С 9 по 18 мая 2025 года в Амстердаме (концертный зал Concertgebouw) состоится Международный фестиваль музыки Густава Малера (1860-1911). На фестивале будут исполнены все симфонии композитора, его песенные циклы и единственное дошедшее до нас его камерное произведение. Уровень фестиваля необычайно высок, в нем примут участие многие прославленные оркестры и солисты из Европы и Азии. Единственным участником фестиваля от США станет Чикагский симфонический оркестр (далее — ЧСО). 14 мая 2025 года оркестр исполнит Шестую симфонию Г.Малера, 15 мая — Седьмую. Концертами ЧСО дирижирует частый гость Чикаго маэстро Яап ван Зведен. Перед вами — программа фестиваля.
9 мая, 1.00 pm. Циклы песен Г.Малера: Три песни, Песни и песнопения (том I), “Песни странствующего подмастерья”, Пять песен на стихи Ф.Рюккерта. Исполнители: Катриона Моррисон, меццо-сопрано (Шотландия); Джеймс Ньюбай, баритон (Великобритания); Джулиус Дрейк, фортепиано (Великобритания).
9 мая, 8.15 pm. Первая симфония Г.Малера. Исполнитель: Королевский симфонический оркестр Концертгебау. Дирижер — “artistic partner” (такая должность введена для него с 2022 года) и будущий (с 2027 года) музыкальный руководитель оркестра Клаус Мякеля.
Впервые оркестр Концертгебау исполнил Первую симфонию в 1903 году. За дирижерским пультом стоял композитор. Малер высоко оценил оркестр, хор и аудиторию концертного зала. Он писал: “Музыкальная культура в этой стране (Нидерланды) поражает воображение! То, как эти люди умеют слушать…”.
10 мая, 1.00 pm. Цикл “Волшебный рог мальчика” Г.Малера. Исполнители: Эмма Николовска, меццо-сопрано (Северная Македония-Канада); Джусунг Габриэль Парк, бас-баритон (Южная Корея); Джулиус Дрейк, фортепиано.
10 мая, 8.15 pm. Вторая (“Воскресение”) симфония Г.Малера. Исполнители: Будапештский фестивальный оркестр. Дирижер — музыкальный руководитель оркестра Иван Фишер. Хор радио Нидерландов. Солисты: Кристиана Карг, сопрано (Германия); Анна Люсия Рихтер, меццо-сопрано (Германия).
В 2006 году Иван Фишер с оркестром записал Вторую симфонию Малера. Музыкальный критик издания Gramophone назвал исполнение “впечатляющим”. Сам Фишер был краток: “Красота музыки Малера всегда ранит”.
11 мая, 11.00 am. Фортепианный квартет ля минор Г.Малера, “Медленный вальс” А.Веберна, Второй фортепианный квинтет ля мажор А.Дворжака. Исполнитель: Chianti Ensemble (Нидерланды).
Камерный концерт, в котором первый раз на фестивале прозвучат не только сочинения Малера, но и его современников-друзей. Фортепианный квартет — единственное сохранившееся камерное произведение Малера. Он написал его еще подростком. Сочинение было найдено Альмой Малер в шестидесятых годах XX века.
11 мая, 8.15 pm. Третья симфония Г.Малера. Исполнители: Симфонический оркестр NHK (Токио, Япония). Дирижер — музыкальный руководитель оркестра Фабио Луизи. Женская часть хора радио Нидерландов. Национальный детский хор Нидерландов. Солистка: Олея Петрова, меццо-сопрано (Россия).
12 мая, 8.15 pm. Песни из цикла “Волшебный рог мальчика” и Четвертая симфония Г.Малера. Исполнители: Симфонический оркестр NHK (Токио, Япония). Женская часть хора радио Нидерландов. Национальный детский хор Нидерландов. Солистка: Йинг Фонг, сопрано (Китай). Имя баритона будет объявлено дополнительно. Дирижер — музыкальный руководитель оркестра Фабио Луизи.
13 мая, 8.15 pm. “Песни об умерших детях” и Пятая симфония Г.Малера. Исполнители: Будапештский фестивальный оркестр. Дирижер — музыкальный руководитель оркестра Иван Фишер. Солистка: Анна Люсия Рихтер, меццо-сопрано (Германия).
14 мая, 1.00 pm. “Песнь о земле” Г.Малера. Исполнители: Фериде Буюкденктас, меццо-сопрано (Турция); Стюарт Джексон, тенор (Великобритания); Джулиус Дрейк, фортепиано. Авторская версия для двух вокалистов и фортепиано.
14 мая, 8.15 pm. Шестая симфония Г.Малера. Исполнитель: ЧСО. Дирижер — Яап ван Зведен.
15 мая, 1.00 pm. Песни из цикла “Волшебный рог мальчика”, Песни и песнопения (том II), “Песни об умерших детях” Г.Малера. Исполнители: Флер Баррон, меццо-сопрано (Великобритания); Лоуренс Килсби, тенор (Великобритания); Джулиус Дрейк, фортепиано.
15 мая, 8.15 pm. Седьмая симфония Г.Малера. Исполнитель: ЧСО. Дирижер — Яап ван Зведен.
16 мая, 8.15 pm. Восьмая (“Симфония тысячи участников”) симфония Г.Малера. Исполнители: Королевский симфонический оркестр Концертгебау. Национальный хор радио. Хор Парижской оперы. Национальный детский хор. Дирижер — Клаус Мякеля. Фамилии солистов будут объявлены дополнительно.
Малер писал своему другу, дирижеру Виллему Менгельбергу, что Восьмая симфония стала его величайшим произведением: “Все остальные симфонии ожидали этой”. Композитор говорил, что в двух монументальных частях Симфонии он воспевает вселенную: “Человеческие голоса больше не звучат. Это планеты и солнце, вращающиеся по своим орбитам”. Тем не менее “человеческие голоса” Малеру были нужны, и много. В Симфонии участвуют около четырехсот певцов. В 1912 году Менгельберг дирижировал версией с двумя тысячами участников.
17 мая, 1.00 pm. Песни Альмы Малер и ее друзей-современников: А.Землинского, А.Берга, А.Шенберга, А.Веберна, Х.Пфицнера, Э.В.Корнгольда, Э.Кренека (зятя Малера), И.Стравинского. Исполнители: Аксель Фанио, сопрано (Франция); Рауль Стефани, баритон (Нидерланды); Джулиус Дрейк, фортепиано.
Со своим будущим мужем Альму Марию Шиндлер познакомил ее учитель композиции Землинский. Малер не хотел, чтобы жена сочиняла музыку, да и сама Альма сомневалась в своем творчестве. Большая часть ее наследия утеряна, но песни позднего периода творчества до сих пор широко исполняются.
17 мая, 8.15 pm. Девятая симфония Г.Малера. Исполнитель: Берлинский филармонический оркестр. Дирижер — главный дирижер оркестра Кирилл Петренко.
“Юность ушла, любовь ушла”, — написал Малер на партитуре своей Девятой симфонии. Для композитора она стала прощанием с жизнью и преклонением перед ее красотой.
18 мая, 11.00 am. Сольный фортепианный концерт лауреата Голландской музыкальной премии 2022 года, пианиста и композитора Томаса Бейера. В программе: соната “1 октября 1905 года” Л.Яначека, Ruhevoll, poco adagio из Четвертой симфонии Г.Малера (аранжировка Т.Бейера), “Фантазии на стихи Рихарда Демеля” А.Землинского, Четыре пьесы для фортепиано И.Брамса.
18 мая, 8.15 pm. Адажио из Десятой симфонии и “Песнь о земле” Г.Малера. Исполнитель: Берлинский филармонический оркестр. Дирижер — Даниэль Баренбойм. Фамилии солистов будут объявлены дополнительно.
Сразу после смерти Малера ни “Песнь о Земле”, ни его неоконченная Десятая симфония публично не исполнялись. Маэстро Баренбойм говорит: “О существовании эскизов последней симфонии почти не было известно. Это замечательное произведение, которым я часто имел удовольствие дирижировать. Сегодня это так же важно для развития музыки, как и тогда, когда Симфония была впервые сочинена и исполнена. Неоконченная Десятая была и остается музыкой будущего”.
Предстоящий Международный фестиваль музыки Густава Малера — третий в истории. Первый (Mahler Festival in Amsterdam) прошел в Амстердаме в мае 1920 года. Инициатором фестиваля стал друг Малера и популяризатор его творчества дирижер Виллем Менгельберг. Так он решил отметить двадцатипятилетний юбилей в качестве музыкального руководителя Концертгебау. На фестивале прозвучали девять симфоний Малера и многие из его песенных циклов. Почетными гостями фестиваля были Альма Малер, которая жила на Музейной площади Амстердама с некой знатной дамой, и еще один любимый композитор Менгельберга Арнольд Шенберг. В своем дневнике Альма пишет: “Прибытие в Амстердам… Порт… Корабельные мачты… Такелаж…Суета… Прохладно, пасмурно… Голландия. Вечерняя Вторая Малера в непревзойденном исполнении”. Организатор фестиваля, дальний родственник дирижера доктор Рудольф Менгельберг говорил: “Это уникальный фестиваль, имеющий только одну цель. Подобно тому, как Байройт стал образцом и эталоном для всех исполнений произведений Вагнера, Амстердам должен стать духовным центром искусства Малера”.
Малер писал Менгельбергу, что нашел в Амстердаме “вторую музыкальную родину”. По приглашению дирижера Малер четыре раза руководил Концертгебау. Спустя девять лет после его смерти Амстердам “застолбил” за собой право главного города композитора. Менгельберг называл Малера “Бетховеном своего времени” и сделал все, чтобы сохранить память о нем.
Конечно, Амстердам давно занимает важное место в наследии Малера, но не только он. На протяжении десяти лет — с 1897 по 1907 год — Малер был руководителем Венской оперы, и Вена при жизни композитора была его главным городом. С 1909 по 1911 год Малер был музыкальным руководителем Нью-Йоркского филармонического оркестра, и, конечно, в эти годы Нью-Йорк играл важнейшее значение в его жизни и творчестве.
Увы, в тридцатые годы интерес к творчеству Малера падает и в Амстердаме, и в Вене, и в Нью-Йорке. На несколько десятилетий Малер выпадает из поля зрения импресарио, руководителей концертных залов и, как результат, широких кругов любителей музыки, оставаясь любимым композитором лишь для небольшой группы его поклонников. Возобновление интереса к Малеру относится к шестидесятым годам XX века, и здесь снова на музыкальной карте всплывает Нью-Йорк. Благодаря энтузиазму Леонарда Бернстайна в бытность его руководства Нью-Йоркским филармоническим в городе часто звучали симфонии Малера. Бернстайн — единственный дирижер, дважды выпустивший полные циклы симфоний Малера.
В семидесятые годы XX века случился взрыв интереса к песенному творчеству Малера. Великие исполнители Дитрих Фишер-Дискау, Элизабет Шварцкопф и Криста Людвиг стали исполнять его песенные циклы. Эстафету продолжили Вальтрауд Майер, Томас Хэмпсон, Фредерика фон Стаде, Кристиан Герхайер…
Среди центров музыки Малера стоит назвать Чикаго. Чикагский симфонический оркестр под управлением его руководителей Фрица Райнера и сэра Георга Шолти часто исполнял музыку Малера. В девяностые и нулевые произведения Малера часто исполняли в Чикаго Даниэль Баренбойм и Бернард Хайтинк.
Ну а мы возвращаемся в Амстердам. Семьдесят пять лет спустя после Первого малеровского фестиваля, в городе вновь с большой помпой прошел фестиваль музыки Малера (Mahler Festival 1995). Были исполнены практически все его крупные сочинения. Кроме оркестра Концертгебау гостями фестиваля были Венский и Берлинский филармонический оркестры. На Музейной площади построили сцену, чтобы концерты в Главном зале можно было слушать и на открытом воздухе. Прибавьте к этому выставку, посвященную Малеру, и можно будет сказать, что весь Амстердам в эти дни жил Малером. Интересно, что дирижер Яап ван Зведен, с которым ЧСО выступит в Амстердаме в 2025 году, служил тогда концертмейстером оркестра Концертгебау. Уникальный случай, когда на одном фестивале музыкант играет в оркестре, а в следующем стоит за дирижерским пультом. Яап ван Зведен говорит: “Американские горки”, которые Малер пережил в своей семейной жизни, противоречивые представления о человеческом существовании, бунтарство, страхи, тревоги… — все отражено в его музыке”.
В 2020 году — ровно сто лет после Первого фестиваля — Концертгебау готовился провести новый Малеровский фестиваль. Снова, как и в 1995 году, планировалось участие трех оркестров: Концертгебау, Венского и Берлинского филармонических. Впервые на фестиваль собирался приехать Нью-Йоркский филармонический оркестр. К несчастью, случилась пандемия коронавируса и планам организаторов не суждено было сбыться. Впрочем, фестиваль все-таки провели, но в режиме онлайн. В течение десяти дней прошли двадцать пять концертов, в том числе — в пустом зале Концертгебау. Меломаны всего мира наслаждались музыкой Малера виртуально. Результаты получились фантастическими. Количество просмотров превзошли самые смелые ожидания.
Впереди — новый фестиваль Малера, новая встреча с музыкой великого композитора.
Nota bene! Абонементы на Международный фестиваль музыки Густава Малера продаются на сайте mahlerfestival.concertgebouw.nl/en/. Там же вы узнаете подробности предстоящего фестиваля. Одиночные билеты появятся в продаже 1 июня 2024 года.