Снова в Чикаго с гастролями Цирк Солнца (Cirque du Soleil). Блистательная канадская труппа показывает свою последнюю премьеру – шоу “VOLTA”. В роли клоуна Мистера Вау – Андрей Кислицин. В эксклюзивном интервью вашему корреспонденту единственный русскоязычный участник спектакля рассказывает о своих номерах и о том, как он оказался в Цирке Солнца.
– Рад приветствовать вас в Чикаго, Андрей!
– Я тоже очень рад. Уже третий раз в Чикаго. Я был здесь со спектаклями “Alegria” и “Varekai”. Классный город. “Зажигаем” по полной.
– Мистер Вау – плод вашей фантазии, или вы следовали сценарию постановщиков?
– Я – за коллективное творчество. Когда по-новому создавалось шоу “VOLTA”, мне предложили роль Клоуна с двумя номерами: со стиральными машинами и на пляже. Первый номер я взял у предыдущего исполнителя, но изменил финал, приспособил его для себя. У меня стиль другой. Вообще, невозможно повторить номер другого артиста. Каждый артист – индивидуальность… Когда я начал работать над вторым номером, наш художественный руководитель Майкл Смит познакомил меня с живущим в Монреале канадским актером и мимом Мишелем Куртманшем (Michel Courtemanche). Я с шестнадцати лет был большим фанатом Мишеля. Он для меня стоит в одном ряду с Чарли Чаплиным, Марселем Марсо, Леонидом Енгибаровым, Джимом Керри… Моя “классика на полке”. Я приехал на две недели в Монреаль. Мишель показал мне номер на пляже, его готовый номер. Начали его примерять на меня, и в результате от его номера осталось двадцать процентов. Поработать с Мишелем – “священной коровой” театра – для меня было большой честью и бесценным опытом… Доделывал номер я на зрителях. Проверял, где смешно, где – не очень, где нужно сократить, где – добавить, где взять паузу, где – следует поторопиться. Теперь я могу сказать, что номер готов и он хорошо работает.
– Вы работаете без замен?
– Да, но если я заболею, у меня есть дублер. Он может отработать номер со стиральными машинами. Второй сделать не может, для него нужна специальная подготовка.
– У драматического актера есть разнообразие ролей, а вы изо дня в день выступаете с одним и тем же номером. Не возникает чувства скуки?
– Надо делать так, чтобы встряхнуться. (Бьет себя по щекам.) Людям мой персонаж нравится. Это смешно. Это работает. Людей это вдохновляет. Это хороший продукт, его можно повторить триста двадцать раз в году. Это первая прививка от скуки. Вторая: я все-таки наконец-то что-то сделал сам. И третье. Я всегда думаю о мальчике Бобе (я его так называю), который приехал из другого района или города. Это, может быть, его первый и последний шанс, когда он видит Cirque du Soleil. Он заплатил большие деньги, пришел на спектакль с родителями и сидит в зале в ожидании чуда. Когда я думаю о нем, вопросы рутины и усталости улетучиваются. Я выхожу на сцену и каждый раз выступаю, как будто впервые. “VOLTA” – мой третий спектакль. Все-таки разнообразие…
– Есть ли у вас возможность импровизации?
– Конечно. Номера никогда не повторяются. Каждый день – что-то новое. Я иногда “залетаю” в историю самовлюбленного человека, а этого делать не стоит. Надо трезво, с ясным умом работать. Вот за этим я очень слежу.
– Насколько я знаю, в каждом шоу Cirque du Soleil участвуют русскоязычные гимнасты и акробаты. Почему так получилось, что вы – единственный русскоязычный артист в “VOLTA”?
– Это для меня до сих пор удивительно. Один русскоязычный, и тот – клоун…
– Главная задача клоуна – рассмешить зрителя. Было у вас, когда это не получалось?
– Бывало. Я научен такими странами, как Австрия и север Франции. Я выступаю, а в ответ – тишина. Неприятное ощущение. Больно…
– Что вы делаете в этом случае?
– В структуре номеров есть парочка проверенных шуток, которые по-любому выстрелят. Иногда я на них нажимаю… Сейчас другая история. Я все время в Америке. Когда поедем в Европу, первые два дня снова буду “прицеливаться”. Франция – нужен безупречный костюм; Англия – понеслась правда жизни… Я готовлюсь ко встрече со зрителями. Мне кажется непрофессиональным работать просто так, вслепую, без учета специфики аудитории.
– Вы сказали, что все время в Америке. Где вы уже выступили, куда собираетесь?
– С шоу “VOLTA” – в Нью-Йорке, Сиэттле, Сан-Диего, Сан-Франциско, Сан-Хосе, Майами. Сейчас в Чикаго. Потом нас ждут Вашингтон, Атланта и мой любимый Лос-Анджелес.
– Вы родились и выросли в Новосибирске, закончили Новосибирское театральное училище, играли в Новосибирском молодежном театре “Глобус”. Вы были театральным актером. Как и почему из драматического актера вы перешли в цирк?
– Я специально не приходил в цирк. В театре у меня появился новый стиль клоунады – физический театр. Я вроде бы клоун, но вместе с тем не совсем… У меня нет задачи ТОЛЬКО рассмешить. Задача другая – рассказать драматическую историю, полную жизненного абсурда. Как бы странно это не звучало, но иногда мне кажется, что у меня накопилось внутри много Солнца, и я его “выпил”, а сейчас дарю зрителям… В номере со стиральными машинами есть очень деликатный момент. Обычному клоуну его очень непросто сыграть. Его не все клоуны вообще понимают. Когда ты промахиваешься сеткой, сетка вылетает… – это надо правдиво, по-настоящему сыграть. Вот где мне понадобились уроки Михаила Чехова, Мейерхольда, Станиславского и все то, что я изучал в институте. Сейчас я создаю новый стиль клоунады, который мне самому было бы приятно смотреть, если бы я, будучи зрителем, пришел с детьми в цирк.
– Как поживают ваши российские проекты? Шоу “Понтымимо”, уличный театр МиМО в Новосибирске?
– Шоу “Понтымимо” начиналось, как такая “кабарешная” история, где люди пьют виски или пиво и смотрят на сцену. Мне стало скучно, я взял и “развернул” это шоу в детское. Мне захотелось, чтобы на это шоу дети приходили с родителями и было это не в ночное, а в дневное время… Я меняюсь, и шоу меняется со мной. Но шоу живет не только в России. Сейчас в Чикаго на разных площадках я играю это шоу для детей и взрослых. Все понедельники расписаны… (Подробности шоу “Понтымимо” в Чикаго вы найдете на странице в Фейсбуке www.facebook.com/RussianEducationChicago/. Вырученные средства идут на поддержку организации “Добродоми» в Санкт-Петербурге, а именно – на бесплатные обеды для пенсионеров. Девиз Андрея: “Дети смеются, пожилые люди едят!” Представления шоу проходят при организации и поддержке Русского Дома в Чикаго, www.chicagorussianhouse.com/. – Прим. автора.) А вот театр МиМО заморозился. У меня нет на него времени. Этот проект я положил “под ключ“.
– Что отличает Cirque du Soleil от других цирковых компаний?
– Во-первых, как человек, проработавший два года в Росгосцирке, я скажу главное: я рад, что больше не работаю с животными. Как вегетарианец и кришнаит, я верю, что животным не место в цирке!.. Цирк Солнца не лучше и не хуже других компаний. У него просто свое лицо. Для меня имеет значение не глобальность проекта, а конкретный спектакль, конкретное шоу “VOLTA” и мои два номера длительностью по восемь минут. Это для меня самое важное. В Цирке Солнца мне дают шанс выйти на сцену и сказать свое слово. Я благодарен цирку за это. Это что касается творческой стороны. А с бытовой – о нас заботятся хорошо. Вкусно кормят, у нас хорошая зарплата… Это счастье – в хороших условиях хорошо делать свою работу.
– Долгие годы считалось, что Cirque du Soleil – лучший в мире. Но в последнее время все чаще говорят о его закате. В Cirque du Soleil одно время работал клоун Леонид Лейкин. Несколько лет назад он вернулся в Санкт-Петербург. На вопрос “Почему?” ответил: “Надоело жить в золотой клетке. Все чисто, стерильно, комфортно, но ни шага в сторону… В номерах – по контракту! – ничего менять нельзя. Тебя купили, и все”. Вячеслав Полунин говорит о том же. Ему в Cirque du Soleil не хватает свободы. Что вы думаете по этому поводу? Судя по вашим предыдущим ответам, предположу, что вы с этим не согласны?
– Вячеслав Полунин – это целая планета, особый, уникальный мир. Я бесконечно ему благодарен. Я сделал с ним маленький проект в рамках “Снежного шоу”. Работать с ним – все равно что закончить три университета. Он имеет право так говорить. Я не считаю Cirque du Soleil “золотой клеткой”. Если тебе повезло, если материал хороший, если тебе есть что сказать, если ты вложил в номер свою душу, то работать можно… Я трезво оцениваю ситуацию. Если бы я сейчас ушел из Цирка, я бы мог создать что-то свое. Это “свое” смотрело бы какое-то время двести человек в неделю. Сейчас мой маленький “островок“ смотрят тысячи людей. Нас по статистике смотрят больше, чем Мадонну. Такая популярность придает стимул нашей работе. Но самая главная причина – мне нравится то, что я делаю сегодня, здесь и сейчас. Нравится прекрасный коллектив, нравится именно это шоу “VOLTA”, нравится драйв, который мы получаем от общения со зрителями, нравится энтузиазм, с которым нас принимают, в том числе в таком театральном городе, как Чикаго.
– Расскажите, пожалуйста, о вашей семье.
– Моя жена – Ирина Голуб, бывшая балерина Мариинского театра. Мы уже семь лет вместе колесим по свету. У нас – классная, дружная, “цыганская” семья. Ваньке моему шесть лет, Алисе – два года.
– Где постоянный дом у “цыган”?
– В Санкт-Петербурге, рядом с Мариинским театром.
– Обычно я спрашиваю своих героев, что бы вы хотели добавить из того, о чем я не спросил. Вам слово…
– Люблю всех очень сильно. Всем желаю счастья. Всех приглашаю на наше шоу “VOLTA”. Мы ждем вас, чикагцы!
Nota bene! Шоу “VOLTA” идет до 6 июля по адресу: Big Top at the Soldier Field South Lot, 1410 Museum Campus Drive, Chicago, IL 60605. Заказ билетов на сайте cirquedusoleil.com/volta или по телефону 1-877-924-7783 (1-877-9CIRQUE). Действуют скидки для членов Клуба любителей Цирка (Cirque Club members). Стать членом клуба можно, зарегистрировавшись на сайте www.cirqueclub.com. Подробную информацию о Cirque du Soleil можно найти на сайте www.cirquedusoleil.com.