7th Chicago International Puppet Theater Festival. Часть II

Все куклы в гости к нам

Сцена из спектакля “Тело”. Фото - Пабло Хассманн (Magma Studio)
Сцена из спектакля “Тело”. Фото - Пабло Хассманн (Magma Studio)

Как обычно, новый год в Чикаго начинается с кукольного театрального фестиваля. На двенадцать дней Чикаго становится кукольной столицей мира. Не станет исключением и 2025 год. С 15 по 26 января в городе пройдет Седьмой международный фестиваль кукольных театров (7th Chicago International Puppet Theater Festival) — крупнейший в Северной Америке смотр достижений кукольного искусства. Впервые на фестивале — театральные компании из Китая, Индии и Шотландии; снова на фестивале — театры из Канады, Чили, Франции, Польши, Германии, Израиля, Италии, Норвегии, Пуэрто-Рико, Южной Африки, ведущие кукольные коллективы из Чикаго и других городов США. В программе: театры марионеток в натуральный рост и театры крошечных кукол, театры кукольной пантомимы и анимации, песочных картинок и объектов, постановки с элементами драматического и кукольного театров, театры-кабаре и многие-многие другие. Всего на разных площадках Чикаго и пригородов будут сыграны более ста представлений. Перед вами — вторая часть путеводителя по фестивалю. Начнем с иностранных гостей.

23 января, 7.30 pm; 24 января, 1.00 и 7.30 pm; 25 января, 4.00 pm. Спектакль “Тело” (“Organismo”) международной компании Maraña (Чили-Германия). Мы увидим калейдоскоп трюков и приемов современного искусства: художественную инсталляцию, цирк, предметный театр, текстильное искусство, живую музыку и… много-много шерсти, причем разделение между объектом и телом становится практически неразличимым. Компания Maraña основана в 2018 году в Берлине. Известна своими иммерсивными инсталляциями из шерсти, созданными художницей из Чили, художественным руководителем компании Паулой Рикельме. Dance Center of Columbia College Chicago (1306 S Michigan Ave., Chicago, IL 60605). Подробности — на сайте maranaperformance.com.

24 января, 5.00 pm; 25-26 января, 1.00 pm. Театральная компания UnterWasser (Италия) представляет спектакль “Нерассказанное” (“Untold”).

Три прозрачных блока. Внутри — путаница нитей и три женщины. Свет горит, но на сцене темно… Так начинается этот спектакль, сделанный в жанре театра теней. Визуальный театральный язык сливается с оригинальным саундтреком, являющимся неотъемлемой частью спектакля. UnterWasser — итальянская компания, специализирующаяся на визуальном театре, сочетающем кукольные представления театра теней с оригинальным звуковым оформлением. Спектакли компании исследуют мир скрытых эмоций и невысказанных истин, приглашая зрителей в загадочный мир иллюзий и мечты. Один итальянский театральный критик сказал: “Валерия Бьянки, Аврора Буцетти и Джулия Де Канио показывают, как театр высокого уровня можно создать с помощью теней”.

Сцена из спектакля “Нерассказанное”. Фото - Елена Кастеллано
Сцена из спектакля “Нерассказанное”. Фото — Елена Кастеллано

Reva and David Logan Center for the Arts (915 E 60th St., Chicago, IL 60637). Подробности — на сайте unterwassertheatre.com/works/untold.

17 января, 7.00 pm; 18 января, 1.00 и 3.00 pm. Театральные труппы Feisty Elephant, Pam Arciero Productions и Little Shadow Productions из Коннектикута и Нью-Йорка представляют спектакль “Слоны Ааники” (“Aanika’s Elephants”). Автор сценария — Энни Эванс. Режиссер — Пэм Арсиеро. Трогательная сказка о приключениях кенийской девочки Ааники и слоненка Литл в африканской саванне создана опытными артистами кукольного театра. Эванс и ее муж Мартин Робинсон пятнадцать лет работали в команде сериала “Улица Сезам” (“Sesame Street”), а Пэм Арсиеро была главным кукловодом сериала на протяжении более чем тридцати лет. За это время она исполнила множество ролей, в том числе — любящую мусорные баки и Оскара Грауча Грундгетту. (Меня поймут те, кто знает этот сериал.) The DuSable Black History Museum and Education Center (740 E 56th St., Chicago, IL 60637). Подробности — на сайте littleshadowproductions.com/aanikas-elephants.

Сцена из спектакля “Слоны Ааники”. Фото - Зак Хаймен
Сцена из спектакля “Слоны Ааники”. Фото — Зак Хаймен

23 января, 5.00 pm; 24 января, 7.30 pm; 25 января, 1.00 и 8.00 pm. Josh Rice Projects (Нью-Йорк) представляет спектакль “Kayfabe” — абсурдистское любовное послание профессиональному рестлингу, где есть место шоу, высокому искусству и даже… Сэмюэлю Беккету. Автор и исполнитель — Джош Райс, многопрофильный театральный художник из Нью-Йорка, специализирующийся на кукольном театре и импровизации. Спектакль получил Jim Henson Foundation Production Grant (2024 год). The Chopin Theatre Mainstage (1543 W Division St., Chicago, IL 60642). Подробности — на сайте joshriceprojects.com.

Сцена из спектакля “Kayfabe”. Фото - Josh Rice Projects
Сцена из спектакля “Kayfabe”. Фото — Josh Rice Projects

23 января, 5.30 pm; 24 января, 5.30 и 8.00 pm; 25 января, 6.00 pm. Чикагская актриса кукольного театра Ванесса Вальер показывает фрагменты своего будущего спектакля “Look! Look!” Соавтор — Линдси Николь Уайтинг. Окончательную версию постановки мы, возможно, увидим на фестивале 2026 года. Fine Arts Building, Little Studio, 7th Floor (410 S Michigan Ave., Villa Park, IL 60181). Подробности — на сайте www.vanessavalliere.com.

23 января, 6.00 pm; 24 января, 6.00 pm; 25 января, 2.00 pm; 26 января, 4.00 pm. Театральная труппа All My Relations (Нью-Йорк) представляет спектакль “Skeleton Canoe” по пьесе лауреата премии “Грэмми”, писателя, актера, художника, индейца из племени оджибве Тая Дефо. Юноша по имени Нобин отправляется на обряд посвящения по воде, чтобы воссоединиться с собой и знаниями предков. По пути он находит неожиданных друзей, сражается с непогодой и даже приобретает каноэ… С творчеством Тая Дефо мы знакомы. На открытии Третьего фестиваля кукольных театров в 2019 году состоялась премьера спектакля “Аджаак на Черепашьем острове” (“Ajijaak on Turtle Island”) по пьесе Хезера Хенсона — сказки об индейцах, одинаково познавательной как для детей, так и для взрослых. В оформлении сцены использовались элементы быта индейских племен оджибве, лакоты и чероки. Одним из создателей спектакля был Тай Дефо. На фестивале 2020 года Дефо проводил мастер-класс и презентацию спектакля “Skeleton Canoe”.

Сцена из спектакля “Skeleton Canoe”. Фото - All My Relations
Сцена из спектакля “Skeleton Canoe”. Фото — All My Relations

Спектакли труппы All My Relations основаны на экологических темах и культуре коренных народов Америки. The Biograph’s Richard Christiansen Theater (2433 N Lincoln Ave., Chicago, IL 60614). Подробности — на сайте allmyrelations.earth/collective.

24 января, 5.00 и 7.00 pm; 25 января, 11.00 am и 7.00 pm; 26 января, 6.00 pm. Артисты из Нью-Йорка Джулиан Крауч и Саския Лейн представляют спектакль “Сердце птицы” (“Birdheart”). Коричневая бумага и коробка с песком превращаются в интимное шоу о трансформации, одиночестве и стремлении к полету. Спектакль открывается песенным попурри на птичью тематику в исполнении музыканта Филипа Робака. Подпевание приветствуется! Джулиан Крауч и Саския Лейн создают поэтичный, визуально минималистичный театр, исследующий человеческие эмоции. Instituto Cervantes of Chicago (31 W Ohio St., Chicago, IL 60654). Подробности — на сайте juliancrouch.com.

24 января, 7.00 pm; 25 января, 5.00 pm; 26 января, 2.00 pm. Артист кукольного театра из Техаса Энтони Майкл Стоукс показывает спектакль “Пугало” (“The Scarecrow”) — кукольную интерпретацию романа “Удивительный волшебник из страны Оз” Л.Ф.Баума. Очарованный тем, как он оказался висящим в поле, Страшила возвращается домой, по пути узнавая, кем он был, и выясняя, кем он должен быть. В путешествии к нему присоединяются новые спутники, включая вечно озорную ворону. Страшила осознает свою истинную цель и влияние, которое он может оказать на мир… Стоукс специализируется на создании сюрреалистических кукольных постановок, оживляющих фольклор и мифы американской истории. Он работает с куклами в натуральную величину. Кстати, вскоре он переезжает из Техаса в Чикаго. The DuSable Black History Museum and Education Center (740 E 56 th St., Chicago, IL 60637). Подробности — на сайте anthonymichaelstokes.com/kesstokreatures.

16 января, 7.00 pm; 17-18 января, 9.00 pm; 19 января, 3.00 pm. Чикагская театральная труппа Cabinet of Curiosity возрождает легендарный кукольный спектакль “Кабинет” (“The Cabinet”). Режиссер — Фрэнк Могери. Двадцать лет назад в Чикаго прогремел одноименный спектакль “Кабинет доктора Калигари” Redmoon Theatre, пятнадцать лет назад мы снова увидели историю убийцы и его раба-сомнамбулы Чезаре. И вот снова — отсылки к немому фильму-манифесту немецкого экспрессионизма “Кабинет доктора Калигари” Роберта Вине (1920 год) и спектаклю Redmoon Theatre, еще один абстрактный “кабинет кунсткамер”, в котором кукловоды манипулируют персонажами и объектами, как Калигари манипулировал Чезаре. The Biograph’s Začek-McVay Mainstage. Подробности — на сайте cocechicago.com.

16-26 января. Все дни фестиваля в разных районах Чикаго проходит Free Neighborhood Tour. Sandglass Theater Co. (Патни, штат Вермонт) и труппа Doppelskope (Нью-Йорк) показывают бесплатное уличное представление “Удивительная машина историй” (“The Amazing Story Machine”). В программе — разыгранные кукольными персонажами сказки “Заяц и еж”, “Гензель и Гретель” и “Отважный маленький портной”. Подробности — на сайтах sandglasstheater.org и www.doppelskope.com.

22-24 января экспериментальный арт-коллектив Poncili Creación (Пуэрто-Рико) показывает бесплатное представление “Голодный сад” (“Hungry Garden”). Руководители труппы — братья-близнецы Пабло и Эфраин Дель Йерро. Они создают сюрреалистические спектакли, используя масштабные куклы и скульптуры, изготовленные из переработанных материалов. Подробности — на сайте instagram.com/poncilicreacion. Расписание показов по районам Чикаго — на сайте chicagopuppetfest.org.

17-18, 24-25 января, 10.30 pm. “Nasty, Brutish & Short.” Как и на прошлых фестивалях, на выходных открывает свои двери популярнейшее кукольное кабаре! Артисты разных школ и направлений собираются после спектаклей, чтобы встретиться друг с другом, подурачиться и поэкспериментировать. Они исполняют скетчи, импровизируют и наслаждаются жизнью, а мы смотрим на них и радуемся вместе с ними… Организатор вечеров — Rough House Theater. Кабаре открыто в Links Hall. Подробности — на сайте roughhousetheater.com/nbs. Все вечера транслируются в прямом эфире на YouTube-канале театра www.youtube.com/@roughhouse1272/streams.

18-19, 25-26 января, 10.00 am. Volkenburg Puppetry Symposium. Cтавшие уже традиционными встречи и беседы с артистами и режиссерами о планах и направлениях развития кукольного театра. В этом году запланированы четыре панельные дискуссии: “The Puppet that Brings Us Together: Thoughts on Intercultural Puppetry Arts”, “Humans and Objects”, “Notes on Sounds and Words”, “The Image Aspect of the Puppet”. Билеты не требуются, вход свободный. Панельные дискуссии будут транслироваться на онлайн-платформе HowlRound. Подробности — на сайте chicagopuppetfest.org.

26 января, 6.00 pm. Вечеринка по случаю закрытия фестиваля (Closing Party) с участием нью-йоркской художницы Narcisisster, известной своим зрелищным, бурлескным подходом к исследованиям гендера и расовой идентичности. Организаторы обещают юмор, популярные песни, тщательно продуманные костюмы, современный танец и фирменный номер Нарциссистки — ее инструменты. Ведущая вечера — актриса Lookingglass Theatre Кейси Фостер. Наверняка вы запомнили ее по роли Танцовщицы в спектакле “Стойкий оловянный солдатик” (“The Steadfast Tin Soldier”). В сезоне 2017-18 годов мы видели ее в роли профессора Аронакса в спектакле “Двадцать тысяч лье под водой”, до этого она участвовала в гастрольном туре по США со спектаклем “Моби Дик”. Мне запомнился еще один спектакль с участием Фостер — “The Notebooks of Leonardo Da Vinci” в Goodman Theatre (сезон 2022-23 годов). Вечеринка только для взрослых. Rhapsody Theater (1328 W Morse Ave., Chicago, IL 60626). Подробности — на сайте narcissister.com.

Штаб-квартирой или центром встреч артистов, критиков и всех “сочувствующих”, как и в прошлые годы, станет The Puppet Hub (Chicago’s Fine Arts Building, 410 S. Michigan Ave, Studio 433, Chicago, IL 60605). Если окажетесь там, поднимитесь на последнем в Чикаго ручном лифте на четвертый этаж, зайдите в “The Spoke & Bird Pop-Up Cafe”, где подают кофе, чай, зимние супы и вкусную выпечку в уютной “кукольной” атмосфере, и загляните в магазин (Pop-Up Puppet Shop).

В Америке многие считают Чикаго родиной современного кукольного театра. В самом деле, до 1912 года в английском языке даже не существовало такого термина — “кукловод”. В том году в историческом Fine Arts Building на Мичиган авеню открылся Маленький театр (Little Theater of Chicago). Для спектакля “Сон в летнюю ночь” режиссер Эллен Ван Волкенбург хотела использовать кукол-марионеток. Тут-то и выяснилось, что никто из актеров не знает, что такое марионетка. Тогда кукольных артистов называли “шоуменами”, их работа была связана, в основном, с цирковыми аттракционами. Именно Ван Волкенбург впервые использовала слово “кукловод” применительно к театру кукол.

Основатель и бессменный художественный руководитель Кукольного фестиваля Блэр Томас любит кукольный театр с детства. В десять лет он создал в своем родном Джексонвилле (штат Алабама) первую кукольную труппу The Palace Puppeteers и на протяжении трех лет выступал с ней в церквах и школах. С 1989 до 1998 годы он был художественным руководителем чикагского Redmoon Theater, а в 2002 году основал собственную фирму “Blair Thomas & Co.”. Томас преподает кукольное искусство в Школе при Арт-институте Чикаго. Он участвовал в создании кукол для спектаклей Lookingglass Theatre “Mr. and Mrs. Pennyworth” и “The Steadfast Tin Soldier”, для спектакля “Волшебная флейта” в Лирик-опере Чикаго (симпатичный дракон — его рук дело).

Семь лет назад перед Первым фестивалем Блэр Томас говорил: “Мне бы хотелось видеть Чикаго в качестве лидера возрождения древнего искусства кукольного театра. Наш город хорошо известен особым интересом публики к театру. Зрители не только посещают спектакли, но и поддерживают новые формы развития театрального искусства. Надеюсь, они не останутся в стороне и от кукольных театров”.

Инаугурационный фестиваль 2015 года прошел при переполненных залах с огромным успехом. На восьмидесяти трех спектаклях, в которых участвовали более пятидесяти артистов из разных стран мира, побывали более четырнадцати тысяч зрителей. Еще больший успех сопутствовал фестивалям 2017 и 2019 годов. С 2022 года фестиваль проходит ежегодно, спектакли посещают около двадцати тысяч зрителей.

Не пропустите уникальную возможность увидеть все лучшее, что есть сегодня в кукольных театрах мира. Встретимся на фестивале, штаб-квартира которого находится в том самом Fine Arts Building на Мичиган-авеню, где больше ста лет назад началась история кукольного театра в Америке.

Nota bene! Подробная информация и билеты на спектакли Международного фестиваля театров кукол — на сайте chicagopuppetfest.org.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*