Бетховена называют одним из трех “Больших Б” (Бах, Бетховен, Брамс) – композиторов, сформировавших лицо классической европейской музыки. В то же время, творчество Бетховена является поворотной точкой от классицизма 18-го века к романтизму 19-го, а его влияние на творчество нескольких поколений европейских композиторов невозможно переоценить.
В числе его произведений насчитывается девять симфоний, семь концертов, опера «Фиделио», две мессы, сочинения для фортепьяно насчитывает 32 сонаты, 10 сонат для скрипки и фортепиано и множество других произведений.
В центре внимания Бетховена – жизнь героя, протекающая в непрестанной борьбе за всеобщее прекрасное будущее. Героическая идея красной нитью проходит через всё творчество Бетховена. Бетховенский герой неотделим от народа. В служении человечеству, в завоевании для него свободы, он видит цель своей жизни. Но путь к цели лежит через тернии, борьбу, страдания. Нередко герой гибнет, но гибель его венчает победа, несущая счастье освобождённому человечеству. Тяготение Бетховена к героическим образам и идее борьбы обусловлено, с одной стороны, складом его личности, сложной судьбой, борьбой с ней, постоянным преодолением трудностей; с другой – воздействием на мировоззрение композитора идей Великой французской революции.
Нам остается только гадать, до какой степени бетховенская глухота повлияла на его творчество. Уже в 1798 он жаловался на шум в ушах, ему бывало трудно различать высокие тоны, понимать беседу, ведущуюся шепотом. В ужасе от перспективы стать объектом жалости – глухим композитором, он рассказал о своей болезни близкому другу – Карлу Аменде, а также докторам, которые пытались спасти его слух. Он продолжал вращаться в кругу своих венских друзей, принимал участие в музыкальных вечерах, много сочинял. Ему так хорошо удавалось скрывать глухоту, что до 1812 даже часто встречавшиеся с ним люди не подозревали, насколько серьезна его болезнь. То, что при беседе он часто отвечал невпопад, приписывали плохому настроению или рассеянности.
Летом 1802 Бетховен удалился в тихий пригород Вены – Хайлигенштадт. Там появился потрясающий документ – “Хайлигенштадтское завещание”, мучительная исповедь терзаемого недугом музыканта. Завещание адресовано братьям Бетховена (с указанием прочесть и исполнить после его смерти); в нем он говорит о своих душевных страданиях: мучительно, когда “человек, стоящий рядом со мной, слышит доносящийся издали наигрыш флейты, не слышный для меня; или когда кто-нибудь слышит пение пастуха, а я не могу различить ни звука”. Но тогда же, в письме к доктору Вегелеру, он восклицает: “Я возьму судьбу за глотку!”, и музыка, которую он продолжает писать, подтверждает это решение. Из под пера композитора выходит третья «Героическая» симфония, которая определит его творческое кредо. О ней мы поговорим в следующем номере. А пока приглашаю всех на концерт посвящённый творчеству Бетховена, в котором прозвучат “Крейцерова соната” и третья симфония «Героическая» в аранжировке для фортепианного квартета.
Заказывайте билеты на сайте liskermusicfoundation.org или по телефону 847-272-7003.