6 июня, 8.00 pm. Концерт Civic Orchestra of Chicago. В программе (среди прочего): произведения И.Штрауса, в том числе — фрагменты из оперетты “Летучая мышь”. Дирижер — музыкальный руководитель Канадской оперной компании Джоанн Дебу. Солисты — студенты Центра Райана при Лирик-опере Чикаго.
9 июня, 7.30 pm. Благотворительный концерт в пользу Чикагского симфонического оркестра (далее — ЧСО). В программе: бродвейские мелодии и песни. Героиня вечера — лауреат премии “Тони” Келли О’Хара. Дирижер — Стивен Райнеке.
10 и 11 июня, 8.00 pm. В программе ЧСО — французско-русская музыка: “Вакханалия” из оперы “Самсон и Далила” и Интродукция и рондо каприччиозо для скрипки с оркестром К.Сен-Санса, Поэма для скрипки с оркестром Э.Шоссона, симфоническая картина “Ночь на лысой горе” М.Мусоргского (оркестровка Н.Римского-Корсакова), увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта” П.Чайковского. Дирижер — Джеймс Гаффиган. Солистка — Лиза Батиашвили.
Все произведения программы безумно красивы, все — бесконечно меланхоличны. Выделю Поэму для скрипки с оркестром французского композитора Эрнеста Шоссона (1855-1899). Он сочинил Поэму за три года до смерти, в 1896 году, по просьбе друга, скрипача-виртуоза Эжена Изаи. Музыковед А.Булычева в издании belcanto.ru пишет: “К началу работы над новым сочинением Шоссон успел открыть для себя русскую литературу. Его внимание привлекла колдовская индийская скрипка загадочного Муция из фантастической повести Тургенева, поэтому произведение для Изаи он сначала назвал по-тургеневски — “Песнь торжествующей любви: симфоническая поэма для скрипки с оркестром”, а затем решил его скрыть”.
Маэстро Джеймс Гаффиган родился в Нью-Йорке в 1979 году. Учился в консерватории Новой Англии (Бостон) и Высшей школе музыки Шепарда в университете Райса (Хьюстон). Его карьера пошла вверх после победы на Международном конкурсе дирижеров имени Г.Шолти (2004 год). С 2003 до 2006 года Гаффиган работал дирижером-ассистентом Кливлендского симфонического оркестра, с 2006 до 2009 года был на аналогичной позиции в Симфоническом оркестре Сан-Франциско. После шести лет ассистирования Ф.Вельзеру-Месту и М.Тилсону Томасу ушел в свободное плавание. С 2010 до 2021 года возглавлял старейший оркестр Швейцарии — Люцернский симфонический. Мы дважды слышали этот крепкий коллектив на Музыкальном фестивале Равиния. В настоящее время Гаффиган является музыкальным руководителем Palau de les Arts Reina Sofia (Валенсия, Испания), с сезона 2023-24 годов станет музыкальным руководителем Комической оперы Берлина. В Лирик-опере Чикаго Гаффиган дебютировал в сезоне 2017-18 годов с оперой “Так поступают все женщины” В.А.Моцарта.
Лиза Батиашвили родилась 7 марта 1979 года в Тбилиси в музыкальной семье. До одиннадцати лет ее учителем был отец. В 1991 году с семьей переехала в Германию и с тех пор называет эту страну “своим вторым домом”. Училась в Гамбургской школе музыки (класс профессора Марка Лубоцкого) и в Мюнхене (класс Анны Чумаченко). Лауреат Второй премии Международного конкурса скрипачей имени Сибелиуса (1995 год). Инструменталист 2015 года по версии журнала Musical America. Лауреат премии Opus Klassik за запись альбома “Visions of Prokofiev” с Камерным оркестром Европы под управлением Я.Незе-Сегена (2018 год). Почетный доктор Академии Сибелиуса (Хельсинки). Художественный руководитель Международного музыкального фестиваля Audi Sommerkonzerte (Ингольштадт, Германия). Эксклюзивный артист лейбла Deutsche Grammophon. Играет на скрипке Гварнери работы 1739 года.
Мы впервые услышали скрипку Батиашвили в апреле 2013 года на концерте Дрезденской Штаатскапеллы. Она солировала в Скрипичном концерте И.Брамса (дирижер — Кристиан Телеман).
Муж Лизы — французский гобоист Франсуа Леле. Летом 2017 года он выступал на Grant Park Music Festival с гобойным концертом Р.Штрауса. Вместе с Лизой они выпустили альбом с записью Концертов для гобоя и скрипки И.С.Баха. Пара живет в Мюнхене. Лиза активно выступает против преступной войны России в Украине. В начале апреля с Немецким симфоническим оркестром Берлина и Хором Берлинского радио она участвовала в концерте солидарности с народом Украины.
За 75 минут перед концертами состоятся беседы музыковеда Стивена Янесса об исполняемых произведениях.
12 июня, 3.00 pm. Серию сольных фортепианных концертов завершает выступление Дениса Кожухина. В программе: “Детский альбом” Р.Шумана, фрагменты из Лирических пьес Э.Грига, Сонатина и Вальс М.Равеля, “Рапсодия в стиле блюз” Дж.Гершвина.
Денису Кожухину — тридцать шесть лет. Он родился в Нижнем Новгороде. После окончания местной музыкальной школы стал стипендиатом Международного благотворительного фонда “Новые имена”. Заговорили о нем в 1999 году после его участия в Фестивале памяти Святослава Рихтера. С 2000 по 2007 годы Кожухин учился у Дмитрия Башкирова в Высшей школе музыки в Мадриде. Победитель Международного конкурса пианистов имени королевы Елизаветы (Брюссель, 2010 год).
На чикагщине Денис дебютировал в августе 2014 года на Музыкальном фестивале Равиния. В июне 2015 года состоялся дебют пианиста с ЧСО. Кожухин исполнил Фортепианный концерт для левой руки М.Равеля. В ноябре 2016 года Кожухин солировал во Втором фортепианном концерте С.Прокофьева, в декабре 2017 года — во Втором фортепианном концерте С.Рахманинова (дирижер — Яп ван Зведен).
Знакомьтесь: новая альтистка ЧСО Беатрис Чен (Beatrice Chen). Ей девятнадцать лет. Студентка Института музыки Кертиса (Филадельфия). Последние пять лет служила концертмейстером секции альтов Чикагского молодежного симфонического оркестра (Chicago Youth Symphony Orchestra). Дочь концертмейстера ЧСО Роберта Чена.
Во второй половине июня за дирижерский пульт ЧСО возвращается его музыкальный руководитель Риккардо Мути. В первой программе (16-18 июня) прозвучит Скрипичный концерт Л.ван Бетховена (солистка — Анна-София Муттер) и Первая симфония И.Брамса, во второй (23-28 июня) — концертное исполнение оперы “Бал-маскарад” Дж.Верди. Об этом и многом другом — в ближайших выпусках Музыкального обозрения.
Nota bene! Билеты на концерты Чикагского симфонического центра — на сайте cso.org или в кассе по адресу: 220 South Michigan Avenue, Chicago, Il 60604.