Необычными ЖИВЫМИ камерными концертами открывает новый, сорок восьмой сезон Чикагский оперный театр (Chicago Opera Theater, далее – ЧОТ). Концерты называются “Voices of Refugee” и пройдут под эгидой Refugee Orchestra Project. Проект был основан в 2015 году музыкальным руководителем ЧОТ Лидией Янковской. Основываясь на собственном опыте, дирижер хочет показать миру социальную значимость культурного наследия беженцев через музыку. В недавнем прошлом подобные концерты проходили в разных городах США, один состоялся в помещении ООН. В программе будущих концертов произведения композиторов – беженцев прошлого С.Рахманинова, Э.Корнгольда, И.Берлина и сочинение двадцатипятилетнего беженца из Афганистана Милада Юсуфи. Состав исполнителей интернационален. Солисты – сопрано Нина Муталифу (она родом из Китая, по национальности – уйгурка, окончила Шанхайскую консерваторию, дебютирует в программе молодых артистов ЧОТ) и известная американская певица польского происхождения Аманда Маески. В камерном ансамбле – музыканты из Сирии, Китая, России, Украины, Польши, Уругвая.
Концерты продолжительностью один час состоятся 29 и 30 августа в 1.00 и 3.00 pm на открытом воздухе, на площади перед Чикагским историческим музеем (Chicago History Museum’s Uihlein Plaza). Количество зрителей ограничено. С соблюдением всех правил социального дистанцирования на площади будут находиться максимум сто человек. Маски обязательны при входе и выходе. Билеты можно зарезервировать на сайте bit.ly/voicesofrefuge.
В дальнейших планах ЧОТ – три оперы. Все они впервые ставятся в Чикаго.
21 ноября, 7.30 pm; 22 ноября, 3.00 pm. “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” Н.Римского-Корсакова. Впервые за почти двадцать лет шедевр русского композитора исполняется в США и впервые – в Чикаго! Это третья опера в “русской серии” ЧОТ. До этого в Чикаго впервые были представлены “Иоланта” П.Чайковского (сезон 2018-19 годов) и “Алеко” С.Рахманинова (сезон 2019-20 годов).
Американская премьера “Китежа” прошла в 1932 году на гастролях Чикагского симфонического оркестра в Анн Арборе (штат Мичиган).
Первоначально планировалось, что в Чикаго будет полномасштабная сценическая постановка (первая в истории американских оперных компаний), но ситуация с пандемией коронавируса внесла коррективы в эти планы, и теперь мы увидим концертное исполнение оперы.
Дирижер Лидия Янковская уверена: ”Китеж” – блистательное оперное сочинение, которое должна знать американская аудитория. Опера демонстрирует высочайшие возможности оркестровки Римского-Корсакова, но чрезвычайно трудные партии делает ее очень сложной для постановки. Мы считаем, что этот редко исполняемый шедевр окажется востребованным сегодня”.
В главных партиях: Виктор Антипенко – Княжич Всеволод Юрьевич, Ракель Гонсалес – Феврония, Давид Кангелози – Гришка Кутерьма.
Опера исполняется на русском языке. Спектакли пройдут в помещении Театра музыки и танца “Харрис” (The Harris Theater) по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago IL 60601.
20 и 26 февраля 2021 года, 7.30 pm; 28 февраля 2021 года, 3.00 pm. “Принимая змей” (“Taking Up Serpents”) Камалы Санкарам. В рамках “Living Opera Series” – камерная опера американского композитора индийского происхождения Камалы Санкарам на основе либретто чикагского драматурга Джерри Дая. Спектакль рассказывает о Кайле – дочери дрессировщика змей и проповедника на американском Юге. В музыке оперы сочетаются элементы классической романтической традиции и аппалачские баллады с необычными инструментами, в том числе – электрогитарой и водяным телефоном. Партитура оперы написана для мощных драматических голосов, что довольно редко случается в современных операх. В постановке мы увидим конструкции, знакомые нам по традиционной опере, эксперименты с виртуальной реальностью и даже недавние опыты с операми в видеочате Zoom.
Опера недавно с огромным успехом прошла в Вашингтонской национальной опере. Мы услышим расширенную версию. Совместная постановка с On Site Opera (Нью-Йорк). Первая в истории ЧОТ опера, написанная композитором-женщиной.
Дирижер – Лидия Янковская. Режиссер – Алисон Мориц. В ролях: Александра Луитсон – Кайла, Лиа Декстер – мать Кайлы, Проповедник – Майкл Майерс.
Опера исполняется на английском языке. Спектакли пройдут в помещении The Studebaker Theater по адресу: 410 South Michigan Avenue, Chicago IL 60605.
17 и 22 апреля 2021 года, 7.30 pm; 25 апреля 2021 года, 3.00 pm. “Почтальон” (“Il Postino”) Даниэля Катана. В центре сюжета – трогательная любовь почтальона и девушки из рыбацкого поселка. Вдохновителем любви становится поэт Пабло Неруда, скрывающийся в Италии от чилийской диктатуры. Катан сочинил оперу на собственное либретто по мотивам одноименного фильма 1994 года английского режиссера Майкла Редфорда. Там блистали Филипп Нуаре (он играл роль Неруды), Массимо Троизи (почтальон) и Мария Грация Кучинотта (та самая прелестная девушка). Для Троизи “Почтальон” стал последним фильмом. Он умер вскоре после завершения съемок. В 1995 году лента получила премию “Оскар” за лучшую музыку (Луис Энрикес Бакалов).
Американский композитор мексиканского происхождения Даниэль Катан скоропостижно скончался в 2011 году, меньше чем через год после премьеры “Почтальона” в Лос-Анджелесской опере. Его музыка исполняется в Чикаго впервые. Дирижер – маэстро из Мексики Иван Лопес Рейнозо. Режиссер – американец пуэрто-риканского происхождения Кристал Маник. В главных ролях: Даниэль Монтенегро (Почтальон) и Дэвид Ломели (Пабло Неруда).
Совместная постановка Opera Southwest и Virginia Opera. Опера исполняется на испанском языке. Спектакли пройдут в помещении The Studebaker Theater по адресу: 410 South Michigan Avenue, Chicago IL 60605.
Nota bene! Абонементы на сезон 2020-21 годов Чикагского оперного театра можно заказать по телефону 312-704-8414 или на сайте www.chicagooperatheater.org. Там же вы найдете информацию об истории и сегодняшнем дне театра.