22 января, 8.00 pm. Концерт лауреата премии “Грэмми” камерного оркестра “Орфей” (Orpheus Chamber Orchestra) и саксофониста Брэнфорда Марсалиса. В программе – произведения на стыке джазовой и классической музыки: увертюра к опере “Севильский цирюльник” Дж.Россини, Рапсодия для альт-саксофона и оркестра К.Дебюсси, Камерное концертино для саксофона и одиннадцати инструментов французского композитора Жака Ибера (1890-1962), “Молитва тореро” испанского композитора Хоакина Турина (1882-1949), джазовая сюита “Кармен” на темы Ж.Бизе американского композитора Кортни Брайан.
Брэнфорд Марсалис – редкий гость в Чикаго. Я помню его замечательное исполнение Эскапад для альт-саксофона Джона Уильямса из фильма Стивена Спилберга “Поймай меня, если сможешь“ (“Catch Me If You Can”, 2002) в сезоне 2016-17 годов (ЧСО дирижировала Сусанна Мялкки). На этот раз музыкант выступает с камерным оркестром “Орфей”, образованным в 1972 году в Нью-Йорке. С первых дней своего существования это был оркестр без дирижера, обязанности которого по очереди исполняли музыканты. Сегодня в составе оркестра – тридцать четыре музыканта. Оркестр записал более семидесяти альбомов. Последними по времени пока являются альбом с американским джазовым пианистом Брэдом Мелдау (студия Nonesuch Records, релиз – июнь 2021 года) и полное собрание записей оркестра: набор из пятидесяти пяти дисков на студии Deutsche Grammophon (релиз – август 2021 года). Оркестр гастролировал в сорока шести странах мира, выступал с лучшими солистами-инструменталистами. Ежегодно выступает с концертами в Карнеги-холл.
27 января, 7.30 pm; 29 января, 8.00 pm. Барочная программа ЧСО под управлением маэстро Мути: Концерт си минор для четырех скрипок и виолончели, Концерт для флейты соль минор (La Notte), Концерт для двух флейт, двух гобоев, двух кларнетов, фагота, двух скрипок и струнного оркестра (“Per la solennità di San Lorenzo”) А.Вивальди, Первая сюита фа мажор из цикла “Музыка на воде” Г.Ф.Генделя. Среди солистов – музыканты ЧСО: концертмейстер группы флейт Стефан Рагнар Хескулдссон; концертмейстер Роберт Чен, скрипка; второй концертмейстер Стефани Йонг, скрипка; ассистент концертмейстера Дэвид Тейлор, скрипка; Юан Кинг Йю, скрипка.
28 января в 7.00 pm эта программа (кроме Концерта для двух флейт, двух гобоев, двух кларнетов, фагота, двух скрипок и струнного оркестра) будет исполнена в помещении Apostolic Church of God по адресу: 6320 S Dorchester Ave, Chicago, IL 60637. Вход свободный, требуется предварительное резервирование. В этом зале Риккардо Мути и ЧСО выступали в 2011 и 2016 годах.
Это третья и последняя программа Риккардо Мути в январе. Мы прощаемся с ним ненадолго, маэстро вернется в Чикаго 17 февраля. Всего до июня 2022 года он проведет с ЧСО еще четыре сессии, по несколько программ каждая.
30 января, 3.00 pm. Первый в Чикаго сольный концерт Яна Лисецкого. В программе – Этюды и Ноктюрны Ф.Шопена.
Канадский пианист польского происхождения Ян Лисецкий родился в Калгари в 1995 году. Играет на фортепиано с пяти лет. С симфоническим оркестром дебютировал в восемь лет, в пятнадцать подписал эксклюзивный контракт со студией Deutsche Grammophon. Записал цикл Песен Л.ван Бетховена с баритоном Матиасом Герном. В августе 2021 года выпустил двойной альбом с записью всех Ноктюрнов Ф.Шопена. Этот альбом возглавил чарты записей классической музыки в Северной Америке и Европе. Самый молодой в истории (он получил эту премию в восемнадцать лет) лауреат Grammophone’s Young Artist Award. Лауреат премии Леонарда Бернстайна, JUNO и ECHO Klassik Award. С ЧСО дебютировал в декабре 2019 года, солировал в Двадцать первом фортепианном концерте В.А.Моцарта (дирижер – Манфред Хонек). Сольный концерт Лисецкого в Чикаго проходит в рамках его мирового тура. Всего он сыграет в более чем тридцати городах мира.
5 января в Италии на восемьдесят втором году жизни умер легендарный валторнист, многолетний концертмейстер группы валторн ЧСО Дейл Клевенджер. В ЧСО он пришел в 1966 году по приглашению седьмого музыкального руководителя Жана Мартинона и на протяжении сорока семи лет (до 2013 года) оставался одним из ярчайших музыкантов. Любители музыки во всем мире запомнили удивительный звук валторны Клевенджера. Он выступал с музыкальными руководителями ЧСО сэром Георгом Шолти и Даниэлем Баренбоймом, великими дирижерами Карло Мария Джулини и Клаудио Аббадо, Пьером Булезом и Бернардом Хайтинком. Его последние годы служения оркестру связаны с именем Риккардо Мути. Клевенджер принимал участие в записях дисков “The Antiphonal Music of Gabrieli” и Квинтетов для фортепиано и духовых инструментов Моцарта и Бетховена, получивших премии “Грэмми”. Еще одну премию “Грэмми” он получил за записи концертов для духовых инструментов Рихарда Штрауса (Клевенджер солировал в Первом концерте для валторны с оркестром, ЧСО дирижировал Д.Баренбойм). Джон Уильямс посвятил ему Концерт для валторны с оркестром, и Клевенджер в 2003 году стал его первым исполнителем. ЧСО дирижировал композитор.
В феврале 2013 года Клевенджер объявил об уходе на пенсию и написал письмо своим коллегам по ЧСО: “Вы действительно одни из лучших музыкантов на планете. Музицировать с вами и делить с вами сцену – приятное воспоминание, которое я буду лелеять до конца жизни. Я призываю вас сделать все возможное, чтобы мой родной Чикагский симфонический оркестр оставался лучшим из лучших!”
Клевенджер родился 2 июля 1940 года в городе Чаттануга (штат Теннесси). До прихода в ЧСО был валторнистом Американского симфонического оркестра под управлением Леопольда Стоковского в Нью-Йорке, оркестра Symphony of the Air и Симфонического оркестра филармонии Канзас-сити. На протяжении четырнадцати лет был музыкальным руководителем Elmhurst Symphony Orchestra.
Педагогика всегда была важной частью музыкальной деятельности Клевенджера. Он преподавал в Northwestern University, Roosevelt University, Jacobs School of Music at Indiana University, устраивал мастер-классы по всему миру. В 1985 году стал почетным доктором Elmhurst College.
В письме музыкантам оркестра маэстро Мути отметил: “Смерть Дейла Клевенджера – одного из лучших и самых известных валторнистов нашего времени – оставляет глубокую пустоту в музыкальном мире. К счастью, у нас есть много аудио– и видеозаписей, позволяющих показать необыкновенную технику и благородство музыкальной фразировки музыканта. Все его коллеги, бывшие и нынешние, все его студенты так же как я (мы были личными друзьями) оплакиваем эту огромную потерю”.
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра сезона 2021-22 годов – на сайте cso.org или в кассе Симфонического центра: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.