В Лирик-опере Чикаго идут последние приготовления к началу нового, 64-го сезона 2018-19 годов. Он начнется 6 октября 2018 года и продлится до 2 июня 2019 года. О программе театра я уже писал в прошлых выпусках Оперного обозрения. Взглянем на нее еще раз более подробно.
В новом сезоне Лирик-оперы мы увидим десять постановок. В основной программе – девять опер: (перечисляю по порядку) “Богема” Дж. Пуччини (новая постановка, совместно с Ковент-Гарден и Мадридским театром “Реал”, 6-20 октября 2018 года, 10-25 января 2019 года), “Идоменей” В. А. Моцарта (новая для Чикаго постановка принадлежит Метрополитен-опере, 13 октября – 2 ноября 2018 года), “Зигфрид” Р.Вагнера (новая постановка Лирик-оперы, 3-16 ноября 2019 года), “Трубадур” Дж. Верди (возобновление совместной постановки Лирик-оперы, Метрополитен-оперы и Оперы Сан-Франциско, 17 ноября – 9 декабря 2018 года), “Золушка” Ж. Массне (премьера Лирик-оперы, совместная постановка Ковент-Гарден, Барселонского театра Лисео, Оперного театра Брюсселя и Оперы Лилля, 1 декабря 2018 года – 20 января 2019 года), “Электра” Р. Штрауса (возобновление постановки Лирик-оперы, 2-22 февраля 2019 года), “Травиата” Дж. Верди (совместная постановка Лирик-оперы, Хьюстонской Гранд-оперы и Канадской оперной компании, 16 февраля – 22 марта 2019 года), “Ариодант” Г. Ф. Генделя (премьера Лирик-оперы, постановка фестиваля Экс-ан-Прованс совместно с Амстердамской оперой, Канадской оперной компанией и Лирик-оперой, 2-17 марта 2019 года), камерная опера “Американская мечта” Джека Перлы (премьера Лирик-оперы, мировая премьера состоялась в Опере Сиэттла, 15 и 17 марта 2019 года).
После основного сезона Лирик-опера покажет мюзикл “Вестсайдская история” Л.Бернстайна (премьера Лирик-оперы, совместная постановка Лирик-оперы, Хьюстонской Гранд-оперы и фестиваля “Глиммергласс”, 3 мая – 2 июня 2019 года).
2 декабря 2018 года с сольным концертом на сцене Лирик-оперы впервые выступит Анна Нетребко. 23 марта 2019 года в театре пройдет концерт, посвященный двадцатипятилетию со дня дебюта в Лирик-опере Рене Флеминг.
Итак, семь новых или новых для Чикаго постановок, включая четыре премьеры. Три бессмертных итальянских хита – “Богема”, “Трубадур”, “Травиата”, – и три редко ставящиеся оперы: “Идоменей”, “Золушка”, “Ариодант”. К последней – особое внимание. Направление belcanto, представленное в позапрошлом сезоне именами Доницетти и Беллини, в прошлом – одного Беллини, в новом сезоне отсутствует. Зато после многих лет отсутствия в репертуар чикагского театра возвращается барочная опера Генделя – при прошлом музыкальном руководителе У.Мэйсоне барочные оперы были почти в каждом сезоне. После “Золота Рейна” и “Валькирий” нас ждет третья часть “Кольца нибелунга” – “Зигфрид”.
Русских опер, к сожалению, опять нет. За семнадцать лет в театре дважды ставился “Евгений Онегин” и один раз “Борис Годунов“ – непростительно мало для одного из крупнейших оперных театров мира. На мой вопрос о русских операх сэр Эндрю Дэвис загадочно улыбнулся и сказал: “Запаситесь терпением”. Похоже, ничего другого не остается…
Главная сенсация нового сезона – сольный концерт примадонны мировой оперной сцены Анны Нетребко. Единственный раз она пела в Лирик-опере в сезоне 2013-14 годов в прошлой постановке “Богемы”. Уверен, ее предстоящий концерт вызовет в Чикаго настоящий ажиотаж.
О солистах. Я с нетерпением жду новых встреч с замечательными Альбиной Шагимуратовой в партии Виолетты (“Травиата“) и Марией Агрестой в партии Мими (“Богема”). Для Альбины это будет четвертая – после Джильды, Лючии ди Ламмермур и Эльвиры в “Пуританах” – главная партия в театре, для Марии – вторая, после Лю в “Турандот”. Нас ждут новые встречи с великолепными Мэтью Поленцани и Желько Лучичем. После недавних “Искателей жемчуга“ и “Риголетто“ Мэтью исполнит партию Идоменея, а Желько после Набукко и Риголетто возьмется за Жермона в “Травиате”. Джейми Бартон (Джованна Сеймур в “Анне Болейн” сезона 2014-15 годов) предстанет в образе Азучены (“Трубадур”).
Прекрасная английская оперная певица Элис Кут участвует в двух премьерах Лирик-оперы – “Золушка” (партия принца Шармана) и “Ариодант” (главная партия).
Кристина Герке и Эрик Оуэнс – снова в партиях Брунгильды и Вотана.
Впечатляют имена новых для Чикаго исполнителей. Особый интерес представляет дебют Нины Штемме. Знаменитая шведская певица выступит в своей коронной партии Электры в опере Штрауса. В партии Ариоданта на американской оперной сцене дебютирует молодая австралийская певица Сиобхан Стагг. Многого ждут от дебюта американской певицы Тамары Уилсон (Леонора в “Трубадуре”). Солист Национальной оперы Украины, бас Андрий Гонюков дебютирует в Чикаго с партией Фафнера в “Зигфриде”. В культовых партиях тенорового репертуара – новые голоса: американский тенор Майкл Фабиано – Рудольф в “Богеме”, итальянский тенор Джорджо Берруги – Альфред в “Травиате”.
Как и в прошлом сезоне, музыкальный руководитель Лирик-оперы сэр Эндрю Дэвис будет дирижировать тремя операми (“Идоменей”, “Зигфрид”, “Золушка”). Дирижеров-дебютантов в новом сезоне три (в этом был только один) – выходец из Венесуэлы, тридцатисемилетний красавец, муж Сони Йончевой (это непременно повторяют все, кто о нем пишут) Доминго Хиндоян (“Богема”), музыкальный руководитель Немецкой оперы Берлина, шотландский маэстро Дональд Ранниклс (“Электра”), американский маэстро Майкл Кристи (“Травиата”). Имена двух остальных дирижеров нам известны по прошлым сезонам: Марко Армилиато (“Трубадур”) и Гарри Бикет (“Ариодант”).
Режиссерские имена все, как на подбор, очень громкие – Ричард Джонс (“Богема” и “Ариодант”), Дэвид Паунтни (“Зигфрид”), Лоран Пелли (“Золушка”), сэр Дэвид Маквикар (“Трубадур” и “Электра”) и покойный Жан-Пьер Поннель (возобновление его постановки “Идоменей”).
Восемнадцатый год подряд перед началом нового оперного сезона Лирик-опера Чикаго проводит бесплатный концерт в павильоне Джей Притцкер в парке “Миллениум” (“Stars of Lyric Opera at Millennium Park” Free Concert). По опыту прошлых лет этот концерт вызывает огромный интерес и становится одним из главных событий музыкальной жизни Чикаго и пригородов. В этот день в павильоне, на лужайке, в парке собираются около шестнадцати тысяч человек! Уверен, не станет исключением и будущий концерт. В программе: Второй акт из оперы “Богема”, фрагменты из опер будущего сезона “Идоменей”, ”Трубадур”, ”Травиата”, арии из других опер Дж.Верди, Дж.Пуччини, К.Сен-Санса.
Звездами вечера станут исполнители главных партий в “Богеме”: Мария Агреста, Даниэль де Низ, Майкл Фабиано, Захарий Нелсон, Адриан Сампетреан, Джейк Гарднер.
Среди участников концерта – выпускница Центра оперного пения Райана при Лирик-опере сопрано Элизабет Дешонг (она с триумфальным успехом исполнила главную партию в Норме в прошлом сезоне) и нынешние студенты Центра сопрано Уитни Моррисон и Энн Туми, тенор Марио Рохас, баритон Рикардо Хозе Ривера.
В концерте принимает участие Чикагский детский хор (руководитель – Джозефина Ли).
Оркестром Лирик-оперы дирижирует Доминго Хиндоян. Хормейстер – Майкл Блэк.
Важное изменение: с нового сезона все спектакли с понедельника по пятницу начинаются в 7 часов вечера, а не в 7.30, как это было раньше.
Как обычно, за час перед началом каждой оперы (за исключением дня открытия сезона) можно послушать получасовую лекцию об истории создания произведения. Первые спектакли всех опер будут в прямом эфире транслироваться на радиостанции 98.7 WFMT Chicago. Все оперы можно найти в архиве на сайте радиостанции www.wfmt.com.
Nota bene! Концерт в парке “Миллениум” состоится 7 сентября в 7.30 pm. Вход свободный. Концерт будет транслироваться на волне классической музыки 98.7 WFMT (Чикаго), на сайтах радиостанции (http://www.wfmt.com/) и Лирик-оперы lyricoperalive.org. Абонементы и одиночные билеты на все спектакли сезона 2018-19 годов можно заказать по телефону 312-827-5600, на сайте театра http://www.lyricopera.org/home.asp, а также приобрести в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606.