American Blues Theater представляет: “История Бадди Холли”

История о том, как начинался рок-н-ролл

Сцена из спектакля “История Бадди Холли”. Фото – Майкл Бросилоу
Сцена из спектакля “История Бадди Холли”. Фото – Майкл Бросилоу

В эти дни на сцене Американского театра блюза правит бал Его Величество Рок-н-ролл! В театре идет спектакль “История Бадди Холли” (“BUDDY — The Buddy Holly Story”) – музыкальный рассказ о короткой яркой жизни американского певца и композитора Чарльза Хардина Холли, вошедшего в историю музыки под именем Бадди Холли. Автор пьесы – Алан Дженс. Режиссер – художественный руководитель театра Bailiwick Chicago Лили-Энн Браун. Музыкальный руководитель постановки – член труппы театра Майкл Малер. В роли Бадди Холли — Закари Стивенсон.

Бадди Холли — ключевая фигура в истории раннего рок-н-ролла. О нем с уважением отзывались Боб Дилан и Брюс Спрингстин, Эрик Клэптон и Элтон Джон, под его влиянием находились Элвис Пресли, группы The Beatles и The Rolling Stones. Между тем до сих пор его фигура находится в тени его младших современников. Кто же он такой, этот Бадди?

Сцена из спектакля “История Бадди Холли”. Фото – Майкл Бросилоу
Сцена из спектакля “История Бадди Холли”. Фото – Майкл Бросилоу

Он родился 7 сентября 1936 года в маленьком городке Техаса. С детства играл на музыкальных инструментах, причем, не мог выбрать, какой ему нравится больше: фортепиано, гитара или скрипка. Первые записи сделал, когда ему было тринадцать лет. Он выступал в школе в своем городе, был на разогреве у известных исполнителей, выступавших в Техасе. В двадцать лет с ним заключила контракт компания Decca Records, а он пригласил к себе нескольких музыкантов и организовал группу The Crickets. Казалось, его ждет большое будущее, но спустя полгода, в январе 1957 года, Decca Records сообщила музыканту, что продления контракта не будет. Тогда еще студия не верила в будущее рок-н-ролла и хотела от Бадди услышать новые композиции в стиле старой доброй кантри-музыки. А Бадди играл совсем другие композиции… Вскоре музыкант подписал контракт с другой фирмой. В августе 1957 года группа The Crickets впервые отправилась в турне по Америке. Они были единственными белыми участниками гастролей. Холли успешно завоевал симпатии афроамериканской аудитории. Один из лучших эпизодов спектакля — сцена в театре “Аполло” в нью-йоркском Гарлеме. Бадди со своей группой стали первыми белыми исполнителями, выступившими там.

С 1957 по 1959 годы карьера Холли развивается стремительно. Два альбома певца “The Chirping Crickets” и “Buddy Holly” находятся на вершинах чатов в США и Великобритании, группа гастролирует по Австралии и Европе, выпускается третий (и как оказалось) последний альбом Холли “That’ll Be the Day”. Певец в расцвете славы, его ждет великое будущее. Так бы наверняка и было, если бы не трагический случай. 2 февраля 1959 года группа The Crickets играла концерт в городе Клир-Лейк (штат Айова). После концерта Холли с друзьями-музыкантами Ричи Валенсом и Бигом Боппером вылетел авиакомпанией Beechcraft Bonanza в следующий пункт назначения — город Мурхед в Миннесоте. Не долетев восьми миль, самолет разбился. Все музыканты погибли. Это случилось 3 февраля 1959 года. “День, когда умерла музыка”, — написал один американский музыкальный критик.

Сцена из спектакля “История Бадди Холли”. Фото – Майкл Бросилоу
Сцена из спектакля “История Бадди Холли”. Фото – Майкл Бросилоу

А потом началась посмертная слава Бадди Холли. В шестидесятые годы был выпущен альбом с его черновыми композициями, в родном городе музыканта открылся его музей, его именем были названы улицы, фестивали и музыкальная группа The Hollies, его имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла.

Очки, черные туфли, непременный костюм с галстуком — Бадди Холли был человек-стиль. И, конечно, подражали не только его музыке, но и его стилю. Один из тех, кто перенял сценический образ Холли, был британский музыкант Элвис Костелло: те же очки, туфли, костюм, галстук…

Спектакль “История Бадди Холли” — не биография певца. Мама, жена, друзья Бадди… – в спектакле они есть, но все показано бегло и пунктирно. Главное — музыка! В спектакле звучат знаменитые песни Бадди Холли “That’ll Be the Day”, “Blue Days”, “Black Nights”, “Modem Don Juan”, “Peggy Sue”, “Oh, Boy!” и многие другие. Именно песни Бадди становятся основой сюжета и основным содержанием спектакля. Актеры – они же музыканты — прекрасно поют и играют. Их энергия и драйв передаются зрителям. К концу представления уже весь зал готов подхватить рок-н-ролльные мелодии и танцевать вместе с солистами.

Сцена из спектакля “История Бадди Холли”. Фото – Майкл Бросилоу
Сцена из спектакля “История Бадди Холли”. Фото – Майкл Бросилоу

Этот спектакль шел в театре весной, и успех был настолько велик, что было решено продлить показ еще на три месяца.

“История Бадди Холли” – детище английского писателя и продюсера Алана Дженса. На протяжении шестнадцати лет его показывали в Лондоне, на Вест-Энде. Всего было сыграно почти шесть тысяч представлений. “Историю Бадди Холли” ставили на Бродвее, в Германии, Австралии, Новой Зеландии.

Исполнитель роли Бадди Холли актер Закари Стивенсон дебютирует в Американском театре блюза. Он родился на острове Ванкувер (Канада). В Чикаго приехал недавно, после нескольких лет работы в Канзас-Сити (Миссури). Он играл Бадди в десятках различных постановок в США и Канаде.

Американский театр блюза был основан в 1985 году. С первого года своего существования компания ставила современные и классические американские пьесы.

Сцена из спектакля “История Бадди Холли”. Фото – Майкл Бросилоу
Сцена из спектакля “История Бадди Холли”. Фото – Майкл Бросилоу

С 1998 актрисой театра является Гвендолин (Венди) Уайтсайд. С 2010 года она работает художественным руководителем. В этот год – год второго рождения театра – она начала работу с нулевым бюджетом. Спустя семь лет бюджет театра составил один миллион долларов. В качестве актрисы и режиссера Уайтсайд получила тринадцать номинаций и премий “Джефф”, в том числе – за два моноспектакля: “Grounded” и “The K of D”. При ней почти в два раза увеличился актерский состав труппы, которая сейчас составляет тридцать семь человек. Все они являются членами профсоюза работников театра (the second-oldest professional Equity Ensemble theater in Chicago).

Популярными стали ежегодная Blue Ink Playwriting Award, семинары Blueprint по созданию и постановке новых пьес, ежегодный Ripped: the Living Newspaper Festival современных одноактных пьес. С 2013 года при театре действует образовательная программа The Lincoln Project для студентов чикагских школ, в рамках которой спектакли театра посетили больше восьми с половиной тысяч школьников.

Сцена из спектакля “История Бадди Холли”. Фото – Майкл Бросилоу
Сцена из спектакля “История Бадди Холли”. Фото – Майкл Бросилоу

В активе театра – сто девяносто пять номинаций и премий “Джефф”, три номинации на Пулитцеровскую премию, две номинации и премии “Оскар”, четыре номинации и премии “Золотой глобус”, пятнадцать номинаций и премий “Эмми”, шесть Writers’ Guild Awards, тридцать пять премий и номинаций Black Theater Alliance, двадцать одна премия After Dark, тридцать две премии и номинации Broadway World Chicago, театральные премии и награды Нью-Йорка, Лос-Анджелеса, Вашингтона и Флориды. В 2016 году театр был удостоен престижной American Theatre Wing’s National Theatre Company Award.

Теперь несколько слов о новом (2018-19 годов), тридцать третьем сезоне театра. В нем – пять спектаклей:

“Flyin’s West“ по пьесе Перл Клиж в постановке Чака Смита (5 октября — 3 ноября 2018 года);
“On Clover Road“ по пьесе Стивена Дитца в постановке Халены Кейс (1 февраля — 16 марта 2019 года, премьера в Чикаго);
“The Absolute Brightness of Leonard Pelkey“ по пьесе Джеймса Лисесна в постановке Курта Джонса (29 марта — 27 апреля 2019 года, премьера в Чикаго);
“The Spitfire Grill“ — мюзикл Джеймса Валека и Фреда Элли по одноименному фильму Ли Давида Злотоффа 1996 года (10 мая – 29 июня 2019 года).
В семнадцатый раз в театре пройдет спектакль “It’s a Wonderful Life: Live in Chicago!”, созданный по одноименному фильму Франка Капра 1946 года в постановке Гвендолин Уайтсайд (16 ноября 2018 года – 5 января 2019 года).

На весну 2019 года намечен фестиваль одноактных пьес “Ripped Festival: Edition 17”. С 2009 года Американский театр блюза спродюсировал сто сорок пять подобных пьес.

В рамках программы The Lincoln Project будет поставлен спектакль “The Heavens Are Hung in Black” по пьесе Джеймса Стилла. Адаптация и постановка — Гвендолин Уайтсайд.

Концепцию нового сезона Уайтсайд комментирует так: “Бенджамин Франклин писал: “Дом — не дом, если он не содержит пищи и огня для ума и тела”. В нашем новом сезоне есть “топливо” и для ума, и для тела. Мы исследуем американскую идентичность через такое понятие, как дом. Для нас большая честь поделиться нашими открытиями со зрителями”.

Nota bene! Спектакль “История Бадди Холли” идет до 15 сентября 2018 года в помещении Stage 773 по адресу: 1225 West Belmont Avenue, Chicago, IL 60657. $29-$49. Студентам и пенсионерам – скидки. Справки и заказ билетов на этот, а также на спектакли сезона 2018-19 годов — на сайте http://americanbluestheater.com/, по телефону 773-327-5252 или в кассе театра.