29 сентября 1941 года началось тотальное уничтожение евреев города Киева. В канун 76-летия этой трагической даты газета “Реклама” обратилась к известному израильскому режиссеру-документалисту Борису Мафциру, который создал свыше четырехсот фильмов и программ, среди которых более тридцати посвящены Холокосту.
– Борис, вами снято действительно много фильмов, но несколько последних стоят особняком. То, что показано и рассказано в этих фильмах – это показания свидетелей, евреев и неевреев, которых остается все меньше и меньше. Вам действительно нужно было торопиться, чтобы встретиться с этими людьми, проживающими в разных странах. Это гигантская работа. Поднять пласты трагической истории через столько лет. Да, известно, что вообще тема Холокоста оставалась тайной, особенно в бывшем Советском Союзе в течение многих десятилетий после окончания войны. И вот начали выходить твои фильмы из серии фильмов «Хранители памяти».
– Если вы зайдете на наш сайт www.holocaustinussr.com, то увидите обложку первых шести фильмов из восьми. Все они дают хотя бы частичную картину о сокрытом советской властью Холокосте.
Когда я начинал проект, думал, мы не знали, потому что была политика, определенная послевоенная тенденция, и символы Холокоста касаются западной части Европы. Некоторой информацией не владели даже музеи Холокоста. Это то, что я называю «скрытый Холокост». Советская власть сознательно скрыла подробности, я этого собираюсь коснуться в моем последнем фильме.
Предыдущие фильмы о Беларуси, Транснистрии, России, Латвии, Крыме. В апреле следующего года будет выйдет большой фильм из двух-трех частей «На пути к Бабьему Яру». Это попытка рассказать, как создавалась система массового уничтожения.
Бабий Яр не был первым массовым расстрелом, до этого были Бердичев, Житомир, Винница и другие места. В фильме не будет Бабьего Яра, будут события до него. Я описываю те первые 99 дней войны, которые докатились до Киева. Киев – это сотый день, Бабий Яр – тоже.
Сегодня у нас есть символ жертвенности – Анна Франк, символ святости – Януш Корчек, символ героизма – Варшавское гетто, и это все оправданно. Но у нас нет Анны Франк из Латвии, Литвы, Украины, а были. У нас нет других гетто, кроме Варшавского, а первые восстания были в Беларуси уже летом 1942 года, Варшава – это апрель 1943 года.
По-моему, это первая попытка понять, что нацисты хотели и как они это сделали. Как была создана эта система, в которой были массово завербованы местные жители, каков был их интерес, как это все работало вместе и привело к тому, что около миллиона советских евреев было уничтожено.
Это моя запоздалая попытка рассказать об этом. Она базируется на том, что есть еще свидетели, которые способны рассказать, и их все меньше и меньше. Уже в фильме о Латвии я столкнулся с тем, что некоторые люди мне сказали «вот два года назад я бы поехал, а сейчас уже не могу, боюсь». Мне трудно судить о том, насколько этот проект, доступный на русском, английском и иврите, изменит понимание того, что произошло.
– Расскажите о том, что было до Бабьего Яра, об этом очень мало известно. Мы много занимались исследованиями экспозиций музеев, в которых были представлены материалы о Холокосте. Я могу подтвердить, что в музеях от Буэнос-Айреса до Вашингтона и Европы действительно отсутствовала информация о многих местах, где происходило уничтожение евреев, в частности на территории СССР. Сейчас уже начали появляться подробные экспозиции, например, в Jewish Heritage Museum в Нью-Йорке.
– Должен сказать, что в этом отношении я пессимист. В такие музеи люди не ходят по много раз, это не Эрмитаж. Есть уже сложившееся понимание о Холокосте, все остальное принимается как детали. В этом случае загадка Черной книги заключается в том, что в 1946 году в Советском Союзе была детальная информация о том, что произошло на оккупированных территориях. В то же самое время Симон Визенталь индивидуально хватал «за пуговицу» беженцев из лагерей, которые были по пути в разные страны, и проводил с ними интервью – это очень хорошо описано в его биографии. Если бы все было опубликовано в 1946 году, вся история Холокоста была бы другой.
Уже было напечатано 80% его книги, 30 тысяч экземпляров, она должна была выйти на 10 языках в разных странах. И это то, что советская власть, Сталин и его «коллеги» забрали у нас.
Теперь по поводу Бабьего Яра. Я не хочу и не могу говорить о фильме, потому что фильм это не только рассказ, но еще и съемки, разные люди.
Первая фаза – уничтожение евреев на оккупированных в 1939 году территориях. За два года была создана ужасная ситуация, которая описана очень жестко в книге Тимоти Снайдера
«Черная земля». О том, что такое двойная оккупация – советская и немецкая, когда нет государственности и все доступно, и каждый может делать все, что угодно. Потом начинается организованное истребление мужчин. Евреи приравнивается к коммунистам и комиссарам.
В конце июля – начале августа начинается новая фаза. Называется «и женщины, и дети». В Украине первый известный расстрел детей – конец августа, Белая церковь.
Недалеко от Киева, город Умань. Загнали в подвал примерно тысячу евреев и удушили их хлоркой.
В Бердичеве мне рассказали такую историю. Группу молодых женщин привели на берег реки и сказали плыть. Кто доберется до противоположного берега – останется в живых. Часть утонула, часть доплыла. Тем, что доплыли, крикнули «а сейчас вернуться!», и так они плавали с берега на берег, пока все не утонули.
Как получился Бабий Яр. Пришли в Киев, город был взят без боя. Когда начинаются жуткие взрывы, Крещатик горит. Истерия, и ходят слухи, что якобы евреи перерезали пожарные шланги из Днепра. И евреи становятся первой жертвой.
Есть и другие версии. Нужно было где-то жить, а центр города для этого не приспособлен. Поговаривали, что советские чиновники, когда бежали, побросали свои квартиры, и никто бы не подумал, что кому-то понадобятся еврейские домишки на Подоле. Тем не менее, евреи становятся жертвой. Что интересно, 29 сентября евреи идут сами, не было регистрации, не было поиска по домам (это началось позже). Вот как была организована система.
Бабий Яр стал символом. В частности, благодаря Евтушенко, Кузнецову, Шостаковичу. Но именно из-за того, что Бабий Яр стал символом, это не затмевает всю пустоту, которая происходит вокруг.
– Борис, мы уже много лет дружим и работаем с вами. Я всегда восторгался не только профессионализмом, но и вашей одержимостью найти правду. Ваши исторические фильмы о Холокосте и программа “Память имен”, которую вы возглавляли в музее Яд-Вашем, познакомили общину Чикаго с вами. Спасибо за правду. Я надеюсь, что исследования истории Холокоста продолжатся. И этому послужит ваша деятельность. Здоровья и успехов в Новом, 5778 году.
С Борисом Мафциром беседовал Леонид Бард