30 января, 1 и 4 февраля, 7.30 pm; 31 января, 1.30 pm. Первые в этом году концерты Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО) в родном зале. В программе: симфоническая поэма “Дон Жуан” Р.Штрауса, Концертная симфония для органа и оркестра Э.-П.Салонена (солистка — Ивета Апкална), Концерт для оркестра Б.Бартока. За дирижерским пультом — музыкальный руководитель Симфонического оркестра Сан-Франциско Эса-Пекка Салонен. Он занимает эту должность с 2020 года, уходит со своего поста в конце нынешнего сезона.
В Концертной симфонии Салонена в Чикаго дебютирует органистка из Латвии Ивета Апкална. Она родилась в городе Резекне, окончила Латвийскую музыкальную академию в Риге, Гилдхоллскую школу музыки и театра в Лондоне и Штутгартскую высшую школу музыки. Выступала с ведущими оркестрами мира. Живет в Берлине и Риге. Концертную симфонию для органа и оркестра Салонен написал по коллективному заказу шести оркестров: Симфонического оркестра польского радио, фонда Берлинского филармонического оркестра, Симфонического оркестра финского радио, Парижского симфонического оркестра, Лос-Анджелесского филармонического оркестра и филармонии Гамбурга. Новое сочинение композитор написал для Апкалны и французского органиста Оливера Латри, которые независимо друг от друга обратились к композитору с просьбой написать что-то для органа. Апкална стала первой исполнительницей. Премьера прошла в Катовице 13 января 2023 года на открытии нового органа в местном концертном зале. Симфоническим оркестром Польского радио дирижировал композитор. Позднее на концертах Берлинского филармонического оркестра 19 января 2023 года и Парижского симфонического оркестра 25 января 2023 года солировал Оливье Латри.
Эта и следующая программы ЧСО посвящены восьмидесятилетию со дня смерти венгерского композитора Белы Бартока (1881-1945). Он родился в маленьком трансильванском (ныне — румынском) городке Надьсентмиклош. В семь лет потерял отца, воспитывала будущего композитора и его младшего брата мать. Она работала учительницей и в поисках жалования переезжала из одного городка в другой. В 1899 году Барток поступил в Будапештскую академию музыки, а уже спустя восемь лет преподавал там в качестве профессора на отделении фортепиано. Октябрьский переворот в России и создание так называемой Венгерской советской республики в 1919 году встретил с энтузиазмом. Вместе с Золтаном Кодаем разрабатывал план демократических реформ в музыкальной жизни Венгрии.
В десятые годы в Симфоническом центре были популярны концерты серии “Вокруг произведения” (“Beyond the Score”) английского композитора и музыковеда Джерарда Макберни. В своих программах он рассказывал не только о произведениях, но и воссоздавал ауру времени, в которой жили и творили композиторы. В программе о балете Бартока “Чудесный мандарин” Макберни показал документальный фильм 1918 года с отрывками из выступлений тогдашнего руководителя Венгерской советской республики Бела Куна. Барток был не только лично знаком с Куном. Друзья Бартока были министрами в правительстве Куна. Свою единственную оперу “Замок герцога Синяя борода” он сочинил в 1911 году, а вторую редакцию сделал в 1917 году на фоне начавшегося в Венгрии большевистского террора. После падения советской власти и победы сторонников Миклоша Хорти композитор попал в черные списки. Ему пришлось убрать имя либреттиста Белы Балажа. (Концертное исполнение оперы состоится 6-8 февраля, так что о ней — в следующий раз.) После прихода нацистов к власти Барток отказался выступать в Германии. В знак протеста против аншлюса вышел из состава Союза композиторов Австрии, перевел свой архив в Швейцарию. Уезжать долгое время отказывался, но в 1940 году эмигрировал в Америку, где оказался в хорошей компании с крупнейшими европейскими композиторами своего времени — Хиндемитом, Рахманиновым, Шенбергом, Стравинским. Барток читал лекции в Колумбийском университете, в 1945 году получил американское гражданство. В том же году умер в возрасте шестидесяти четырех лет. Неоконченными остались его Третий фортепианный концерт и Концерт для альта с оркестром.
2 марта 1939 года в Чикаго состоялась американская премьера Второго фортепианного концерта Бартока. Солировал двадцатипятилетний пианист из Чикаго Сторм Балл (он в то время учился в Будапеште), ЧСО дирижировал его тогдашний музыкальный руководитель Фредерик Сток. Сам Бела Барток выступал в Чикаго лишь два раза — 20 и 21 ноября 1941 года. Он солировал во Втором фортепианном концерте, ЧСО дирижировал маэстро Сток. Музыкальный критик Chicago Tribune Эдвард Барри писал: “Мы были впечатлены огромной энергией Концерта, непревзойденным мастерством, с которым композитор обращается с меняющимся гармоническим фоном, сложным способом использования динамических перепадов, ясными и значимыми мелодиями”.
За 75 минут до начала концертов на втором этаже Симфонического центра состоятся беседы музыковеда Робби Эллиса об исполняемых произведениях.
1 февраля, 10.00 и 11.45 am. В серии “CSO for Kids: Once Upon a Symphony” — басня “Красная курочка” (“The Little Red Hen”). Исполнители — музыканты ЧСО. Ведущий — Тесс Галбиати. “Красная курочка” — американская басня, впервые опубликованная Мэри Мейпс Додж в St. Nicholas Magazine в 1874 году. В басне рассказывается о том, как корова, лошадь и свинья по очереди отклоняют просьбы курицы помочь ей посеять пшеницу. Тогда она сделала все сама, собрала урожай и испекла пирог. Тут же пришли “друзья” и предложили помочь ей съесть его. Курочка вспомнила все, сказала: “Хороша ложка к обеду” и оставила пирог для своих цыплят… Концерты серии идеально подходят для детей в возрасте от трех до пяти лет. Приходите всей семьей и прививайте детям любовь к музыке! Концерты готовятся совместно с Чикагским детским театром, который помогает с костюмами и декорациями. Концерты состоятся в Buntrock Hall на втором этаже Симфонического центра.
2 февраля, 3.00 pm. После недавнего концерта Жана Ива Тибоде в воскресной серии сольных фортепианных концертов выступит еще один французский пианист — двадцатисемилетний Александр Канторов. В программе: произведения Б.Бартока, И.Брамса, С.Рахманинова, Ф.Листа, И.С.Баха.
Музыкальный мир узнал о Канторове после его победы на XVI Международном конкурсе имени Чайковского в 2019 году. Канторов родился под Парижем в музыкальной семье выходцев из России. Занимается на фортепиано с пяти лет. После консерватории учился в частной школе у педагога Рены Шерешевской — той самой, которая воспитала Люку Дебарга. В интервью радиостанции Свобода Шерешевская рассказала, как возник в жизни Канторова конкурс Чайковского: “У Александра уже была своя неплохая карьера. Я спросила его: “Зачем тебе Конкурс Чайковского?” Он ответил: “Конкурс Чайковского — это история. Я хочу принадлежать ей”. Этот ответ меня тронул. У нас впереди было два года, и я решила, что мы будем готовиться. Результат вы знаете. Канторов стал первым французом в истории конкурса, получившим первую премию среди пианистов и Гран-при как лучший музыкант. Теперь он не только принадлежит истории конкурса, но и оказался на одной орбите с такими великими лауреатами, как Ван Клиберн, Григорий Соколов, Михаил Плетнев, Джон Лилл, Владимир Крайнев…”.
Канторов — лауреат престижной Gilmore Award. Предстоящий концерт станет дебютом пианиста в Симфоническом центре, но не в большом Чикаго. Летом 2022 года он выступил в камерном концерте на Музыкальном фестивале Равиния. С прославленным немецким баритоном Маттиасом Герне они исполнили песни Ф.Шуберта.
2 февраля, 3.00 pm. Концерт музыкантов ЧСО в Чикагском университете (CSO Chamber Music at the University of Chicago). В программе: Квинтет для кларнета ля мажор В.А.Моцарта, “Квартет на конец времени” О.Мессиана. Исполнители: Роберт Чен, скрипка; Квинг Хью, скрипка; Лоуренс Нойман, альт; Джон Шарп, виолончель; Стивен Уильямсон, кларнет; Уми Гарретт, фортепиано.
В 1940 году тридцатиоднолетний главный органист Церкви святой Троицы в Париже, французский композитор Оливье Мессиан (1908-1992) был мобилизован в действующую армию и вскоре попал в плен. После неудачной попытки побега он был отправлен в силезский концлагерь для военнопленных близ Герлица (ныне — Згожелец, Польша). В этих тяжелых условиях Мессиан не только проявил стойкость духа, поддерживая своих товарищей, но и нашел в себе силы противостоять кошмарной действительности, “воюя” своим профессиональным оружием — музыкой. Композитор выпросил у одного немецкого офицера, любителя музыки, нотную бумагу, и в январе 1941 года на свет появился “Квартет на конец времени” для скрипки, кларнета, виолончели и фортепиано. Инструментальный состав партитуры был предопределен присутствием в лагере именно этих музыкантов.
Создание музыки за колючей проволокой — случай не такой уж беспрецедентный. Вспомним Виктора Ульмана, два года сочинявшего музыку в “образцовом” гетто — концлагере в Терезине. То же самое произошло с сочинением Мессиана. “Квартет на конец времени” был впервые исполнен 15 января 1941 года лагерными музыкантами Этьеном Паскье (скрипка), Жаном ле Булером (кларнет), Анри Акока (виолончель) и самим композитором перед тысячами пленных. Премьера состоялась при тридцатиградусном морозе, на неисправных инструментах: расстроенном пианино, трехструнной виолончели, с западающими клапанами у кларнета. “Никогда меня не слушали с таким вниманием и пониманием,” — скажет потом Мессиан. Историю создания произведения композитор впоследствии объяснял так: “Я сочинил этот Квартет для того, чтобы уйти от снега, войны, плена и самого себя”. По признанию Мессиана, он был вдохновлен цитатой из Апокалипсиса: “И увидел я Ангела, полного сил, спускающегося с неба и одетого в облако с радугой на голове. И лицо его было как солнце, а ноги его были как огненные колонны. Он поставил правую ногу на море и левую на землю, поднял руку и обратился к тому, кто живет во веки веков, и сказал: не будет больше Времени, но при звуках трубы седьмого Ангела тайна Божия свершится”. При этом в беседе с музыковедом А.Голеа Мессиан отметил, что название Квартета имеет второй смысл — конец музыкального времени, основанного на мерной метрической пульсации классической музыки. Теологическая эсхатология породила эсхатологию музыкальную. В Квартете отсутствует метр, замененный абсолютно свободными, независимыми ритмическими фразами. В них господствует стихия дополнительных длительностей, увеличенных и уменьшенных ритмов.
Произведение поразило современников величием замысла и подвигом исполнения. “Квартет на конец времени” не заканчивается “концом времени”. В финале произведения музыка уходит в “неземные выси” высших регистров инструментов, воплощая, по словам Мессиана, “вознесение человека к Богу, дитя божьего к Отцу, к обожествленному творению” или, как сказали бы люди нерелигиозные, “вознесение” к идеалам гуманизма, миру чувств и страстей. Ведь даже в те самые страшные времена мессиановский Квартет убеждал узников концлагеря, что никогда не остановится великое движение жизни, никогда не исчезнет стремление человека к гармонии и красоте. Какой жизнестойкостью надо обладать, чтобы в “конце времени” воздать хвалу вечности и бессмертию!
После Квартета Мессиан чувствует невероятный прилив вдохновения и на едином дыхании создает подряд три крупных произведения: “Образы слова Аминь” для двух фортепиано (1943 год), Три маленькие литургии для женского хора, фортепиано, волн Мартено и оркестра (1944 год), “Двадцать взглядов на младенца Иисуса” для фортепиано (1944 год). Но это уже сюжет для другой истории… (В аннотации использованы материалы монографии В.Екимовского “Оливье Мессиан”.)
Обратите внимание. Концерт пройдет в помещении Mandel Hall at University of Chicago (1131 E 57th St, Chicago, IL 60637).
Nota bene! Абонементы и одиночные билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org, по телефону 312-294-3000 или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.
Оставьте первый комментарий