Бессмертный Моцарт

Ravinia Festival 2022: концерты 11-14 августа

Рейчел Уиллис-Серенсен. Фото - Ravinia Festival
Рейчел Уиллис-Серенсен. Фото - Ravinia Festival

11 августа, 7.00 pm; 13 августа, 1.00 pm. Театр “Мартин”. Концертное исполнение оперы В.А.Моцарта “Дон Жуан”. Действующие лица и исполнители: Дон Жуан — Лукас Мичем, Лепорелло — Крейг Колклоу, Донна Анна — Рейчел Уиллис-Серенсен, Донна Эльвира — Николь Кар, Дон Оттавио — Саймир Пиргу, Церлина — Эрика Петрочелли, Командор — Кристинн Сигмундссон. Чикагским симфоническим оркестром (далее — ЧСО) дирижирует Джеймс Конлон. Apollo Chorus of Chicago. Режиссер — Гарнетт Брюс.

Вечный странник, одержимый авантюрист, дерзкий искатель приключений, ниспровергатель всех запретов, игрок, актер, соблазнитель женщин — все это Дон Жуан. Готовый к смерти, он имеет дерзость жить свободным. Изощренный лицедей, агрессивный и безоглядный, чувствующий в себе избранничество сверхчеловека, весело путешествует этот авантюрист по краю бездны. Возникшая в средневековой Испании легенда о Дон Жуане приобрела широкую известность во многих европейских странах. Тирсо де Молина и Мольер, Байрон и Пушкин, Мериме и Шоу, Гольдони и Гоффман, Алексей Толстой и Гумилев, Мюссе и Дюма-отец, Леся Украинка — вот неполный список авторов, писавших о Дон Жуане. В 1761 году в Вене был поставлен балет Глюка “Дон Жуан”. Моцарту в тот год было пять лет. Через шестнадцать лет Моцарт получил от пражского театра заказ на новую оперу. Выбор композитора пал на легенду о Дон Жуане…

Прага. 27 октября 1787 года. Премьера “Дон Жуана” должна состояться через два дня. У Моцарта все готово, кроме увертюры. Моцарт тянет с работой. Предпочитает веселиться, принимает участие в вечеринках. Одна из них происходит в саду виллы под Прагой, на Бертрамке. Вилла принадлежит друзьям Моцарта: композитору Францу Душеку и его жене Жозефин. Среди гостей — высокого роста смуглый человек лет шестидесяти. Это — Джакомо Казанова. Друзья Моцарта волнуются: сговорившись, они под каким-то предлогом ведут композитора в комнату на верхнем этаже и там его запирают. Моцарт высовывается из окна, требуя, чтобы его освободили. Друзья говорят, что выпустят его после того, как будет готова увертюра. Тут вмешивается Казанова — он осуждает поступок друзей, уверяя, что Моцарт и так закончит увертюру. Казанова поднимается в комнату и отпирает дверь. Моцарт благодарит Казанову, обещает, что будет сидеть и работать. К семи утра увертюра готова…

Лукас Мичем. Фото - Саймон Поли
Лукас Мичем. Фото — Саймон Поли

Исполнитель главной партии баритон Лукас Мичем родился и вырос в Северной Каролине. Учился в Школе музыки Истман, Йельском университете, прошел Программу для молодых исполнителей при Сан-Францисской опере. Международная карьера началась у Мичема в Великобритании. На сцене Ковент-Гарден он спел несколько ведущих партий, в том числе — Фигаро в “Севильском цирюльнике”. На меня большое впечатление произвел дебют Мичема в Лирик-опере в партии Ореста в опере “Ифигения в Тавриде” К.В.Глюка (сезон 2006-07 годов). В сезоне 2019-20 годов в Лирик-опере Мичем исполнял партии князя Елецкого в “Пиковой даме” П.Чайковского и Дон Жуана в постановке Роберта Фоллса. В партии Донны Анны в том спектакле в Чикаго дебютировала американская певица Рейчел Уиллис-Серенсен. Выпускница Brigham Young University, она училась в Оперной студии при Хьюстонской опере, работала с Долорой Заджик. Оперный дебют Рейчел состоялся в 2010 году в партии Маши в “Пиковой даме” на сцене Хьюстонской оперы. С 2012 по 2015 годы была постоянным членом труппы Дрезденской оперы. В 2014 году получила все главные награды на Международном конкурсе Operalia: Первый, Премию имени Биргит Нильссон и Приз за лучшее исполнение сарсуэлы. Сегодня в репертуаре Рейчел — партии в диапазоне от Моцарта до Вагнера. Вторая фамилия у певицы от мужа-датчанина Расмуса Гранда Серенсена. У молодой пары — трое детей.

С “Дон Жуаном” у Чикаго особые отношения. Этой оперой Моцарта шестьдесят восемь лет назад открылась Лирик-опера. Спектакли прошли 5 и 7 февраля 1954 года с огромным успехом. В составе исполнителей значились лучшие голоса Европы: Никола Росси-Лемени, Элеонор Стебер, Джон Браунли.

В сентябре 2004 года в честь полувекового юбилея Лирик-оперы новую постановку “Дон Жуана” представил выдающийся немецкий режиссер Петер Штайн. Главные партии в спектакле исполнили сэр Брин Терфель, Карита Маттила и Сьюзен Грэм.

12 августа, 7.00 pm; 14 августа, 1.00 pm. Театр “Мартин”. Концертное исполнение оперы В.А.Моцарта “Милосердие Тита”. Действующие лица и исполнители: Тит — Мэтью Поленцани, Вителлия — Гуангун Йю, Секст — Эмили Д’Анджело, Сервилия — Джанай Брюггер, Анний — Эшли Диксон, Публий — Кристинн Сигмундссон. ЧСО дирижирует Джеймс Конлон. Apollo Chorus of Chicago. Режиссер — Г.Сильверстайн.

Гуангун Йю. Фото - Джиянг Чен
Гуангун Йю. Фото — Джиянг Чен

Предпоследняя опера Моцарта (премьера состоялась в 1791 году, меньше, чем за месяц до “Волшебной флейты”) “Милосердие Тита” ставит точку в целом жанре итальянской оперы — “opera seria”. В центре подобных опер — исторический сюжет, славящий коронованных особ, героическая музыка, речитативы и большие арии солистов. Подобным образом строится “Милосердие Тита”. Поводом к заказу оперы послужила коронация австрийского императора Леопольда II. Оперу Моцарт написал за восемнадцать дней — по скорости сочинения он мог соревноваться только с Россини.

Премьера “…Тита” состоялась 6 сентября 1791 года, в день коронации Леопольда II. Успеха опера не имела, а испанская принцесса даже возмутилась, назвав ее “немецким свинством”. Но Моцарт не переживал, он был весьма доволен значительным гонораром в двести дукатов. Особого успеха опера не имела и после смерти Моцарта, оставаясь в тени “Волшебной флейты” и “Дон Жуана”. В Лирик-опере “Милосердие Тита” ставилась два раза: в сезонах 1989-90 и 2013-14 годах.

Джанай Брюггер. Фото - Дарио Акоста
Джанай Брюггер. Фото — Дарио Акоста

Об исполнителе главной партии в этой опере Мэтью Поленцани я рассказал в прошлом выпуске Музыкального обозрения. Сегодня — о родившейся в Чикаго певице Джанай Брюггер. Она окончила DePaul University и Michigan School of Music, Theatre & Dance, где училась у знаменитой Ширли Верретт. В 2006 году стала членом молодежной программы Чикагского оперного театра. В этом театре она впервые вышла на оперную сцену в партии Первой ведьмы в опере “Дидона и Эней” Г.Перселла. В 2010-12 годах была членом молодежных программ Опер Сан-Франциско и Лос-Анджелеса. Мировая известность пришла к ней в 2012 году после тройной победы на конкурсе Operalia. Брюггер часто выступала на Grant Park Music Festival и фестивале Равиния. В Лирик-опере дебютировала в январе 2018 года в партии Лю в “Турандот” Дж.Пуччини. В Симфоническом центре мы слышали певицу в феврале 2022 года в Девятой симфонии Бетховена (ЧСО дирижировал Р.Мути). 30 июля она солировала в Третьей (“Кадиш”) симфонии Л.Бернстайна на фестивале Равиния. В планах у певицы — партия Главки в “Медее” Л.Керубини, спектакле открытия сезона 2022-23 годов Метрополитен-оперы.

Nota bene! Программа Музыкального фестиваля Равиния и заказ билетов — на сайте www.ravinia.org. Все концерты фестиваля пройдут по адресу: 200 Ravinia Park Rd, Highland Park, IL 60035.