1622-24 марта, 8.00 pm. Одна из интереснейших программ сезона: Чикагский симфонический оркестр (далее – ЧСО) под управлением Риккардо Мути исполнит Мессу N6 ми-бемоль мажор Ф.Шуберта. Солисты: Аманда Форсайт, сопрано; Элизабет Дешонг, меццо-сопрано; Пол Апплби, тенор; Николас Пан, тенор; Нахуэль ди Пьерро, бас. Чикагский симфонический хор. Хормейстер — Дуайн Волф. Также в программе: увертюра к опере К.М.фон Вебера “Оберон” (сочинение 1826 года) и мировая премьера созданного по заказу ЧСО сочинения Макса Райми “Three Lisel Mueller Settings” для меццо-сопрано и оркестра. Солистка — Элизабет Дешонг. Будучи членом секции альтов ЧСО, все свободное время Райми посвящает сочинению музыки и достиг на этом поприще немалых успехов.
Семь полных и шесть неоконченных симфоний, двадцать две фортепианные сонаты, пятнадцать струнных квартетов, шесть месс, девять полных опер и столько же неоконченных, около шестисот вокальных сочинений — все это Шуберт сочинил за тридцать один год жизни! Настоящее признание пришло к нему спустя несколько десятилетий после смерти. Даже сегодня в активном репертуаре оркестров и солистов только десятая часть произведений, написанных Шубертом. Практически неизвестны его оперы, его духовная музыка — области, в которых он оставил заметный след.
У Чикаго отношения с Шубертом сложные. В первом (1891-92 годов) сезоне ЧСО его основатель и первый музыкальный руководитель Теодор Томас включил в репертуар Восьмую (“Неоконченную”) и Девятую (“Большую”) симфонии композитора. Когда был построен Симфонический центр, Шуберт стал одним из пяти композиторов, чьи имена были выгравированы на фасаде, выходящем на Мичиган-авеню. Казалось, его музыка будет звучать в городе вечно! Однако остальным симфониям пришлось ждать своего дебюта в Чикаго долгие десятилетия. Премьера Третьей симфонии прошла в 1960 году, Четвертой — в 1961, а Первая симфония была впервые исполнена в 1982 году — на девяносто первом году жизни оркестра! К тому времени оркестром были уже давно исполнены все симфонии Малера, включая неоконченную Десятую.
Называя произведения Шуберта краеугольным камнем современной культуры, музыкальный руководитель ЧСО Риккардо Мути возвращает его музыку в Чикаго. Именно благодаря маэстро в сезоне 2014-15 годов ЧСО впервые в истории исполнил все симфонии Шуберта. Шубертовские концерты начались с оптимистической Третьй и трагической Четвертой симфоний — сочинений юного композитора. В 2014 году ЧСО под управлением Р.Мути впервые в истории исполнил Пятую мессу ля-бемоль мажор, в этом году второй раз в истории (и первый раз с маэстро Мути) мы услышим Шестую мессу ми-бемоль мажор. До этого она исполнялась в Чикаго в далеком 1975 году.
Шестая месса — одно из последних сочинений Шуберта. Она написана за полгода до смерти композитора и впервые прозвучала почти через год после его смерти. Было это в Вене, в церкви Святой Троицы 4 октября 1829 года.
За час перед началом концертов на втором этаже Симфонического центра (22 марта, Armour Stage; 23 и 24 марта, Grainger Ballroom) состоятся тридцатиминутные беседы пианиста и музыковеда Даниэля Шлосберга об исполняемых произведениях.
25 марта, 3.00 pm. Сольный концерт пианиста Бориса Березовского. В программе – музыка русских композиторов: Восточная фантазия “Исламей” и другие произведения М.Балакирева, избранные произведения А.Лядова, избранные прелюдии и Вторая соната С.Рахманинова, избранные этюды и Пятая соната А.Скрябина.
“Музыкального олигарха” Березовского мы слышали в Чикаго всего лишь однажды, в 2007 году, на Музыкальном фестивале в Равинии. Впереди — вторая встреча.
Березовский родился в Москве в 1969 году, учился в Московской консерватории у профессора Элисо Вирсаладзе и частным образом у Александра Заца. Пианист говорит: “Я учился у выдающейся пианистки Элисо Вирсаладзе, которой я очень многим обязан, но в ее классе игрался, в основном, стандартный репертуар. В какой-то момент становится безумно скучно, и, естественно, ты начинаешь искать что-то другое. Музыка Метнера в консерватории не исполнялась вообще. Именно поэтому я пошел учиться к Зацу, который открыл мне другую сторону русской классики”.
Произведения своих любимых русских композиторов Березовский исполняет часто. Помню, на дебютном концерте в Равинии он играл Сказки Метнера для фортепиано. Даже самые трудные места давались пианисту легко и не требовали никаких внешних усилий. Долговязый, с хитрецой в глазах, он играл с явным удовольствием, но местами несколько небрежно. А после Метнера начались сюрпризы. В первом отделении концерта вместо Второй сонаты Рахманинова он несколько отстраненно исполнил Восемь прелюдий композитора, а второе отделение закончил виртуозным Вальсом Равеля вместо обещанного в программе Вальса Шопена. Украшением концерта стал “музыкальный аттракцион” под названием “Десять транскрипций Леопольда Годовского на темы этюдов Фредерика Шопена”. Сперва пианист играл этюд Шопена и сразу же за ним — его обработку, сделанную Годовским. В их числе – транскрипции Годовского для левой руки. Мне показалось, что импровизации Годовского пианист играл с большим интересом, чем оригинальные этюды. Что мы, в самом деле, Шопена не слышали? А тут – нечто новенькое, редко исполняемые фокусы Годовского…
У Березовского нет диплома о высшем образовании. Формально Московская консерватория поступила абсолютно правильно, не выдав своему лучшему студенту диплома, поскольку лучший студент не сдал выпускные экзамены по специальности. Он их просто не сдавал — именно в это время в 1990 году пианист играл на IX Международном конкурсе пианистов имени Чайковского. В результате вместо диплома о высшем образовании Березовский получил Золотую медаль конкурса. В одном из интервью Березовский пошутил, что готов купить заветный диплом и ждет предложений. Пока не предлагают…
После победы на конкурсе Чайковского Березовский обосновался в Англии, после чего переехал в Брюссель. Он свободно говорит на английском и французском языках. В 1991 году у него родилась дочь. “Папа был в Японии, когда я родилась. Он приехал в Лондон, и я сидела под роялем, слушала, как он играет”, – рассказывает Эвелина Березовская. Видимо, в тот момент и решилась ее судьба. В шесть лет на концерте в Лидсе они уже играли вместе “Дивертисмент” Й.Гайдна, и с той поры довольно часто выступают вместе. Эвелина стала хорошей пианисткой.
Вторая жена Березовского родилась в Ташкенте. С ней у него двое детей: сын Адриан (ему четырнадцать лет) и дочь Маша (восемь). В последние годы Березовский все больше живет в Москве. Говорит, что там ему интереснее: “И во многом благодаря даже, как ни странно, не русской музыке, которую я обожаю, а русской литературе и русскому театру. Я очень много хожу в театры”.
Nota bene! Абонементы на все концерты Чикагского симфонического центра сезона 2018-19 годов, а также одиночные билеты на концерты сезона 2017-18 годов можно приобрести на сайте www.cso.org, по телефону 312-294-3000, по почте или в кассе по адресу: 220 South Michigan Ave., Chicago, Il 60604.