4 и 5 марта, 8.00 pm; 8 марта, 7.30 pm. В течение марта за дирижерским пультом Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) мы увидим несколько приглашенных дирижеров. Первый в этом ряду — эстонский дирижер Пааво Ярви. В программе: увертюра “Римский карнавал” и Фантастическая симфония Г.Берлиоза, Второй фортепианный концерт Ф.Шопена (солист — Бенджамин Гросвенор).
С Фантастической симфонией Берлиоза у чикагских любителей музыки отношения особые. Симфония прозвучала в сентябре 2010 года на первой в Симфоническом центре программе Риккардо Мути в качестве нового музыкального руководителя ЧСО. Я помню, как поразили меня тогдашние концертмейстеры оркестра. Я услышал прелестный звук гобоя Евгения Изотова, флейты Маттье Дюфора, валторны Дэйла Клевенджера, кларнета Ларри Комбса. Неслыханные созвучия, невероятное сочетание музыкальных тембров и оркестровых красок Берлиоза требуют от оркестра особого внимания к деталям, ритмической четкости и инструментального баланса. Всего этого удалось достичь музыкантам под руководством Мути — оркестр звучал просто вдохновенно. За одиннадцать лет состав ЧСО сменился кардинально. Иных уж нет, а те далече…
Интересно, что осенью 2010 года Фантастическая симфония прозвучала в связке с монодрамой Берлиоза “Лелио, или Возвращение к жизни”. Соседство “Фантастической симфонии” и “Лелио” Мути объяснял так: “Мы часто слышим “Фантастическую симфонию” во второй части концерта. Но она рассматривалась Берлиозом как пролог к драме “Лелио”, а “Лелио” — как продолжение “Фантастической симфонии”. Берлиозом задумывались два произведения вместе, и исполнять одно без другого, начало без продолжения — это ошибка”. Почему ЧСО решил пойти на эту ошибку, и ошибка ли это, узнаем, услышав интерпретацию Пааво Ярви.
Маэстро Ярви родился в Эстонии в 1962 году. Первые уроки дирижирования получил от своего отца — известного эстонского дирижера Нееме Ярви. Потом была Таллинская школа музыки (там он учился игре на перкуссине). В 1980 году семья Ярве переехала в Америку. Пааво продолжил обучение в Институте музыки Кертиса в Филадельфии, а также в Лос-Анджелесском филармоническом институте, где он получил бесценные уроки у Леонарда Бернстайна. Пааво Ярви — человек, фанатично преданный музыке. Его энергия и работоспособность стали у музыкантов притчей во языцех. В девяностых годах XX века он был главным приглашенным дирижером Королевского филармонического оркестра Стокгольма и симфонического оркестра Бирмингема, с 2001 до 2011 года — главным дирижером симфонического оркестра Цинциннати, сейчас занимает в этом оркестре пост дирижера-лауреата. С 2006 года Ярви стал главным дирижером Симфонического оркестра Франкфуртского радио, сейчас — дирижер-лауреат оркестра. С 2018 года Ярве является главным дирижером Tonhalle Orchester (Цюрих), последний, седьмой, сезон возглавляет NHK Symphony Orchestra (Токио). Кроме этого, он — многолетний (с 2004 года) художественный руководитель оркестра “Die Deutsche Kammerphilharmonie Bremen” и руководитель Эстонского фестивального оркестра (он создал его в 2011 году). Дирижер не забывает свой родной город. Являясь артистическим советником Эстонского национального симфонического оркестра, он часто бывает в Таллине и является горячим популяризатором музыки эстонских композиторов. В 2019 году Ярве назван Дирижером года по мнению немецкой студии Opus Klassik. Лауреат премии “Грэмми” за запись Кантат Я.Сибелиуса с Эстонским национальным симфоническим оркестром.
Бременских музыкантов с Ярви за дирижерским пультом мы слышали дважды на Музыкальном фестивале Равиния: в 2005 и 2014 годах.
Британский пианист Бенджамин Гросвенор известен любителям музыки с 2004 года, когда в возрасте одиннадцати лет победил на конкурсе молодых музыкантов Би-Би-Си. Выпускник Лондонской королевской академии музыки. Играет с крупнейшими симфоническими оркестрами мира. В Симфоническом центре впервые выступил в феврале 2017 года в престижной серии сольных фортепианных концертов. Он замечательно исполнил романтическую музыку Шумана, Моцарта, Листа, Скрябина.
Обратите внимание. За полтора часа перед концертами (4 и 5 марта, 6.45 pm; 8 марта, 6.15 pm) состоятся тридцатиминутные беседы альтиста и педагога, музыканта ЧСО Макса Райми об исполняемых произведениях.
5 марта, 10.00 am и 11.45 am. Сорокапятиминутные интерактивные концерты из серии ”Однажды в Симфоническом центре” (“Once Upon a Symphony”) предназначены для детей от трех до пяти лет. Эти концерты станут для них первым знакомством с инструментами и миром классической музыки. Концерты ведут профессиональные актеры. На этот раз музыканты из ЧСО не просто исполняют, а инсценируют английскую народную сказку “Джек и бобовый стебель” (“Jack and the Beanstalk”). В ней рассказывается история мальчика Джека, обменявшего единственную корову семьи на… бобы. Когда бобы превращаются в гигантский бобовый стебель, Джек поднимается по нему и сталкивается с грозным великаном, который охраняет золото и волшебную арфу. Великан засыпает, Джек забирает золото и перерезает стебель. Великан повержен, справедливость восстановлена… В создании серии участвует Чикагский детский театр. Обратите внимание! Концерты состоятся в Buntrock Hall на втором этаже Симфонического центра.
6 марта, 3.00 pm. Сольный фортепианный концерт пианиста Даниила Трифонова. В программе: фортепианный цикл “Сарказмы” С.Прокофьева, Третья соната К.Шимановского, сюита “Для фортепиано” К.Дебюсси, Третья соната И.Брамса.
Этот многострадальный концерт переносился дважды. Надеюсь, третья попытка наконец будет удачной и мы услышим замечательного пианиста. Билеты с датой “12 ноября” и “5 февраля” действительны. Подтверждения не требуется.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.