Оставим ненадолго театры Чикаго и посмотрим, что происходит в театральной жизни других городов. В Шекспировской компании Цинциннати (Cincinnati Shakespeare Company) продолжается юбилейный, двадцать пятый сезон. В театре в эти дни с большим успехом идет спектакль “1984” по мотивам одноименного романа Джорджа Оруэлла. Театральная адаптация сделана британскими драматургами Робертом Айком и Данконом Макмилланом. Режиссер – художественный руководитель театра Брайан Айзек Филипс. В главных ролях – члены труппы театра Джастин Маккомбс (Уинстон Смит) и Сара Кларк (Джулия). В ролях: Джереми Дубин (О’Брайен), Билли Чейс (Мистер Чаррингтон), Берри Малхолланд (Сайм), Николас Роуз (Парсонс), Джейсон Джексон (Мартин).
Особенностью постановки являются видеопроекции и мультимедийный дизайн. Над сценой и по бокам от нее находятся телевизионные экраны. Действие периодически переходит из реальной сцены в телевизор, а потом возвращается на сцену. Например, разговор Уинстона и Джулии в какой-то момент переносится на экран, и мы видим тех же героев в квартире. Потом кто-то из них уходит и через секунду появляется на сцене. Причем, видеокадры крутятся не в записи, а в прямом эфире. Мы это понимаем, когда вдруг стены Министерства раздвигаются и появляется квартира героев.
Видеопроекции позволяют постановщику легко перенести действие из Министерства Правды в поезд, на котором Уинстон мчится на свидание с Джулией, в лес, где происходит их встреча, и назад в комнату Министерства, где все готово к двухминутке ненависти. Испытываешь ужас, видя полчища крыс в сцене пыток Уинстона, а крысы эти – опять же, результат достижений технического прогресса…
Роман Оруэлла “1984” опубликован в 1949 году, но как актуально он звучит сегодня! Как часто в последнее время из уст маленьких и больших политиков мы слышим лозунги, подобные этим: “Война – это Мир”, “Свобода – это Рабство”, ”Незнание – это Сила”. Что уж говорить о введенных Оруэллом терминах двоемыслия и тотальной слежки! Постоянные происки спецслужб уже не удивляют никого. В век компьютеров и интернета к ним добавились социальные сети, электронные почты, сервера с онлайн-продажами… Все следят за всеми, и все лгут друг другу. Все, как у Оруэлла: ”Если все принимают ложь, навязанную партией, если во всех документах одна и та же песня, тогда эта ложь поселяется в истории и становится правдой. “Кто управляет прошлым, – гласит партийный лозунг, – тот управляет будущим; кто управляет настоящим, тот управляет прошлым”.
Создателям спектакля удалось главное – показать актуальность романа. Я смотрел на сцену и думал, как легко антиутопия становится реальностью, как хрупки завоевания демократии, как быстро скатывается мир к страшным временам тоталитаризма.
”Роман Оруэлла был интересен во все времена. Представители всех политических убеждений использовали его для оправдания своих позиций, – говорит режиссер Брайан Айзек Филипс. – Это история любви, которая затрагивает более широкие вопросы о правде и истине, о том, что происходит, когда истина считается неудобной или даже опасной. Когда мы задумали поставить спектакль по роману Оруэлла в наш юбилейный сезон, мы знали, что это будет мощный и актуальный ответ на вызовы сегодняшнего дня. И поскольку новые технологии являются огромной частью этой истории, мы привлекли к постановке такого провидца, как Брейв Берлин. Его работа в компаниях Blink и LumenoCity показала, что он – прекрасный кандидат для этой новаторской задачи.”
Создатели спектакля говорят: ”В своей работе мы постоянно экспериментируем, раздвигаем рамки обычного театрального пространства, в котором привыкли существовать актеры. Мы смотрим, что сейчас происходит в мире, мы видим постоянный страх, параноидальные теории заговоров, страшную реальность, непрерывный, двадцатичетырехчасовой цикл новостей и понимаем: Оруэлл написал роман про нас”.
Премьера инсценировки Айка и Макмиллана состоялась в Лондоне. В 2017 году спектакль ставили на Бродвее, в роли Джулии выступила Оливия Уайлд.
Шекспировская компания Цинциннати образовалась в 1993 году. Правда, название театра было другим – Fahrenheit Theatre Company. Основатель и первый художественный руководитель театра – Джессон Минадакис. В 1997 году театр стал называться Cincinnati Shakespeare Festival, с 2006 года получил свое окончательное имя – Шекспировская компания Цинциннати (Cincinnati Shakespeare Company). В том же году труппа стала выступать со спектаклями на выезде, давать бесплатные представления в школах. В 2000 году семь актеров театра стали постоянными членами труппы с полной зарплатой – достижение, о котором мечтают тысячи актеров в Чикаго. Руководители театра посчитали, что такое решение позволит актерам сфокусироваться на творчестве и профессиональном развитии, и оказались правы.
С 2003 года художественным руководителем театра является Брайан Айзек Филипс.
С первых дней жизни театра его основатели взялись за новые инсценировки признанных шекспировских шедевров. В первом сезоне (1993-94 годов) из пяти спектаклей три были по пьесам великого Барда: “Укрощение строптивой”, “Двенадцатая ночь” и “Юлий Цезарь”.
В 2014 году Шекспировская компания Цинциннати стала одним из пяти театров в США, которые поставили все тридцать восемь пьес Шекспира.
Подобно Чикагскому шекспировскому театру, Шекспировская компания Цинциннати каждое лето бесплатно показывает свои спектакли в парках города.
Летом 2017 года труппа переехала в новое здание с уютным залом и оснащенной всеми техническими нововведениями сценой. Новый дом – The Otto M. Budig Theater – расположен в самом центре Цинциннати, в одном блоке от Мюзик-холла, где проходят концерты Симфонического оркестра.
Сезон 2018-19 годов для театра юбилейный, двадцать пятый. После Оруэлла театр вернется к любимому Барду. В планах на зиму-весну – спектакли “Двенадцатая ночь”, “Зимняя сказка” и “Макбет” У.Шекспира. В декабре театр покажет рождественскую историю “Every Christmas Story Ever Told” М.Карлтона, Дж.Фитцжеральда и Дж.Альвареса, на весну 2019 года запланирован спектакль “Ограды” (“Fences”) по пьесе А.Уилсона. Сезон закончится комедией “Блоха в ее ухе” (“A Flea in her Ear”) – адаптацией Д.Айвза пьесы французского комедиографа Жоржа Фейдо (в Чикагском шекспировском театре вариант Айвза шел в сезоне 2006-07 годов).
Nota bene! Спектакль “1984” идет до 3 ноября в помещении Шекспировской компании Цинциннати по адресу: The Otto M. Budig Theater, 1195 Elm Street Cincinnati, OH 45202. Билеты – по телефону 513-381-BARD (2273) и на сайте https://cincyshakes.com/. Там же вы найдете информацию об истории создания и сегодняшнем дне театра.