Бесспорно, Чикагский симфонический оркестр могуч и велик, но иногда для полноты картины хочется послушать другие оркестры. Для этого в Симфоническом центре создана специальная серия, знакомящая любителей музыки с симфоническими коллективами других стран. Среди них были великие, были уровнем пониже. Оркестр, который мы услышим и увидим 16 ноября, непременно входит в избранный круг великих. Ему всегда есть место в десятке лучших, пятерке лучших, и так далее. Маэстро Риккардо Мути любит говорить о тройке величайших оркестров мира (Венский филармонический оркестр, Чикагский симфонический оркестр, Берлинский филармонический оркестр), и в этом самом коротком списке есть оркестр, которому сегодня я посвящаю Музыкальное обозрение. В рамках турне по городам США 16 ноября в Чикаго состоится единственный концерт Берлинского филармонического оркестра (далее — БФО) под управлением главного дирижера Кирилла Петренко. В программе — Седьмая симфония Г.Малера.
Образованию БФО человечество обязано жадности немецкого скрипача, дирижера и композитора Беньямина Бильзе. В 1867 году он основал в Берлине симфонический оркестр и назвал его “Капелла Бильзе”. Осенью и весной оркестр играл в столице и пригородах, а летом выезжал в Варшаву. Бильзе был одержим идеей экономии и платил музыкантам сущие копейки. Музыканты терпели пятнадцать лет, но летом 1882 года взбунтовались. Бильзе умудрился понизить их гонорар, а в Варшаву они должны были отправиться в вагоне низшего, четвертого класса. Терпеть подобное было недопустимо. Пятьдесят четыре музыканта ушли от Бильзе и организовали свой оркестр. Уже в сентябре 1882 года они выступили с первым концертом. На афише — видимо, для того, чтобы показать, откуда “мятежники” родом, — было написано: “Бывшая капелла Бильзе”. С октября 1882 года у коллектива появилось название — “Капелла фон Бреннера”, по имени первого главного дирижера — Людвига фон Бреннера. Название “Берлинский филармонический оркестр” коллектив носит с 1887 года, когда его возглавил один из крупнейших дирижеров своего времени Ганс фон Бюлов. За несколько лет оркестр из рядового превратился в выдающийся, а великими его сделали Артур Никиш, работавший главным дирижером с 1895 до 1922 года, и Вильгельм Фуртвенглер (он возглавлял оркестр с 1922 до 1945 и с 1952 до 1954 годов).
Позорная страница в истории оркестра — время прихода к власти нацистов. В книге “Оркестр Третьего рейха” (“Das Reichsorchester”) канадский историк Миша Астер рассказывает о том, как БФО стал послушным орудием пропаганды: “Соглашение, заключенное с нацистским режимом, стало результатом ужасной финансовой ситуации, в которой находился оркестр, начиная с середины двадцатых годов, некоторого чувства превосходства со стороны коллектива оркестра и особенностей понимания Геббельсом процесса проведения культурной пропаганды”. В обязанности БФО входили, помимо прочего, трехдневные выступления по случаю дня рождения фюрера, а также обязательные концерты для некоторых нацистских организаций. Исключительной привилегией стало освобождение музыкантов от службы в армии, что позволило Берлинской филармонии работать почти до самого окончания войны. Музыканты оркестра превратились в послушных винтиков нацистской государственной машины.
В ноябре 1933 года в Германии была создана Имперская музыкальная палата. Ее президентом стал Рихард Штраус, Фуртвенглер занял пост вице-президента. В 1934 году маэстро планировал дирижировать оперой Пауля Хиндемита “Художник Матис”, однако постановка была запрещена, а Хиндемит был причислен нацистами к представителям “дегенеративного искусства”. Фуртвенглер написал письмо в защиту Хиндемита и отказался от всех официальных постов. На личной встрече в феврале 1935 года Фуртвенглер и Геббельс заключили сделку: маэстро получает возможность работать, но отказывается участвовать в нацистской пропаганде. В апреле 1935 года Фуртвенглер вернулся за дирижерский пульт. В мае его концерт посетил Гитлер. В отличие от зрителей Фуртвенглер не стал приветствовать вождя нацистским салютом. На нацистское приветствие “Хайль Гитлер!” он всегда отвечал “Гутен таг”.
Фуртвенглер был до известной степени свободен в своих действиях, подчиняясь только Геббельсу. Дирижер использовал свое влияние для того, чтобы защитить четырех евреев-музыкантов оркестра. Тем не менее, все они, включая концертмейстера Шимона Голдберга, покинули Германию через два года после установления фашистского режима, когда антисемитские преследования стали невыносимыми. После войны Фуртвенглер скажет: “Я любил родину и мой народ, я чувствовал ответственность за царившую несправедливость и пытался предотвратить ее. Только здесь я мог бороться за душу немецкого народа, в другом месте люди могут только протестовать, это может сделать любой… Одно-единственное исполнение великой немецкой музыки уже есть отрицание духа Бухенвальда и Освенцима, куда более сильное и насущное, чем любое слово”. Не правда ли, похоже на то, что сегодня говорят некоторые представители российской культуры, оправдывая свое соучастие в преступлениях путинского режима?!
С 1945 до 1952 годов БФО руководил румынский дирижер Серджиу Челибидаке. С 1954 года в оркестре началась эра Герберта фон Караяна. Он возглавлял БФО на протяжении тридцати пяти лет (1954-1989), уже в 1955 году ему был присужден титул пожизненного музыкального руководителя.
Эра Караяна — золотая эпоха в истории БФО. Эталонные записи, легендарные концерты, уникальный звук, непререкаемый авторитет… При Караяне БФО окончательно стал Первым оркестром мира. Тем не менее отношения дирижера с музыкантами всегда оставались напряженными. В 1982 году музыканты оркестра отказались принять в свои ряды кларнетистку Сабин Майер, которую Караян объявил гениальной. Оркестранты сказали, что тон ее игры вступает в противоречие с остальной группой духовых инструментов. Караян потребовал право самому выбирать музыкантов, а оркестр ему в этом праве отказал со словами: “Вы — всего лишь главный дирижер”.
Следующие два руководителя БФО в представлении не нуждаются, поэтому я просто их перечислю: Клаудио Аббадо (1989-2002) и сэр Саймон Рэттл (2002-2018).
На протяжении всей своей долгой истории музыканты БФО поддерживали принципы свободы и независимости. Не администрация, а они сами выбирают солистов, дирижеров и своего руководителя. 22 июня 2015 года новым главным дирижером оркестра музыканты выбрали Кирилла Петренко. В финале “битвы” за пост “генералмузикдиректора Европы”, как называли этот пост при Караяне, маэстро собрал больше голосов, чем недавний гость Чикаго Кристиан Тилеманн, не говоря уже о претендовавших на заветный пост Даниэле Баренбойме и Андрисе Нельсонсе. Как музыканты, так и солисты обожают Кирилла. Я помню, как хорошо отзывался о нем Владимир Галузин на репетициях “Хованщины” в Метрополитен-опере в марте 2012 года. Я был в те дни в Нью-Йорке свидетелем триумфа маэстро. После дебюта в МЕТ он заехал в Чикаго и провел концерты с Чикагским симфоническим оркестром.
Кирилл Петренко родился в Омске в мае 1972 года в музыкальной семье: мама — музыковед, папа — концертмейстер Омского симфонического оркестра. Занимается музыкой с шести лет. В одиннадцать уже дебютировал как солист с Омским симфоническим оркестром. Учился на отделениях фортепиано и теории музыки в Омском музыкальном училище. В 1990 году с семьей переехал в Австрию. Выпускник Венской высшей музыкальной школы (ныне — Венский университет музыки и исполнительского искусства). Его дебют как оперного дирижера состоялся в 1995 году в городке Фельдкирх (земля Форарльберг) с оперой “Давайте создадим оперу” Б.Бриттена. В последующие несколько лет карьера Петренко стремительно пошла вверх. С 1997 до 1999 года — капельмейстер Венской фольксоперы, с 1999 до 2002 года — музыкальный руководитель Südthüringisches Staatstheater (Майнинген, Германия), с 2002 по 2007 года — главный дирижер Комической оперы Берлина, с 2013 до 2020 года — музыкальный руководитель Баварской оперы. С 24 августа 2019 года Кирилл Петренко — главный дирижер БФО. В этот день оркестр дал бесплатный концерт (исполнялась Девятая симфония Л.ван Бетховена) у Бранденбургских ворот. Назначение Петренко на должность главного дирижера БФО окончательно закрепило за ним место на музыкальном Олимпе.
Что мы знаем о Кирилле Петренко? Знаем про его энциклопедические музыкальные знания; знаем, что он не любит давать интервью и все время посвящает музыке. Уходя из Комической оперы Берлина, он говорил, что никогда в жизни не станет больше руководителем какого-либо театра: “Я не желаю половину своего времени проводить на заседаниях и заниматься не связанной с музыкой работой”. Правда, спустя пять лет дирижер “рискнул” и возглавил Баварскую оперу. Знаем о его триумфальном дирижировании операми Вагнера. О его “Кольце нибелунга” в Байройте немецкие газеты писали как о “событии века”. Знаем, что Петренко — человек очень закрытый, скромный, мягкий. Требовательным он становится, когда дело касается музыки.
Знаем, что дирижирует Петренко без палочки и, в основном, по партитуре, хотя, конечно, все произведения знает наизусть. Его жесты один немецкий журналист сравнил с “танцем среднеазиатских красавиц”.
Знаем, что Кирилл Петренко — НЕ родственник, а однофамилец еще одного дирижера российского происхождения Василия Петренко.
Знаем, что у Петренко есть свои твердые убеждения. Во время второго витка пандемии в ноябре 2020 года власти Берлина снова закрыли город, и прервался сезон БФО. Когда Петренко узнал об этом, он добавил к основной программе последнего перед закрытием концерта еще одно произведение — пьесу “4’33” американского композитора Джона Кейджа в переложении для оркестра. В пьесе три части, она длится четыре минуты тридцать три секунды. При этом звуков никаких не издается. Пианист садится за рояль, и мы четыре минуты тридцать три секунды слышим “прекрасность молчания”. Сохранилась видеозапись концерта, и видно, как Петренко сумел жестами и мимикой передать широкий спектр эмоций. Никакие звуки были не нужны — движения маэстро оказались красноречивее слов! В комментариях говорилось о том, что это самое захватывающее исполнение. В беззвучной музыке Кейджа слышался протест против локдауна как явления, заставившего музыку замолчать.
Кроме Чикаго, БФО посетит Нью-Йорк (Карнеги-холл, 10-12 ноября), Бостон (Symphony Hall, 13 ноября), Анн-Арбор (штат Мичиган, Hill Auditorium, 18-19 ноября), Нейплс (штат Флорида, Hayes Hall, 21-22 ноября). Во всех городах БФО исполнит еще вторую программу (в Нью-Йорке, Анн-Арборе и Неплс — две программы): пьесу “Unstuck” (2008 год) американского композитора Эндрю Нормана, Первый скрипичный концерт В.А.Моцарта (солистка — концертмейстер БФО Ной Бендикс-Белгли), Симфонию фа диез мажор Э.В.Корнгольда.
БФО гастролировал в разных городах США двадцать три раза. Первый американский тур состоялся в 1955 году под управлением Г.фон Караяна, последний (пока) — в 2016 году под управлением сэра Саймона Рэттла. В Чикаго БФО дал тридцать четыре концерта. Первый — 11 марта 1955 года (дирижер — Караян), последний (пока) — 16 ноября 2009 года (дирижер — Рэттл) с произведениями Вагнера, Шенберга, Брамса.
БФО финансируется мэрией Берлина и корпорацией Deutsche Bank. БФО — многократный лауреат премий “Грэмми”, “Граммофон”, “ЭХО” и других самых почетных музыкальных наград.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.