Все меньше времени остается до открытия 55-го Чикагского международного кинофестиваля. Он пройдет с 16 по 27 октября. В программе фестиваля – более ста пятидесяти фильмов из шестидесяти восьми стран мира.
В прошлом выпуске Кинообозрения я подробно рассказал о программах фестиваля. Сегодня я их покритикую. Все прошлые годы все фильмы внеконкурсной программы демонстрировались в программе “Мировое кино” (“World Cinema”). Это было логично и просто. В этом году кураторы решили раздробить фильмы на множество программ, и, честно говоря, мне не очень понятен принцип их формирования. Чем, например, программа “Глобальные потоки” (“Global Currents”) отличается от программы “Широкий взгляд” (“Expanded Visions”)?..
Второе соображение касается собственно фильмов. Все прошлые годы мы видели лучшие картины “святой троицы” Берлин-Канн-Венеция. На этот раз все не так. Где “Синонимы” (“Synonymes”) израильского режиссера Надава Лапида – лауреат “Золотого медведя” 69-го Берлинского МКФ? Где фильм “Паразиты” (“Parasite”) Пона Чжуна Хо – победитель 72-го Каннского МКФ? Где “Боль и слава” (“Pain & Glory”) Педро Альмодовара, где Антонио Бандерас, по мнению многих, сыграл свою лучшую роль? Где “Джокер” (“Joker”) Тодда Филлипса, о котором все говорили в Венеции и который получил главный приз “Золотой лев святого Марка” на 76-м МКФ? Где фильм “О бесконечности” (“About Endlessness”) самого известного современного шведского режиссера Роя Андерсона, получившего приз за режиссуру в Венеции? Где “Я обвиняю” (“An Officer and a Spy”) восьмидесятишестилетнего гения Романа Полански? Эта картина получила Гран-при и премию ФИПРЕССИ в Венеции. Торонтский МКФ режиссеру отказал – вот было бы здорово, если бы в Чикаго его приняли! Понятно, что в США он обвиняется в преступлении, но при этом могли же ему дать “Оскара” за лучшую режиссуру в 2003 году (фильм “Пианист”, “The Pianist”). С тех пор новых преступлений Полански не совершал… Список можно продолжать. К сожалению, надо признать, что в этом году мы не видим всех “сливок” мирового кино. Тем не менее, есть что посмотреть и есть о чем написать. Сегодняшний выпуск Кинообозрения я посвящаю фильмам постсоветского пространства. Их немного, но они есть.
Единственный российский участник фестиваля – картина “Sheena667” (Россия, 2019, 97 мин., на русском языке с английскими субтитрами). Режиссер – Григорий Добрыгин. В ролях: Юлия Пересильд. Владимир Свирский, Джордан Роуз Фрай.
Из аннотации к фильму: “Город Вышний Волочек: “разбитые дороги, снега и туманы. Автосервис на окраине города, где живут, работают и любят друг друга Оля и Вадим. Обоим немного за тридцать, они люди простые и серьезные, делят радости и горести поровну, пока в их жизнь не вторгается третий лишний – Интернет”.
Мы знаем Григория Добрыгина как прекрасного актера. За роль в фильме Алексея Попогребского “Как я провел этим летом” (“How I Ended This Summer”, 2010) Добрыгин получил приз “Серебряный медведь” на 60-м Берлинском МКФ. Из международных проектов актера отмечу картины “Самый опасный человек” Антона Корбайна (“A Most Wanted Man”, 2014, США-Великобритания-Германия), где он играл с Филипом Сеймуром Хоффманом, и “Зерно” турецкого режиссера Семиха Капланоглу (“Grain”, 2017, Турция-Германия-Франция-Швеция-Катар, Гран-при 30-го МКФ в Токио). Драма из провинциальной жизни “с участием интернета” – полнометражный режиссерский дебют Добрыгина. В главных ролях заняты звезда российского театра и кино Юлия Пересильд, актер театра “Мастерская Петра Фоменко” Владимир Свирский и американская актриса Джордан Роуз Фрай. Она училась в России, сейчас живет в Нью-Йорке.
В Чикаго состоится североамериканская премьера картины. Она участвует в конкурсе дебютов. 21 октября, 6.00 pm; 23 октября, 7.30 pm; 25 октября, 12.00 pm.
“Олег” (“Oleg”, Латвия-Бельгия-Литва-Франция, 2019, 108 мин., на английском, фламандском, французском, латышском, польском, русском языках с английскими субтитрами). Режиссер – Юрис Курсиетис. В ролях: Валентин Новопольский, Давид Огородник, Анна Прухняк, Гуна Зариня.
История Олега (Валентин Новопольский) – русского парня, отправившегося из Латвии, где он живет, на заработки в Бельгию. Олег – мясник, и в Бельгии вместе с другими гастарбайтерами устраивается на мясокомбинат. Очень скоро выясняется, что работа оказывается не такой, о которой думал Олег. Не то что заработать – остаться бы в живых… Роль Олега исполнил актер Русского драматического театра Литвы Валентин Новопольский. Международная премьера фильма состоялась в мае на 72-м Каннском МКФ. Фильм участвует в конкурсе дебютов. 21 октября, 8.15 pm; 22 октября, 6.00 pm.
“А потом мы танцевали” (“And Then We Danced”, Грузия-Швеция-Франция, 2019, 106 мин., на грузинском языке с английскими субтитрами). Режиссер – Леван Акин. В ролях: Леван Гелбахиани, Бачи Валишвили, Ана Явакишвили.
Пронзительная история любви двух танцоров в Национальном ансамбле танца Грузии. Фильм снял шведский режиссер грузинского происхождения Леван Акин. В интервью радиостанции Свобода он сказал, что идея создания фильма пришла к нему после событий 17 мая 2013 года, когда православные активисты во главе с десятком священников разогнали акцию против гомофобии в центре Тбилиси: “Когда я увидел эти кадры в новостях, это на меня сильно подействовало. Я всегда считал Грузию очень толерантной и открытой страной. Это заставило меня подумать о том, что необходимо сделать что-то на эту тему в Грузии. В принципе, я всегда хотел сделать что-то в Грузии, я очень люблю грузинское кино. Но эта тема сама по себе была важна”. Премьера картины состоялась в секции “Двухнедельник режиссеров” на 72-м Каннском МКФ. Лента выставлена от Швеции на премию “Оскар”-2020 в номинации “Лучший неанглоязычный фильм”. Фильм участвует в программах “Глобальные потоки”, “В фокусе – танец” и “Точка зрения”. 24 октября, 7.45 pm; 25 октября, 5.30 pm.
Присутствие Украины – в двух совместных международных проектах: драме Агнешки Холланд о трагедии Голодомора “Мистер Джонс” (“Mr. Jones”, Польша-Великобритания-Украина, программы “Мастера” и “Женщины в кино”, 19 октября, 12.30 pm; 27 октября, 12.00 pm) и истории еврейского мальчика в Восточной Европе во время Второй мировой войны “Раскрашенная птица” (“The Painted Bird”, Чехия-Украина-Словакия, главная конкурсная программа, 23 октября, 8.30 pm; 24 октября, 5.15 pm, на обоих сеансах фильм представит режиссер Вацлав Маргул).
Компании из Эстонии и Латвии принимали участие в создании “коктейля” из триллера и научной фантастики – картины “Иисус показывает вам выход на дорогу” (“Jesus Shows You the Way to the Highway”, Испания-Эстония-Эфиопия-Латвия-Румыния, 2019, 83 мин.). Режиссер – Мигуэль Ллансо. В ролях: Даниэль Тадессе Гагано, Агустин Матео, Гильермо Ллансо, Герда-Анетт Алликас, Лори Лагле. Фильм участвует в программе “Поздно вечером”. 19 октября, 10.30 pm; 20 октября, 12.45 pm.
Это не все фильмы, а лишь те, о которых хватило места рассказать. Продолжим в следующий раз. В программе фестиваля еще много любопытного. Полным ходом идет продажа абонементов и одиночных билетов. Все фильмы фестиваля пройдут в помещении кинотеатра AMC River East 21 Theater по адресу: 322 East Illinois Street, Chicago, IL 60610. Справки по телефону 312-683-0121. Все новости о фестивале – в следующих выпусках Кинообозрения и на сайте www.chicagofilmfestival.com/.