Кинокритик, журналист, член Ассоциации голливудской иностранной прессы, председатель комитета по фильмам на иностранном языке, беседует с актрисой Кэри Маллиган (Carey Mulligan). За фильм “Девушка, подающая надежды” (Promising Young Woman) Маллиган была номинирована на “Оскар” за лучшую главную роль.
“Девушка, подающая надежды” – интригующий фильм, в нем проходит тонкая грань между скрытой от всех глубокой драмой и комическими моментами. Что вы можете сказать о тональности фильма как актриса, сыгравшая в нем главную роль?
Думаю, что именно правдивость делает комедию великолепной. Наблюдать за игрой актеров сплошное удовольствие. Забавно видеть, как Дженнифер Кулидж рассказывает о своей работе за ужином. Она полностью вживается в образ и это кажется таким реальным, но совершенно абсурдным. Здорово находиться в окружении комиков и быть свидетелем всех импровизаций на съемочной площадке, ощущать легкость, которая контрастировала с более темными вещами, ведь мы имеем дело с деликатной темой. Это своего рода черный юмор, он затрагивает весьма темные аспекты, а комичные моменты все уравновешивают. Просмотр фильма в кинотеатре, когда аудитория переживает напряженные моменты и обрыв накала, более мрачные моменты, когда все смеются над комичными ситуациями, переживается легче, чем просмотр фильма в одиночку. И да, комедийный аспект делает так, что вы постоянно ошибаетесь: в ту минуту, когда вам кажется, что герою ничего не угрожает, он вновь оказывается в опасности. Но в то же время это дает некоторое облегчение, потому что затрагиваемая тема явно непроста.
Ваш персонаж испытывает чувство вины за все плохое, что случилось с ее подругой…
Да, именно так, она чувствует вину. Мы часто говорили с Эмеральд [режиссер фильма Эмеральд Феннелл] о том, что сама бы она не выбрала этот путь, но вынуждена была это сделать из-за того что произошло с любимым человеком.
Вы стали больше задумываться о посторонних людях в вашей жизни?
Определенно. Думаю, фильм хорош тем, что не поучает, в нем нет настоящих злодеев, есть просто люди, которые положительно себя характеризуют, им говорят, что они сделали плохие вещи и не так уж и хороши. Многое из этого фильма кажется таким знакомым, ведь такие же вещи происходят в нашей повседневной жизни, и мы как бы выросли с этим. Просто теперь мы смотрим на них под другим углом. Мы видели, как парень в баре выбирает пьяную девушку, думая, что это его шанс потерять девственность. Все это встречалось во многих фильмах, на которых мы выросли. И я также подумала об этом с точки зрения моего собственного опыта, что можно посмеяться и находить что-то смешным. Фильм дает каждому пищу для размышлений во многих разных смыслах.
Картина построена таким образом, что моя Кэсси представляет собой ангела мщения, который предлагает искупление, но также существует и наказание. Было очень важно сосредоточиться на ее человечности, а не пытаться оперировать какими-то понятиями, потому что фильм усилен своим визуальным рядом и музыкальными элементами. Я старалась, чтобы Кэсси предстала перед зрителем абсолютно реальным человеком, несмотря на ее неординарные поступки. Хотелось, чтобы героиня выглядела живым, дышащим человеком с реальной историей. Каждая сцена казалась очень личной. У меня была своя причина, по которой этим людям следовало преподать урок. Мы много обсуждали с Эмеральд, как поведут себя эти персонажи, когда с ними так поступят. Реакцию декана в исполнении Конни Бриттон рассмотрели в деталях. Думали о том, что у персонажа Элисон Бри так много из того, что мы с Эмеральд обсуждали, поэтому когда дело дошло до этих сцен, все стало действительно личным между Кэсси и персонажем Элисон, Кэсси и деканом. Она помнит все, как будто это было вчера, как они не пустили в ход ее дело, и как обращались с Ниной (ее подругой), и все события, которые привели к смерти Нины. Эта шокирующая одержимость и то, как все выстроено, заставляют чувствовать такую же ненормальность, но как актриса я всегда пыталась сосредоточиться на правдивости. Эмеральд великолепна в своем умении режиссировать игру актеров в мельчайших деталях и в получении большей картины, что и делает фильм красивым, стильным и непохожим на другие.
Были ли вы потрясены, когда читали об этих ужасных сценах в сценарии и затем играли роль или просто отнеслись к этому как к актерской работе?
Я ощущала большую ответственность, чтобы сделать все правильно и восстановить справедливость, потому что это опыт, который люди получают каждый день. Хотелось отдать должное. В фильме были мрачные моменты. Сцена с Альфредом Молиной, где он говорил о том, как легко было уволить девушку, просто найдя фотографию ее пьяной на вечеринке, и как жизнь женщин может быть разрушена из-за того, что им не верят, из-за дискредитации. Я была очень взволнована в тот день, когда Альфред произнес свою реплику. Это присутствовало в сценарии, но его игра заставила прочувствовать ситуацию. Затем кульминационная сцена с Элом Монро, когда я говорила о Нине, и о том, как с ней поступили, что с ней стало из-за этого, Кэсси в некотором роде теряет самоощущение. Вы просто чувствуете ответственность, потому что это пройденный путь и опыт многих людей. Снимаясь в фильме, я даже представить себе не могу каково это, но необходимо быть правдивой и максимально честной. Особенно финал, о котором трудно говорить, это такой большой спойлер о том, как заканчивается жизнь Кэсси. День, когда мы снимали концовку, был самым мрачным на съемочной площадке. Мы знали, что важно сделать все правильно, показать точно и честно. Работа над фильмом была веселым процессом, слышалось много смеха, среди нас были удивительные комики, но одновременно присутствовали непомерно грустные и страшные части истории. Это наиболее сложная часть работы.
Давайте перейдем к позитивному аспекту фильма. Скажите несколько слов о том, как вы поете.
О да, все любят монтаж. Это было в сценарии, идея Эмеральд. Она хотела представить, какую песню ее возлюбленный мог бы знать. И если бы он знал каждое слово песни, она бы влюбилась в него. И Эмеральд сказала, что не выберет песню Боба Дилана “Звучание ветра” (Blowing in the winds). Она поняла, что этой песней станет “Звезды слепы” (Stars are Blind) Пэрис Хилтон. Итак, они распечатали слова … Мы оба уже слышали эту песню, выучили слова и отсняли сцену … Бо (Бернхэм) и я были знакомы только два дня, шел четвертый день съемок. Первая пара дублей Бо великолепна! Он был таким забавным, брал банки c тушенкой, подбрасывал чипсы, а я просто делала то, что считала похожим на Кэсси. Так неловко. Я пыталась поскорее покончить с этим. Примерно через два дубля подошла Эмеральд и сказала: “Кэрри, почему ты ничего не делаешь? Тебе нужно танцевать и все такое”. А я сказала, что вряд ли Кэсси могла бы это сделать, она слишком крутая. А Эмеральд, словно полицейский, говорит: “Да ладно, она влюбляется, а люди делают безумные вещи, когда они влюблены”. И это правда, вы понимаете, и вот что значит этот монтаж – безумие того, как вы ведете себя, когда только влюбились и ведете себя как идиот. На третьем дубле я подумала: да, все верно, так и нужно сделать. Мы пели на полную катушку, и музыка громыхала. Понадобился чистый звук, где не было фонового шума, поэтому нам дали наушники. Тогда стало все еще хуже, потому что мы были совершенно сумасшедшими людьми, поющими Пэрис Хилтон, сами по себе в магазине. Получилось весело. Больше всего в тот день мне понравилось, как Бо взял банку с тушенкой, и это было так забавно в кадре. А потом продюсеры пытались выяснить можем ли мы получить права на демонстрацию банки с тушенкой в фильме. И все мы на съемочной площадке обрадовались, когда узнали, что производитель дает разрешение. Все это было так нелепо, но невероятно весело. И монтаж в фильме был просто великолепен.
У вас двое детей, мальчик и девочка. Это очень важный вопрос. Вы уже говорите им о важности взаимного уважения мужчин и женщин? Как вы планируете донести эту мысль до них?
Они такие маленькие, им по три и пять лет. Мы просто пытаемся научить их справедливости, сочувствию и доброте. Во многом это связано с сочувствием, с элементарной человеческой добротой. Думаю, что в создании этого фильма было так интересно то, что он действительно рассматривал многие культурные нормы современного общества. Мы с Эмеральд одного возраста, нам по 35 лет, мы обе выросли на одних фильмах и телешоу. Ничего нового мы не показываем. Просто смотрим на все это под другим углом. И поэтому я думаю, что сейчас, достигнув понимания, что это неприемлемые вещи, будет некоторая ответственность за то, чтобы эти вещи не использовались как комедия, потому что это не смешно. Сейчас мы гораздо больше осознаем это. Я считаю, что культура дает нам огромную информацию, и дети будут информированы о том, что они видят. В этом смысле мы несем ответственность за то, чтобы рассказываемые нами истории были правдивы.
Когда вы играете роль таких персонажей как Кэсси, что-то должно застревать в вас от роли. Было ли такое, чтобы вы сами, друзья или члены вашей семьи замечали в вас какие-либо изменения к середине или концу съемок?
Что ж, я перешла от того, что не любила длинные ногти, к тому, чтобы по-настоящему полюбить свой маникюр (смеется). Мне он так нравился. Мне было очень грустно лишиться его в конце, и расстаться с моими очень длинными нарощенными волосами. Когда есть семья, к которой нужно вернуться домой, ты не можешь быть странным, депрессивным человеком, полным гнева. В некотором смысле, нужно стряхнуть с себя это и вернуться в другую зону. Во время работы над фильмом я обнаружила, что покупаю много розовой одежды. Обычно я ношу только черное, так что это было изменение. Тем не менее, необходимо оставлять работу на работе, и никак иначе.
Расскажите о фильме “Раскопки”, вышедшем на Netfix. Насколько отличается этот опыт? Это исторический фильм, абсолютно отличающийся от “Девушки, подающей большие надежды”?
Да, это была полная противоположность “Девушке, подающей надежды”, что очень хорошо. Всегда приятно делать что-то отличное от того, что ты делал в последний раз. Я заменяла актрису, которая не смогла сниматься из-за расписания. Мне выпала возможность поработать с Рэйфом Файнсом, который является одним из величайших ныне живущих актеров. Незабываемый опыт. Действие фильма основано на реальных событиях, связанных с раскопками в Саттон-Ху. По сути это был погребальный корабль викингов, обнаруженный в Саффолке незадолго до Второй мировой войны. Его нашел археолог-любитель, которого играет Рэйф Файнс.
“Девушка, подающая надежды” действительно очень отличается от фильмов, в которых вы снимались раньше. Какие были обсуждения с Эмеральд, прежде чем вы согласились на роль? Как она смогла убедить вас?
Забавно, но мы с Эмеральд на днях обсуждали это, и никто из нас не смог вспомнить, на что была похожа эта встреча (смеется). Я прочитала сценарий и сразу же захотела с ней встретиться. В течение двух дней Эмеральд прислала мне плейлист, там были песни “Boys” Charli XCX, которая является первой песней в фильме, “Toxic” Бритни Спирс была там дважды, в двух разных версиях, оригинальной и оркестровой версии. И она прислала мне этот потрясающий шар настроения, в котором были разные отсылки к тому, как она представляет мир, и как будет выглядеть Кэсси. Так что у меня было очень хорошее представление о том, куда она направлялась. Думаю, через пять минут я просто сказала: “Да!”. Не то, что у меня возникло какое-то убеждение, скорее внутренний инстинкт. Я поняла, что буду очень раздосадована, если кто-то другой сыграл бы эту роль. Возникло ощущение, что это роль принадлежит мне, я моментально согласилась за нее взяться.
Стилистика фильма. Что вы можете сказать о прическе и костюмах в фильме?
Прическа и макияж были такими, как это видела Эмеральд, и мы это видение с ней разделяли. Работа с Нэнси над костюмами оказалась веселой. Нужно было выяснить, кем была Кэсси до того, как все это произошло. Думаю, она не тот человек, которым была десять лет назад, она выглядит совсем не так, как раньше. Вряд ли она прикладывала много усилий над своей внешностью. И я думаю, что часть ее скрывается в ее кажущемся простом виде. У вас ведь не возникнет подозрений на счет девушки с разноцветными маникюром и длинными светлыми волосами, собранными в хвост. С другой стороны, мы видим человека, который борется с чем-то очень трудным, человеком, окаменевшим от гнева и несправедливости, которые копились долгие годы. Героиня поняла, что внешний вид имеет значение для привлечения внимания. Но она хочет лишь, чтобы ее оставили в покое и старается выглядеть как человек, с которым все в порядке, а на самом деле это явно не так. И, конечно же, разные персонажи, которых она играет в своих ночных событиях, не знаю, как их описать (смеется). Было действительно интересно все это обдумать и исследовать. У нас была такая замечательная команда по прическам, макияжу и костюмам.
Какое будущее вам видится для так называемого независимого кино и таких фильмов как “Девушка, подающая надежды”? Насколько это будущее может отличаться от того чего бы вам хотелось, как актрисе?
Что ж, в этом году мы продвигались онлайн, что отчасти мне понравилось (смеется). Но большинство фильмов сегодня имеют огромный бюджет, который позволяет выполнять все меры безопасности в связи с COVID-19. Изменились условия, но работа может выполняться. Я не думаю, что независимое кино может выжить, они борются, чтобы выжить. Картина “Девушка, подающая надежды” снят за 23 дня с ограниченным бюджетом и заслуженно нашел эту платформу. Это показатель для людей, что, если вы сделаете хороший фильм, он может иметь широкую популярность. Сейчас есть тенденция упрощать сценарии и давать зрителям ответы там, где они не нужны, аудитория недооценивается. Эмеральд так не поступает. Фильм сложный, провоцирующий, вызывающий на разговоры. Хороший знак для независимого кино. Мы видели довольно много работ, которые начинались с чего-то незначительного, с невысокими ожиданиями, но при этом передали нечто важное и сделали нечто большое. Надеюсь, что в будущем мы сможем вернуться в то место, где процветает независимое кино, именно там я работала последние десять лет. Люблю независимые фильмы. Там я обрела самых приятных, внутренне богатых, хрупких персонажей. Это просто будет трудный период с точки зрения финансов для маленьких фильмов, которым труднее сдвинуться с мертвой точки.
Вы были продюсером фильма и продолжаете сниматься. Как думаете, в будущем вам будет интересна режиссерская работа?
О боже, я так не думаю. Но знаете, трудно сказать, где вы будете через десять, пятнадцать лет. Режиссура никогда не была моей страстью. В прошлом думала о том, что возможно однажды поставлю пьесу или что-то в этом роде, но не фильм. Особенность моей работы и карьеры в том, что я постоянно испытываю чудо, когда могу делать именно то, что хотелось с 6 лет: выходить на сцену и рассказывать историю. Не хочу стоять за кулисами, видеть монитор. Мне просто нравится выполнять свою часть работы. Так что нет, это не мое.
Вы не можете позволить себе “принести” персонаж домой, потому что у вас семья. А как “настоящая” Кэри поживает теперь, особенно когда приходится проводить больше времени дома из-за пандемии? Что с этим домашним человеком, а не с тем, который мы видим на экране?
Очень хорошо (смеется). Это странно, не правда ли? Потому что для многих людей этот год был таким тяжелым. Мне очень повезло, я получила положительный опыт в этом году, поскольку мне пришлось много бывать дома, а не уезжать и быть вдали от семьи. И вы понимаете, что когда дети еще маленькие, эти годы принадлежат вам. Я старалась развлечь их в течение нескольких месяцев, не имея возможности выйти из дома. Потом останутся потрясающие воспоминания о малышах в этом возрасте. Не то чтобы я много работаю, обычно снимаюсь только в одном фильме в год. Но нет, это было действительно хорошо. И даже если я занимаюсь прессой, без необходимости садиться в самолет, это была бы неделя вдали от семьи. Теперь больше не нужно этого делать. Это был хороший год.
Вы много пекли, готовили и обучали? Что на этот счет?
Да, многое из этого, я имею в виду множество вещей, которые мы придумывали, чтобы сделать день интересным для всех нас, хотя порой все становилось однообразным. Погода оказалась прекрасной, у нас есть свободное пространство, все это было действительно хорошо. Мы жили как и все другие молодые семьи: постоянно пытались придумать идеи, как разнообразить быт и провести время весело. И да, это было хорошо.