2020 год проходит под знаком двухсотпятидесятилетия со дня рождения великого Людвига ван Бетховена. Повсюду в мире звучит его музыка, выпускаются диски, организовываются выставки… Чикаго, как всегда, впереди планеты всей.
С 27 февраля по 3 марта Революционно-романтический оркестр (Orchestre Révolutionnaire et Romantique) под управлением сэра Джона Элиота Гардинера исполнит в Чикаго все симфонии Бетховена. Это — особенный оркестр и особенный дирижер. Многократный лауреат премии журнала Gramophone (он получил их больше всех в мире) сэр Джон Элиот Гардинер — личность легендарная. Один из крупнейших интерпретаторов барочной музыки, он никогда особо не интересовался уже существующими хорами и оркестрами, предпочитая создавать новые. В 1966 году он создал хор Монтеверди, в 1968 — оркестр Монтеверди, в 1978 году — ансамбль “Английские барочные солисты”, в 1989 году — Революционно-романтический оркестр. В отличие от “…барочных солистов”, Революционно-романтический оркестр исполняет композиторов-классиков XIX века. Бетховен идет одним из первых. Оркестр записал все симфонии композитора и музыку к фильму Би-Би-Си о Третьей (“Героической”) симфонии Бетховена. Оркестр базируется в Лондоне и находится под патронажем принца Уэльского.
В 2011 и 2013 годах оркестр уже гастролировал в США с симфониями Бетховена. В бетховенский год самое время повторить!
Бетховенский цикл — второй крупный международный проект сэра Джона, который представляет в Чикаго Театр музыки и танца “Харрис” (The Harris Theater for Music and Dance). Два года назад в честь четырехсотпятидесятилетия (еще одна дата!) со дня рождения отца современной оперы Клаудио Монтеверди мы услышали три дошедшие до наших дней оперы великого венецианца: “Орфей”, “Возвращение Улисса на родину”, “Коронация Поппеи”. Спектакли ансамбля “Английские барочные солисты” и хора Монтеверди под управлением сэра Джона стали одними из главных событий в культурной жизни Чикаго. Уверен, таким же событием станет Бетховенский цикл оркестра и дирижера. В США оркестр делает две остановки: в нью-йоркском Карнеги-холл и театре “Харрис”.
Безумно интересно сравнить аутентичную манеру исполнения Гардинером симфонической музыки Бетховена с трактовкой маэстро Риккардо Мути и Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО). В этом сезоне ЧСО исполняет и записывает все симфонии Бетховена. Для маэстро Мути это третий бетховенский цикл в жизни. Впервые он записал симфонии с Филадельфийским симфоническим оркестром, потом повторил это с оркестром Ла Скала. В интервью газете Chicago Tribune дирижер сказал: “Тот факт, что все знают “да-да-да-да-а” (напевает начальный мотив Пятой симфонии Бетховена), не означает, что мы не должны каждый день работать над этим репертуаром, пробуя новые идеи и добиваясь от оркестра лучшего звучания. С ЧСО подход к симфониям Бетховена будет другим. Я не знаю, хорошо это или плохо, но мы меняемся, публика меняется, оркестр меняется… Я надеюсь на хороший результат. Это останется последним записанным документом моего подхода к бетховенским симфониям”. Бетховенский цикл маэстро Мути, начатый сентябрьским исполнением Первой и Третьей симфоний, продолжился 20-23 февраля исполнением Второй и Пятой симфоний. Впереди — Четвертая и Седьмая симфонии (30 апреля, 2 и 3 мая), Шестая и Восьмая симфонии (11-13 июня). Цикл завершится 18-21 июня монументальной Девятой симфонией. В общем, много Бетховена — хорошего и разного!
О других концертах театра “Харрис”. Девятый сезон подряд резидентом театра ”Харрис” является Камерное музыкальное общество Линкольн-центра (Chamber Music Society of Lincoln Center). Художественные руководители Общества — семейная пара Дэвид Финкель (виолончель) и Ву Хан (фортепиано). В двух ближайших программах:
“Молодые мастера” — ранние произведения В.А.Моцарта, Ф.Мендельсона, И.Штрауса (26 марта); “Эффект джаза” — программа классического и современного джаза; среди исполняемых произведений — “Рапсодия в стиле блюз” Дж.Гершвина (21 апреля).
В рамках серии “Beyond the Aria” театр ”Харрис” представляет камерные вечера солистов Лирик-оперы Чикаго и студентов Центра Райана при Лирик-опере. Впереди — концерт сопрано Сюзанны Филлипс, тенора Эрика Ферринга, бас-баритона Дэвида Вайгеля (11 мая). За роялем — художественный руководитель программы Крейг Терри.
1-3 мая впервые в Чикаго состоятся гастроли Театра танца Пины Бауш (Tanztheater Wuppertal Pina Bausch). Мы увидим спектакль “Palermo Palermo” — один из сорока шести, созданных Пиной Бауш с 1973 до 2009 года. В балете представлены лучшие танцоры труппы. Их опыт, как пишет балетный критик New York Times, “дополнен художественным воображением хореографа и повседневной реальностью, преобразованной в незнакомом контексте”.
В популярной серии “MIX at SIX” представлены артисты из разных стран, выступающие в разных музыкальных стилях и направлениях. Концерты этой серии начинаются в 6 часов вечера и длятся без перерыва один час. Мы увидим индийского скрипача-виртуоза Амби Субраманиама (7 апреля) и лондонский The Kingdom Choir, объединяющий в своем творчестве популярную музыку с музыкальными традициями стиля госпел (17 апреля).
Кроме этого, в театре “Харрис” пройдут выступления чикагских танцевальных трупп Hubbard Street Dance Chicago (12, 14 и 15 марта; 14, 16-17 мая) и Giordano Dance Chicago (3-4 апреля), состоится концерт камерного оркестра “Music of the Baroque” (6 апреля).
Nota bene! Билеты на все спектакли и концерты Театра музыки и танца “Харрис” сезона 2019-20 годов — по телефону 312-334-7777, на сайте www.harristheaterchicago.org или в кассе театра по адресу: 205 East Randolph Street, Chicago, IL 60601.