей беседы с дочерью о происходящих в Соединенных Штатах событиях, которые поколебали, казалось бы, незыблемые каноны многослойной жизни американского социума.
Понятно, что осью нашей беседы была проблема правления президента Трампа, восприятие его обществом и перспективы укрепления не только самого президента, как политического деятеля и главного менеджера страны, но и судьба великого, могучего, самого демократического государства в мире — США.
Моя дочь Яна – социальный работник, имеющая степень Мастера, человек, соблюдающий еврейскую традицию, ежедневно общается со многими людьми и, анализируя беседы с ними, может дать относительно объективную оценку прошлому, настоящему и будущему американской социальной и политической системы. Она не претендует на абсолютную истину, но в ее суждениях есть много того, что близко не только мне как отцу, но и многим людям нашей общины, независимо от возраста и общественного положения. Речь пойдет о власти, ее корнях и ответственности.
«С большой властью приходит и большая ответственность».
В Америке даже спорят о том, кому можно приписать эту цитату: Вольтеру или дяде Бену из комикса «Человек-паук». В сборнике указов, принятых Французским Национальным Конвентом от 8 мая 1793 года, эта фраза звучит следующим образом: “Они (представители народа) должны знать твердо, что великая власть неразрывно связана с великой ответственностью». Многие великие лидеры, такие как Уинстон Черчилль, Тедди Рузвельт, Франклин Делано Рузвельт, в разное время не раз произносили эту фразу и следовали ей в управлении страной. Каким бы ни был источник фразы, ее идея является ясным посланием тем, кто наделен властью над другими – быть готовыми, в первую очередь, нести груз огромной ответственности за свои действия.
– Я понимаю, что ты, дочь, говоришь о демократическом обществе…
– Да, папа! В демократических процессах государственного правления «представители народа» избираются на определенную должность. Ожидается, что они будут выполнять определенные обязательства по отношению к тем, кто их избрал, в соответствии с предвыборными обещаниями в ходе избирательной кампании… Звучит как идеальный сценарий торжества демократии, не правда ли? Я не удивлюсь, если для многих граждан эта ситуация больше соответствует сценарию художественного фильма и не имеет ничего общего с реалиями. Сегодняшние лидеры нашей страны больше сосредоточены на политическом контенте, чем на лидерстве в интересах государства и его народа. Карьерный политик сегодня — это весьма востребованный в Америке профессиональный путь к вершине. И так же как медицина в США больше становится похожей на доходный бизнес, занятие политикой все больше становится частью большого бизнеса, заинтересованного в финансовой прибыльности деятельности. Политическое поле все меньше и меньше связано с фактическим обслуживанием избирателей и больше с обслуживанием самих себя.
Удивительно, но теперь ожидается как само собой разумеющееся, что политик во время предвыборной кампании обещает одно, а после того, как он въедет в свой кабинет, произойдет поворот на 180 градусов. Мы уже даже привыкли к этому. Сегодня этим никого не удивишь. Необходим иной подход к выбору кандидатов на политические должности, настроенные на реальные дела, а не пустые слова и громкие реляции.
– Но времена меняются. Человек и система жизни не стоят на месте…
– Глядя на современный политический ландшафт, меня не покидает ощущение, что понятие большой ответственности меняется на понятие большой коррупции во власти. Царь Соломон когда-то сказал: «Нет ничего нового под солнцем!» Тот факт, что власть развращает, существует с незапамятных времен. Ничто не изменилось за столетия, и люди тоже. При всем техническом прогрессе и событиях во всех сферах человеческой истории мы, по существу, остаемся неизменными. Не имеет значения, какие новые ярлыки или определения мы придумываем, чтобы попытаться объяснить происходящее. Суть вопроса остается прежней…
– Почему власть коррумпирована или неуклонно стремится к этому?
– По-моему, всё дело в человеческой заносчивости, его высокомерии. Особенно это касается тех, кто начинал, как говорится, “с нуля”. Однажды я прочитала рассказ о короле, который, прогуливаясь по лесу, наткнулся на пастуха, красиво игравшего на флейте для своего стада. Король заговорил с ним и был весьма впечатлен его проницательностью и глубиной мышления. Король предложил пастуху стать его советником. Тот согласился и оказался отличным советником. Со временем приближенные короля решили оболгать (как водится) пастуха-советника и доложили королю, что тот что-то скрывает от него, уединяясь в наглухо закрытой комнате… “Скорее всего, пастух прячет там сокровища, которые украл у короля,” – говорили они.
Король потребовал открыть комнату, и, когда пастух открыл ее, все увидели, что она пуста, а посредине ее стоял стул, и на нем лежала флейта. На недоуменный вопрос короля: “Зачем ему это надо?” пастух ответил: “Чтобы не забыть откуда я родом. Чтобы власть не ударила в голову”. Он сохранил свою флейту и каждый день заходил в эту комнату, переодевался в одежду пастуха и играл на флейте, чтобы всегда помнить, откуда он пришёл…
– М-да, поучительная притча. Надо посоветовать нашим политикам выучить ее наизусть…
– Знаешь, пап, люди больше не боятся Б-га, а идея божественной справедливости для многих — это народная сказка. Подотчетность (ответственность перед окружающими тебя людьми) становится все больше теоретическим понятием, поскольку всегда можно отвлечь внимание сообщества десятками способов объяснить, подменить, отклонить и т.д.
Но если кто-то может обмануть других людей, ему никогда не удастся обмануть Б-га. Сказано: «Начало мудрости — это страх перед Б-гом.” К сожалению, большинство общественных ценностей сегодня не фокусируются на этой идее, и поэтому коррупция столь глубоко распространена среди властвующих людей. Нет страха перед тем, что придётся дать отчет о своих действиях, какими бы неуязвимыми они себя ни чувствовали, избежав человеческой справедливости.
– Ты имеешь ввиду все то, что происходит на Капитолийском холме?
– Вашингтон в последнее время все больше напоминает Голливуд: настоящее болото без подлинности или целостности. Политики уподобились актерам, читающим чужие строки и разыгрывающим возмущённую добродетель (со случайными слезами, текущими по их лицам), которые читают нам, “маленьким людям”, нотации о каких-то высших достоинствах и ценностях, которые лишь они единственные и поддерживают. Это и есть “Карточный Дом”, потому что, как только настоящий ветер задует, все эти хрупкие стены рушатся, обнажая разврат, безнравственность и деградацию, будь-то на Восточном побережье или на Западном побережье. И Вашингтон, и Голливуд считали (и все еще считают) себя неприкасаемыми. Даже будучи пойманными с поличным, они высокомерно идут напролом, лгут, избегают огласки и т. д. Опять же, мы возвращаемся к отсутствию любого подобия стыда.
– Дочь, а не глубоко ли ты копаешь?
– Когда Пророк Натан упрекнул Царя Давида за соблазнение Вирсавии, жены полководца Урии, и за смертьУрии на поле битвы, Давид смиренно принял упрек, искренне раскаялся, был прощен и остался царем. Представьте себе, что так бы поступил Харви Вайнштейн или Билл Клинтон?! Принятие ответственности, стремление к прощению, отступление от центра внимания, переоценка своих мыслей, слов и поступков – это почти анафема. Все можно объяснить и принять, если человек чувствует себя комфортно. Большинство людей добавляют “… и не причиняет вреда другим” после предыдущего заявления. На самом же деле, мы не существуем в вакууме, а взаимосвязаны. Поэтому все, что мы говорим и делаем, затронет хотя бы еще одного человека. Возможно, если мы это усвоим, мы будем гораздо более осторожны в выборе наших слов и действий.
В идеале, все мы должны быть воспитаны с идеей ответственности, которая включает в себя как тщательное взвешивание наших слов и действий до их материализации, так и принятие последствий и, если необходимо, решительности поступать по-иному в будущем. Чем больше атмосфера влияет на жизнь других людей, тем больше внимания следует уделять таким оценкам, поскольку потенциал воздействия более мощный. Это истинное лидерство, и оно абсолютно невозможно без подлинного смирения. Жаль, что мы не видим его среди наших “политических элит”. Однако эти люди – всего лишь симптомы или “проявления” общественного сдвига, когда новые поколения воспитываются с глубоко укоренившейся верой в личные права за счет личных обязательств перед другими.
Если каждый требует право на что-то, но при этом не хочет быть каким-либо образом обязанным другим, то результатом является общество, в котором каждый тянет одеяло на себя, и в какой-то момент это перетягивание становится насильственным. Единственное, что убережет людей от этого – даже не правительственные законы, а законы объективной морали, которые, по крайней мере в Соединенных Штатах, относятся к иудео-христианским ценностям.
В одном из своих радиоэфиров известный радиоведущий Деннис Прагер обсуждал теорию (не его собственную, но, к сожалению, я не запомнила имя автора) “засохшей этики”. Представь себе букет свежесрезанных красивых цветов, стоящих в вазе на столе. Яркие, сочные цвета и изысканный аромат. Через пару дней края некоторых цветов начинают увядать. Можно не заметить или просто вырвать эти неприглядные листья и выкинуть их, продолжая наслаждаться общим букетом. Проходят еще два дня, и другие цветки опадают. Вчерашний аромат теперь смешивается с неприятным запахом заплесневевшей воды. В конце концов, независимо от того, сколько раз вода меняется, добавляются консерванты, и мертвые стебли отбрасываются – букет умрет. То, что вчера доставляло удовольствие, теперь гниет на дне мусорной корзины. Почему?
– Действительно, почему?
– Потому что оно было отрезано от своих корней. То же самое с моралью: если мы отрежем моральные “корни” (иудейско-христианские ценности), то через одно-два поколения человеческие инстинкты и желания, неограниченные никаким объективным моральным компасом и идеями ответственности, обязательств и подотчетности – “страхом перед Б-гом” – приведут общество к самоуничтожению. Любой, кто изучал историю, даже поверхностно, знает о взлётах и падениях великих империй. Я твердо убеждена, что человечество, несмотря на большой вклад и развитие в различных областях, не придумало ничего такого-же глубокого, всеобъемлющего, духовного, возвышающего и объединяющего как Десять Заповедей (как еврейка, я бы добавила Тора, но это можно просто интерпретировать как иудео-христианские ценности). Это наши корни, и если мы отрезаем себя от них, то винить за последствия некого. Никакое “изменение воды или добавление химических веществ” под видом новых теорий, философий и объяснений, не изменит результат.
Можно только искренне надеяться, что если общество вернется к своим истинным корням, и объективный моральный компас вернется к нам и нашим детям, то представители народа будут на деле следовать идеалу “большой ответственности”. Выбор за нами.
Жестко! Жестко и твердо высказалась дочь. Так говорят люди, не сомневающиеся в своем определении ситуации, своей позиции. Но, анализируя содержание нашей беседы, я понял, что ее мысли мне импонируют.
А вам?