В июне 2020 года после шестнадцатилетнего перерыва прославленная балетная труппа легендарного Большого театра снова приезжает на гастроли в Чикаго. Мы увидим жемчужину мирового балетного искусства – балет Петра Ильича Чайковского “Лебединое озеро”.
Премьера этого балета, состоявшаяся 20 февраля 1877 года на сцене Большого театра, оказалась неудачной. “Небогатая обстановка”, “отсутствие выдающихся исполнителей”, “бедность воображения балетмейстера”, оркестр во главе с дирижером, который “никогда до этого не имел дела с такой сложной партитурой”, – таковы, по мнению брата композитора Модеста Чайковского, лишь некоторые причины неудачи. Дебют Чайковского в балетном жанре посчитали бледной тенью других сочинений композитора. Подлинное рождение “Лебединого озера” состоялось в январе 1895 года в Петербурге на сцене Мариинского театра. Постановка, в которой знаменитые “лебединые сцены” второго и четвертого актов принадлежат Льву Иванову, а сцены праздника и бала первого и третьего актов – Мариусу Петипа, давно признана эталоном. Такие разные хореографы, как Горский и Лопухов, Ваганова и Бурмейстер, Сергеев и Мессерер, Григорович и Васильев, обращаясь к “Лебединому озеру”, так или иначе соотносили свои версии с петербургской постановкой. Хотя партитура Чайковского была основательно перекроена и возникли вставки из других сочинений композитора, соответствие хореографии духу музыки у Петипа и Иванова было абсолютным. Неисчерпаемость партитуры Чайковского в наше время позволяет проводить с балетом самые смелые эксперименты. К “Лебединому озеру” обращались самые оригинальные современные балетмейстеры Кранко, Ноймайер, Эк, Борн. Но все-таки отсчет сценической истории балета “Лебединое озеро” начался именно со спектакля Иванова – Петипа в Мариинке.
На гастролях в Чикаго мы увидим легендарный балет в хореографии многолетнего главного балетмейстера Большого театра (он занимал этот пост с 1964 по 1995 годы) Юрия Григоровича на основе версий Петипа, Иванова и Горского. Премьера балета состоялась в 1969 году. Последнюю редакцию Юрий Николаевич сделал в 2001 году.
Чикаго – единственная на Среднем Западе остановка балетной труппы Большого театра во время американского турне. Гастроли пройдут в рамках Международной балетной программы Auditorium Theatre (International Dance Series).
На пресс-конференции руководитель отдела Auditorium Theatre Си Джей Диллон сказал: “Для нас огромная честь приветствовать возвращение Большого театра в Чикаго с таким неподвластным времени спектаклем, как “Лебединое озеро”.
Впервые в Auditorium Theatre Большой театр гастролировал в 1973 году. Программа называлась “Звезды Большого балета” и состояла из фрагментов балетов разных лет. После этого театр приезжал с балетами “Ромео и Джульетта” (восьмидесятые годы) и “Лебединое озеро” (2002 год). Последние (пока) гастроли театра прошли в 2004 году с “Дон Кихотом” в хореографии Алексея Фадеечева. Я помню, какой восторг вызвало появление на чикагской сцене Николая Цискаридзе в партии Базиля.
Новая встреча с прославленным театром состоится в 2020 году. С 10 по 14 июня будут сыграны шесть спектаклей. Составы солистов будут объявлены дополнительно.
Напоминаю о ближайших балетных спектаклях, которые мы увидим в Auditorium Theatre. С 11 по 14 апреля Американский балетный театр (далее – АБТ) впервые на Среднем Западе представит спектакль “Взбитые сливки” (“Whipped Cream”) на музыку Рихарда Штрауса. История в балете красивая, сказочная. Маленький мальчик попал в кондитерский магазин Вены и обалдел от количества “вкусняшек”. И вдруг все сладости материализуются, окружают мальчика, призывно просят насладиться ими. В этом сказочном мире правят принцессы Пралине и Чайный цветок с принцами Кофе и Какао. А свита – сами понимаете – марципаны, засахаренные орехи, имбирные пряники, конфеты, печенье, леденцы, пирожные, булочки… Одним словом, почти “Щелкунчик”, в которой главный герой, победив силы зла, уводит свою возлюбленную в страну счастья – благословенный Конфетенбург, в Пряничное село, где благоуханный и прекрасный Леденцовый луг, Апельсиновый ручей, Лимонадная река, которая вливается в озеро Миндального молока, Цукатные рощи, Марципановый замок, ну и так далее…
Премьера балета в Венской опере прошла в 1924 году без особого успеха, потом о балете забыли и вспомнили относительно недавно. Ратманский ставил “Взбитые сливки” как миниатюру в Королевском балете Виннипега в 1994 году, затем как номер для Международного балетного конкурса, и, наконец, полномасштабный балет для АБТ. Премьера в Нью-Йорке состоялась 15 марта 2017 года. Критики писали о необыкновенно красивых декорациях и костюмах Марка Райдена.
Начиная с этого сезона, АБТ становится гастролирующей компанией-резидентом чикагского театра (“visiting resident company”), а это значит, что каждую весну (пока в течение четырех лет, по 2022 год) нью-йоркский театр будет показывать на сцене театра “Аудиториум” новые балеты.
Еще один старый знакомый Чикаго – Санкт-Петербургский театр балета Бориса Эйфмана – покажет свою новую работу 17-19 мая 2019 года. В феврале прошлого года театр отметил сорокалетие со дня образования. В разные годы мы видели такие работы Эйфмана, как “Чайка”, “Онегинъ. Online”, “Дон Кихот”, “Роден”, “Up & Down”, в 2017 году наслаждались новой редакцией “Красной Жизели”. На этот раз впервые в Северной Америке театр покажет новый балет “Эффект Пигмалиона” на музыку Иоганна Штрауса. Сейчас полным ходом идут репетиции спектакля. Как ожидается, Эйфман представит новый взгляд на классический греческий миф о скульпторе, который влюбляется в одно из своих творений. Он говорит: “Если человеку внушать, что он талантлив, он таким и будет. Это эффект Пигмалиона… В балете будут использованы какие-то мотивы пьесы Бернарда Шоу, какие-то мои размышления”… Мировая премьера спектакля должна состояться в марте 2019 года.
Nota bene! Гастроли Балетной труппы Большого театра пройдут с 10 по 14 июня 2020 года в помещении театра “Аудиториум” (Auditorium Theatre) по адресу: 50 E W Ida B. Wells Dr, Chicago, IL 60605. Билеты на абонементы серии International Dance Series появятся в продаже в марте. Одиночные билеты на “Лебединое озеро” появятся в продаже 18 октября 2019 года. Билеты на все спектакли сезона 2018-19 годов – на сайте www.auditoriumtheatre.org/, по телефону 312-341-2300 или в кассе театра.