Только один день в Чикаго — прославленный Берлинский филармонический оркестр (Berliner Philharmoniker, далее — БФО) под управлением Кирилла Петренко. В программе — Пятая симфония Антона Брукнера (1824-1896). Концерт посвящен двухсотлетию со дня рождения великого австрийского композитора. Он родился 8 сентября 1824 года в деревне недалеко от Линца. Органист, хорист и педагог, Брукнер сочинил все свои основные произведения, когда ему исполнилось тридцать девять. Музыковед Бенджамин Корстведт говорит: “Брукнер сохранил важное место в классическом симфоническом репертуаре. Сегодня многие ощущают в его музыке сочетание духовной глубины и интеллектуальной интенсивности, которая удивительным образом соответствует нашей постмодернистской реальности”.
Пятая симфония — одно из крупнейших сочинений Брукнера. Композитор сочинял ее в течение двух лет — в 1875-76 годах. Музыка прозвучала впервые 20 апреля 1887 года в Вене в переложении для двух фортепиано (пианисты Йозеф Шальк и Франц Зотман). Полноценная оркестровая премьера состоялась 8 апреля 1894 года в Граце. За дирижерским пультом местного оркестра стоял Франц Шальк. Брукнер заболел и не присутствовал на премьере. Он так и не услышал эту симфонию в оркестровом исполнении.
Нас ждет вторая программа с музыкой Брукнера в этом месяце. 14-16 ноября в исполнении Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) под управлением Марека Яновского прозвучит монументальная Третья симфония композитора.
Это не так много, как в Австрии и Германии. В честь двухсотлетия со дня рождения Брукнера Австрия объявила год 2024 “годом Брукнера”, а БФО исполнил все симфонии композитора.
Юбилей Брукнера — прекрасный повод поговорить не только о композиторе, но и об исполнении его произведений в Чикаго. ЧСО с первых лет своего существования был тесно связан с музыкой Брукнера. После закрытия первого сезона в конце апреля 1892 года оркестр под управлением его основателя Теодора Томаса отправился в тур по Америке. Было сыграно семнадцать концертов, в том числе в Луисвилле, Нэшвилле, Канзас-Сити, Омахе и в Цинциннати на ежегодном Майском фестивале. Четвертый концерт ЧСО завершился американской премьерой сочинения Te Deum Брукнера при участии Хора Майского фестиваля Цинциннати. Один рецензент назвал концерт “шумным и блестящим”.
Почти пять лет спустя (и всего через три месяца после смерти композитора), в январе 1897 года, Теодор Томас руководил оркестром на его первом исполнении Четвертой (“Романтической”) симфонии Брукнера в Auditorium Theatre. Рецензент Chicago Journal назвал Симфонию “источником безграничной радости”, “достойным и долговечным памятником гения”.
19 февраля 1904 года зрители в Auditorium Theatre собрались главным образом для того, чтобы послушать контральто Эрнестину Шуман-Хейнк — одну из самых известных певиц своего времени. В программе были ария из оперы “Милосердие Тита” В.А.Моцарта и песня “Die Allmacht” Ф.Шуберта. Между ними, как бы опасаясь за результат, впервые в США ЧСО под управлением Томаса исполнил Девятую (“Неоконченную”) симфонию Брукнера. “Три тысячи семьсот человек терпеливо и мучительно слушали пятьдесят пять минут утомительной музыки, — написал после концерта недовольный музыкальный критик Chicago Tribune Уильям Лайнс Хаббард. — За последние шесть лет мы выслушали четыре его симфонии. Пожалуйста, мистер Томас, нет ли еще кого-нибудь, кого нам было бы “полезно” услышать?”
Тем не менее на протяжении всего ХХ века ЧСО продолжал регулярно исполнять музыку Брукнера, и реакция на нее становилась все более и более благожелательной. Горячими популяризаторами произведений композитора были два бывших музыкальных руководителя ЧСО: восьмой — сэр Георг Шолти и девятый — Даниэль Баренбойм.
5 октября 1979 года в честь первого визита Папы Иоанна Павла II в Чикаго ЧСО под управлением сэра Шолти исполнил Пятую симфонию Брукнера в Holy Name Cathedral. “Это было более чем великолепное выступление — одно из тех событий, которые невозможно повторить, — писал многолетний музыкальный критик Chicago Tribune Джон фон Рейн. — Когда понтифик покидал собор, его приветствовали тысячи ликующих чикагцев. Обратившись к ним, он сказал: “Уверяю вас, я не Чикагский оркестр. Я всего лишь Папа.”
В марте 1979 года Баренбойм представил Чикаго Первую симфонию вместе с балладой “Гельголанд” для мужского хора и оркестра и кантатой “Псалом 150” для сопрано, хора и оркестра. В сентябре 1994 года в качестве музыкального руководителя ЧСО Баренбойм исполнил “Псалом 150” в честь выхода на пенсию основательницы Чикагского симфонического хора Маргарет Хиллис. Позже он повторил это исполнение на пятидесятилетии Хора в апреле 2008 года. В октябре 1997 года для гала-концерта, посвященного открытию Симфонического центра после реконструкции, Баренбойм выбрал Te Deum Брукнера. В январе 2000 года Баренбойм руководил первым исполнением Третьей мессы Брукнера.
ЧСО неоднократно записывал симфонии Брукнера. С 1972 по 1981 год оркестр под управлением тогда еще приглашенного дирижера Баренбойма записал для студии Deutsche Grammophon все симфонии Брукнера, а также “Гельголанд”, “Псалом 150” и Te Deum. Сэр Георг Шолти записал десять симфоний Брукнера для студии London Records. Запись растянулась на шестнадцать лет — с 1980 по 1996 год.
Дирижер Карло Мария Джулини вскоре после своего пребывания в должности главного приглашенного дирижера ЧСО записал Девятую симфонию для студии Angel Records в 1976 году.
Исполнение первой части Седьмой симфонии в 1963 году ЧСО под управлением приглашенного дирижера Пола Хиндемита было первоначально включено в телевизионные программы WGN под общим названием “Великая музыка из Чикаго”. Сэр Георг Шолти дирижировал Седьмой симфонией в лондонском Королевском Альберт-холле в 1978 году и Шестой в Чикаго в 1979 году. Записи были выпущены студией London Records. В 1996 году ЧСО под управлением Такаси Асахина исполнил в Чикаго Пятую симфонию Брукнера. Запись использовалась каналом NHK Classical для выпуска коммерческого видео.
В мае 2007 года, в первом сезоне в качестве главного дирижера, Бернард Хайтинк исполнил с ЧСО Седьмую симфонию Брукнера. Запись была выпущена в октябре 2007 года и стала второй на новом лейбле CSO Resound. Хайтинк всю жизнь оставался горячим пропагандистом творчества Брукнера. Из года в год (последний раз — в октябре 2018 года) он представлял симфонии композитора чикагской аудитории.
Последняя (пока) запись сочинений Брукнера в исполнении ЧСО вышла в июне 2017 года. Это был восьмой альбом CSO Resound Label с записью Девятой (“Неоконченной”) симфонии. Дирижер — Риккардо Мути.
14 октября 2022 года ЧСО исполнил Восьмую симфонию Брукнера. За дирижерским пультом оркестра впервые с февраля 1995 года стоял немецкий дирижер Кристиан Тилеманн. После одной из репетиций мне удалось поговорить с маэстро. Я спросил его, почему Брукнер не стал в Америке таким же популярным композитором, как Брамс или Бетховен. Тилеманн ответил: “Я не могу этого понять. В Германии Брукнер очень популярен, в Австрии, Франции. Скорее, речь идет об Италии и англоязычном мире. В Америке в таких городах, как Чикаго, Нью-Йорк, Бостон, зрители открыты к музыке Брукнера. Мы должны убедить людей, что это прекрасная музыка. Кто-то должен прийти и послушать, и сказать другим. Мы должны воспитывать людей. Это, как в картинной галерее. Ты смотришь на работу незнакомого тебе художника, работа тебе нравится, ты открываешь для себя новое имя, становишься его поклонником, ищешь другие работы… Я должен познакомить чикагцев с музыкой Брукнера. Они увидят, какая это чудесная музыка и станут ее горячими поклонниками”.
Образованию БФО человечество обязано жадности немецкого скрипача, дирижера и композитора Беньямина Бильзе. В 1867 году он основал в Берлине симфонический оркестр и назвал его “Капелла Бильзе”. Осенью и весной оркестр играл в столице и пригородах, а летом выезжал в Варшаву. Бильзе был одержим идеей экономии и платил музыкантам сущие копейки. Музыканты терпели пятнадцать лет, но летом 1882 года взбунтовались. Бильзе умудрился понизить их гонорар, а в Варшаву они должны были отправиться в вагоне низшего, четвертого класса. Терпеть подобное было недопустимо. Пятьдесят четыре музыканта ушли от Бильзе и организовали свой оркестр. Уже в сентябре 1882 года они выступили с первым концертом. На афише — видимо, для того, чтобы показать, откуда “мятежники” родом, — было написано: “Бывшая капелла Бильзе”. С октября 1882 года у коллектива появилось название — “Капелла фон Бреннера”, по имени первого главного дирижера — Людвига фон Бреннера. Название “Берлинский филармонический оркестр” коллектив носит с 1887 года, когда его возглавил один из крупнейших дирижеров своего времени Ганс фон Бюлов. За несколько лет оркестр из рядового превратился в выдающийся, а великими его сделали Артур Никиш, работавший главным дирижером с 1895 до 1922 года, и Вильгельм Фуртвенглер (он возглавлял оркестр с 1922 до 1945 года и с 1952 до 1954 года).
Позорная страница в истории оркестра — время прихода к власти нацистов. В книге “Оркестр Третьего рейха” (“Das Reichsorchester”) канадский историк Миша Астер рассказывает о том, как БФО стал послушным орудием пропаганды: “Соглашение, заключенное с нацистским режимом, стало результатом ужасной финансовой ситуации, в которой находился оркестр, начиная с середины двадцатых годов, некоторого чувства превосходства со стороны коллектива оркестра и особенностей понимания Геббельсом процесса проведения культурной пропаганды”. В обязанности БФО входили, помимо прочего, трехдневные выступления по случаю дня рождения фюрера, а также обязательные концерты для некоторых нацистских организаций. Исключительной привилегией стало освобождение музыкантов от службы в армии, что позволило Берлинской филармонии работать почти до самого окончания войны. Музыканты оркестра превратились в послушных винтиков нацистской государственной машины.
С 1945 до 1952 года БФО руководил румынский дирижер Серджиу Челибидаке. С 1954 года в оркестре началась эра Герберта фон Караяна. Он возглавлял БФО на протяжении тридцати пяти лет (1954-1989), уже в 1955 году ему был присужден титул пожизненного музыкального руководителя.
Эра Караяна — золотая эпоха в истории БФО. Эталонные записи, легендарные концерты, уникальный звук, непререкаемый авторитет… При Караяне БФО окончательно стал Первым оркестром мира. Тем не менее отношения дирижера с музыкантами всегда оставались напряженными. В 1982 году музыканты оркестра отказались принять в свои ряды кларнетистку Сабин Майер, которую Караян объявил гениальной. Оркестранты сказали, что ее игра вступает в противоречие с остальной группой духовых инструментов. Караян потребовал право самому выбирать музыкантов, а оркестр ему в этом праве отказал со словами: “Вы — всего лишь главный дирижер”.
Следующие два руководителя БФО в представлении не нуждаются, поэтому я просто их назову: Клаудио Аббадо (1989-2002) и сэр Саймон Рэттл (2002-2018).
На протяжении всей своей долгой истории музыканты БФО поддерживали принципы свободы и независимости. Не администрация, а они сами выбирают солистов, дирижеров и своего руководителя. 22 июня 2015 года новым главным дирижером оркестра музыканты выбрали Кирилла Петренко. В финале “битвы” за пост “генералмузикдиректора Европы”, как называли этот пост при Караяне, маэстро собрал больше голосов, чем Кристиан Тилеманн, не говоря уже о претендовавших на заветный пост Даниэле Баренбойме и Андрисе Нельсонсе. Как музыканты, так и солисты обожают Кирилла. Я помню, как хорошо отзывался о нем Владимир Галузин на репетициях “Хованщины” в Метрополитен-опере в марте 2012 года. Я был в те дни в Нью-Йорке свидетелем триумфа маэстро. После дебюта в МЕТ он заехал в Чикаго и провел концерты с ЧСО. В июне 2015 года в БФО началась эра Кирилла Петренко, которая продолжается и сегодня.
БФО гастролировал в США двадцать четыре раза. Первый американский тур состоялся в 1955 году под управлением Г.фон Караяна, последний (пока) — в 2022 году под управлением Петренко. В Чикаго БФО дал тридцать пять концертов. Первый — 11 марта 1955 года (дирижер — Караян), последний (пока) — 16 ноября 2022 года (дирижер — Петренко) с Седьмой симфонией Г.Малера.
Пятнадцать лет назад БФО первым из оркестров начал показывать каждую программу в виртуальном формате. Первый концерт состоялся 6 января 2009 года. Оркестром руководил тогдашний главный дирижер сэр Саймон Рэттл. С этого времени каждый сезон оркестр показывал примерно сорок концертов в режиме онлайн плюс архивные записи Герберта фон Караяна, Клаудио Аббадо и других великих дирижеров прошлого. В настоящее время на стриминговой платформе оркестра (Digital Concert Hall) любителям музыки со всего мира доступны более восьмисот концертов, а также интервью с музыкантами, дирижерами, солистами, документальные фильмы об истории БФО, образовательные программы, уроки музыки для самых маленьких… Подписка на платформу Digital Concert Hall стоит $19 в месяц или $183 в год.
До начала американского тура БФО исполнил обе свои концертные программы в Берлине, они будут доступны в режиме онлайн. Пятой симфонией А.Брукнера 23 августа открылся сезон БФО 2024-25 годов. Эту Симфонию оркестр исполнит в Нью-Йорке (18 ноября), Бостоне (20 ноября), Анн Арборе (24 ноября) и Чикаго (26 ноября).
Во второй программе 8 ноября прозвучали симфоническая поэма “Остров мертвых” С.Рахманинова, Скрипичный концерт Э.В.Корнгольда (солистка — бывшая артистка-резидент ЧСО Хилари Хан) и Седьмая симфония А.Дворжака. Программа будет исполнена в Вашингтоне (15 ноября), Нью-Йорке (17 и 19 ноября), Анн Арборе (23 ноября). Все четыре концерта будут также показаны в режиме онлайн.
В честь еще одного юбилея — десятилетия новой звукозаписывающей студии Berliner Philharmoniker Recordings — открывается новая серия “Soloists of the Berliner Philharmoniker”. Этой осенью будут выпущены два сета (по двадцать три диска каждый) записей, посвященных наследию Сейджи Озавы и Г.фон Караяна.
(В статье использованы материалы архива ЧСО и его директора Франка Виллеллы.)
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.