12 февраля президент и генеральный директор Лирик-оперы Чикаго (Lyric Opera of Chicago) Энтони Фрейд и музыкальный руководитель сэр Эндрю Дэвис (это его последний сезон в театре в этой должности) объявили программу нового, 66-го сезона 2020-21 годов. В нем – восемь новых для Чикаго постановок, включая три премьеры Лирик-оперы, две оригинальные постановки театра, камерный концерт + концерт-прощание. Обо всем по порядку. Сначала – про оперы.
“Сельская честь” П.Масканьи и “Паяцы” Р.Леонкавалло (17 сентября – 10 октября). Оригинальные постановки Лирик-оперы. Дирижер – Карло Рицци. Режиссер – Элия Мошински. В главных партиях: Елена Панкратова (Сантуцца, дебют в Лирик-опере), Брайан Джагд (Туридду), Амброджио Маестри (Альфио, дебют в Лирик-опере); Евгения Муравьева (Недда, дебют в Лирик-опере), Расселл Томас (Канио); Амброджио Маестри (Тонио).
“Уроки любви и жестокости” Джорджа Бенджамина (27 сентября – 9 октября). Премьера в Северной Америке. Совместная постановка Лирик-оперы, Ковент-Гарден, Национальной оперы Амстердама, Гамбургской оперы, Лионской оперы, театра “Лисео” (Барселона), театра “Реал” (Мадрид). Дирижер – сэр Э.Дэвис. Режиссер – Кэти Митчелл (дебют в Лирик-опере). В главных партиях: Джорджия Джарман (Изабель, дебют в Лирик-опере), Стефан Дегу (Король), Дьюла Орендт (Путешественник, дебют в Лирик-опере).
“Тоска” Дж.Пуччини (7-29 ноября). Новая для Чикаго постановка. Дирижер – Джампаоло Бизанти (дебют в Лирик-опере). Режиссер – Луиза Миллер. В главных партиях: Сондра Радвановски/ Александра Лобьянко (Тоска), Джозеф Каллея/Расселл Томас (Каварадосси), Фабиан Велоз (Скарпиа, дебют в Лирик-опере).
“Аттила” Дж.Верди (15-27 ноября). Новая для Чикаго постановка принадлежит Teatro Comunale di Bologna, Teatro Massimo di Palermo, Teatro la Fenice di Venezia. Дирижер – Энрике Маццола (будущий музыкальный руководитель Лирик-оперы). Режиссер – Даниэль Аббадо. В главных партиях: Дмитрий Белосельский (Аттила), Тамара Вилсон (Одабелла), Мэтью Поленцани (Форесто), Никола Алаймо (Аэций).
“Proving Up” Мисси Маццоли (16-23 января 2021 года). Премьера на Среднем Западе. Дирижер – Энрике Маццола. Режиссер – Джеймс Дарра (дебют в Лирик-опере). Состав пока не объявлен.
“Самсон и Далила” К.Сен-Санса (23 января – 13 февраля 2021 года). Новая для Чикаго, но вообще очень старая постановка. Сделана для Метрополитен-оперы в 1998 году, выпущена на DVD. Дирижер – Эммануэль Виллауме. Режиссер – Элия Мошински. В главных партиях: Клементин Марген (Далила), Брэндон Йованович (Самсон), Куинн Келси (Верховный жрец).
“Любовный напиток” Г.Доницетти (30 января – 14 февраля 2021 года). Новая для Чикаго совместная постановка Лирик-оперы и Оперы Сан-Франциско, сделана для Opera North (Лидс, Великобритания). Дирижер – Юн Сун Ким (дебют в Лирик-опере). Режиссер – Даниэль Слатер (дебют в Лирик-опере). В главных партиях: Роза Феола (Адина), Мэтью Поленцани (Неморино), Анджей Филончик (Белькоре, дебют в Лирик-опере), Никола Алаймо (Дулькамара).
“Свадьба Фигаро” В.А.Моцарта (14 марта – 11 апреля 2021 года). Оригинальная постановка Лирик-оперы. Дирижер – сэр Э.Дэвис. Режиссер – Барбара Гейнс. В главных партиях: Алекс Эспозито (Фигаро, дебют в Лирик-опере), Инг Фанг (Сюзанна), Федерика Ломбарди (графиня Альмавива, дебют в Лирик-опере), Гордон Бинтнер (граф Альмавива, дебют в Лирик-опере).
“Похождения повесы” И.Стравинского (21 марта – 6 апреля 2021 года). Новая для Чикаго постановка создана для Оперы Сан-Франциско. Дирижер – сэр Э.Дэвис. Режиссер – Джон Кокс. В главных партиях: Эндрю Степлс (Том Рэйкуэлл), Джанай Бруггер (Энн), Лука Пизарони (Ник Шэдоу), Элис Кут (Баба-турчанка).
“Поющие под дождем” Н.Х.Брауна (4-13 июня 2021 года). Новая для Чикаго постановка создана для Театра Шатле (Theatre du Chetelet, Париж). Дирижер – Гарет Валентайн (дебют в Лирик-опере). Режиссер – Роберт Карсен. Состав пока не объявлен.
7 марта 2021 года состоится камерный концерт Кристины Герке и Малкольма Мартино (фортепиано). Обладательница глубокого драматического сопрано Герке – одна из лучших певиц на сегодняшней оперной сцене. Она дебютировала в сезоне 2012-13 годов в главной партии в “Электре“ Р.Штрауса, в сезоне 2016-17 годов исполнила партию Кассандры в “Троянцах” Г.Берлиоза, в прошлом и этом сезонах пела Брунгильду в “Валькирии” и “Зигфриде” Р.Вагнера. В апреле-мае она вернется в Чикаго с Брунгильдой в тетралогии “Кольцо нибелунга”.
Летом этого года Лирик-опера закроется на ремонт. Обещают более удобные кресла в партере. Как сказал мистер Фрейд: “And all new seats”… Количество мест в партере сократится на двести, за счет этого проходы между рядами и сами места станут шире. Общая численность зала составит 3217 мест.
Девятнадцать лет подряд перед началом нового сезона Лирик-опера проводила бесплатный концерт в павильоне Джей Притцкер в парке “Миллениум”, где пели, как обычно, звезды первой оперы сезона. В следующем сезоне традиция будет нарушена. Из-за раннего начала сезона концерт состоится летом, 26 июля, и участвовать в нем будут студенты Центра Райена при Лирик-опере. Вместо звезд – студенты, хотя, кто знает, – возможно, мы услышим артистов, которые станут звездами в будущем.
С сезона 2020-21 годов Балет Джоффри уходит из Auditorium Theatre и становится компанией-резидентом Civic Opera House. В “паузах” между операми в театре будут давать балет. Прямо как в европейских оперных театрах или в советских театрах оперы и балета. На первый взгляд, это не совсем удобно, или я просто отвык от этого. За три недели сентября-октября надо успеть сходить на “дубль” Масканьи-Леонкавалло и “Уроки любви…”, потом те же самые “гонки” в ноябре (одновременно “Тоска” и “Аттила”), январе (“Proving Up” и “Самсон и Далила”) и марте-апреле (“Свадьба Фигаро” и “Похождения повесы”). Впрочем, делать выводы будем через год… Играть на балетных спектаклях будет Оркестр Лирик-оперы, дирижировать балетными представлениями – музыкальный руководитель балетной труппы Скотт Спек. Контракт с балетной труппой заключен на семь лет, при этом о слиянии компаний речь не идет.
Энтони Фрейд выполняет данное в прошлом году обещание “возобновить ежегодное представление современных и новых опер”. Осенью прошлого года Лирик-опера показала оперу Джека Хегги “Мертвец идет”, но это случилось через двадцать лет после мировой премьеры. А вот “Уроки любви и жестокости” шестидесятилетнего британского композитора Джорджа Бенджамина – это и правда новая опера. Мировая премьера состоялась 10 мая 2018 года в Ковент-Гарден. В Чикаго состоится премьера оперы в Северной Америке. В создании спектакля участвовали оперные театры Лондона, Амстердама, Гамбурга, Лиона, Барселоны и Мадрида. Как отмечают критики, опера яркая, динамичная, короткая (девяносто минут без антракта). Дополнительную интригу придает личность Кэти Митчелл. Это первая постановка одного из самых интересных и радикальных оперных режиссеров, которая доберется до Чикаго.
Сэр Дэвис знаком с Бенджамином сорок два года. Дирижер рассказал, что их первая встреча произошла в Лондоне. После одного из концертов к нему подошел восемнадцатилетний юноша и показал свое фортепианное сочинение. Это был Бенджамин. Знакомство быстро переросло в дружбу. Дэвис часто исполнял и исполняет музыку Бенджамина.
Еще одна новая опера будущего сезона – камерная, “Proving Up” Мисси Маццоли. Премьерой на Среднем Западе дирижирует будущий музыкальный руководитель Лирик-оперы Энрике Маццола (не путайте окончания!). Это его первое обращение к современному материалу. До этого в Чикаго он дирижировал только итальянской классикой.
Сорокалетняя Маццоли сейчас нарасхват. Она активно работает в Чикаго, являясь резидентом-композитором ЧСО. Мировой премьерой ее нового сочинения в будущем сезоне будет дирижировать Риккардо Мути. Это о многом говорит…
Сезон 2020-21 годов станет двадцать первым и последним сезоном сэра Эндрю Дэвиса в должности музыкального руководителя Лирик-оперы. Впервые он дирижировал в Чикаго тридцать три года назад – 14 ноября 1987 года. Это была опера “Свадьба Фигаро”. Символично, что эта опера в планах у маэстро на прощание. Всего за эти годы сэр Эндрю продирижировал в театре шестьсот девяносто раз шестидесятью операми двадцати одного композитора и десятью концертами. До рекордов Пласидо Доминго далековато, но по меркам Чикаго очень много. В эти дни сэр Эндрю дирижирует “Пиковой дамой”, в апреле будет руководить тетралогией “Кольцо нибелунга”. В новом сезоне сэр Эндрю будет дирижировать тремя операми: “Уроки любви и жестокости”, “Свадьба Фигаро”, “Похождения повесы”. Провожать сэра будем 10 апреля 2021 года специальным концертом “A Knight to Celebrate”. В программе – мировая премьера десятиминутного хорового сочинения a cappella сына сэра, композитора Эда Фрезера Дэвиса и Девятая симфония Бетховена. (Кстати, 6 марта в Канзас-Сити состоится премьера еще одного сочинения Дэвиса-младшего. Дирижирует Дэвис-старший.) Солисты на Девятую симфонию пока не объявлены. В сезоне 2021-22 годов сэр Эндрю вернется в Лирик-оперу в качестве дирижера-гостя, а бразды правления перейдут к Энрике Маццоле.
С “Луизы Миллер” в этом сезоне начался проект Фрейда-Дэвиса “Ранний Верди”. В следующем сезоне мы увидим еще одну раннюю оперу Верди – “Аттила”. Как сказал Фрейд, проект рассчитан на пять-шесть сезонов, в каждом планируется постановка одной из ранних опер Верди. По-моему, прекрасное начинание! Верди – автор тридцати опер, из них ставятся регулярно только несколько самых популярных.
С партией Аттилы в Чикаго возвращается прекрасный русский бас Дмитрий Белосельский. В Лирик-опере мы его слышали в партиях Захарии (“Набукко” Дж.Верди, сезон 2015-16 годов) и Гремина (“Евгений Онегин” П.Чайковского, сезон 2016-17 годов), а в Симфоническом центре – в Реквиеме Дж.Верди с ЧСО и маэстро Риккардо Мути. Режиссер “Аттилы” Даниэль Аббадо – сын великого итальянского режиссера Клаудио Аббадо.
“Похождения повесы”. Этой оперы Игоря Стравинского не было в Чикаго почти четверть века. Сэр Дэвис назвал ее одной из своих самых любимых. На вопрос музыкального критика Денниса Полкова, какие еще оперы в первой тройке дирижера, Дэвис ответил: “Лулу”, “Гензель и Гретель”, а потом добавил: “Это, не считая двух шедевров Верди: “Отелло” и “Фальстафа”.
Я с нетерпением жду первого появления в Чикаго двух талантливых российских певиц – Евгении Муравьевой и Елены Панкратовой. Среди новых имен – специалист по моцартовским партиям, баритон из Бергамо Алекс Эспозито, недавний абитуриент Молодежной оперной программы Зальцбургского фестиваля, двадцатишестилетний польский баритон Анджей Филончик, итальянская певица Федерика Ломбарди (ее американский оперный дебют состоялся в прошлом году в Метрополитен-опере), недавний абитуриент Молодежной оперной программы Берлинской оперы, баритон венгерско-румынского происхождения Дьюла Орендт, аргентинский баритон Фабиан Велоз.
Отдельно хочу отметить дебют в Лирик-опере замечательного итальянского баритона Амброджо Маэстри. Он был неподражаемым Фальстафом в концертном исполнении оперы Риккардо Мути и ЧСО в апреле 2016 года.
После основного сезона опера уступит место мюзиклу – представлениям, которыми, как сказал Энтони Фрейд, “оперный театр зарабатывает деньги на будущие постановки”. После успеха мюзикла Уэббера и Райса “Иисус Христос – суперзвезда“ и предстоящего в июне мюзикла Гарри Уоррена “Сорок вторая улица“ нас ждет еще один спектакль парижского Театра Шатле (Théâtre du Châtelet) – “Поющие под дождем” Н.Х.Брауна. Режиссер Роберт Карсен известен нам по завораживающим постановкам “Орфея и Эвридики” и “Ифигении в Тавриде”. В прошлых сезонах мы видели постановки театра Шатле “Король и я“ и “Моя прекрасная леди“.
Итак, репертуар будущего сезона перед нами. Сезон сбалансированный и интересный. Много новых артистов, новые постановки… По одной опере Верди, Пуччини, Моцарта и целых три англоязычных оперы. Привычные “Свадьба Фигаро” и “Тоска” уравновесят непривычные “Уроки любви и жестокости” и “Похождения повесы”.
Интересен состав в “Самсоне и Далиле”. Французская певица Клементин Марген блеснула в Чикаго лишь однажды – в “Дон Кихоте” Ж.Массне в компании с Ферруччо Фурланетто (сезон 2016-17 годов), ну а Брэндон Йованович замечательно поет в эти дни Германа. (Кстати, обратите внимание, что 4 и 7 марта – только два дня – он исполнит партию Пинкертона в “Мадам Баттерфляй” Дж.Пуччини.)
В “Любовном напитке” многого жду от дуэта Розы Феолы и Мэтью Поленцани. В “Риголетто” Дж.Верди сезона 2017-18 годов они были очень хороши. К тому же интригует встреча с новым для Чикаго дирижером, будущей музыкальной руководительницей Оперы Сан-Франциско Юн Сун Ким.
С осторожностью я, пожалуй, пойду только на “Сельскую честь” – еще свежо в памяти почти эталонное недавнее концертное исполнение оперы Риккардо Мути и ЧСО с великолепной Анитой Рачвелишвили. Кажется, лучше спеть и сыграть невозможно. Буду рад ошибиться…
Второй сезон нет барочных опер, но Энтони Фрейд пообещал, что они появятся в будущих сезонах. Нет опер на немецком языке, но в этом году будет много Вагнера. Вообще, вопросы о том, почему нет той или иной оперы, бессмысленны. Руководители театра всегда ответят, что вместить все в один сезон невозможно, и будут правы.
Сезон начнется 17 сентября 2020 года и закончится 13 июня 2021 года. Время начала вечерних спектаклей в рабочие дни остается прежним – 7 pm, а не в 7.30, как это было раньше. Это связано с общественным транспортом и сделано, по словам господина президента, по многочисленным просьбам зрителей. За час перед началом каждой оперы (за исключением дня открытия сезона) можно будет послушать получасовую лекцию об истории создания произведения. Ну а я, как обычно, в течение всего сезона буду вести “прямую трансляцию” из Лирик-оперы и расскажу вам все самое интересное. Читайте Оперное обозрение!
Nota bene! Билеты на спектакли сезона 2019-20 годов и абонементы на спектакли сезона 2020-21 годов – на сайте http://www.lyricopera.org/home.asp, по телефону 312-332-2244, а также в кассе по адресу: 20 North Wacker Drive, Chicago, IL 60606. Одиночные билеты для обладателей абонементов появятся в продаже 22 июня, для всех остальных – 25 июня.