За первые двенадцать дней 2026 года три клуба, занимавшие первое, четвёртое и десятое места в мире по доходам, уволили своих тренеров, каждый из которых руководил командой не более 18 месяцев и каждый из которых на момент назначения считался многообещающим специалистом.
Первым пострадал Энцо Марески в «Челси». Прошло несколько дней и был уволен Рубен Аморим из «Манчестер Юнайтед», и после поражения в Суперкубке Испании – Хаби Алонсо из мадридского «Реала».
Истории Энцо Марески в «Челси»и Рубена Аморима в «Манчестер Юнайтед» немного отличаются, но есть и общие черты. На мой взгляд, серия последних результатов вообще никак не влияла на судьбу тренеров «Челси» и «МЮ». Больше повлияли вынос конфликтов в публичную плоскость. Недели за две до увольнения на пресс-конференции Марески заявил про «худшие 48 часов в клубе». С тех пор Энцо еще несколько раз посылал сигналы репортерам, а на финальную пресс-конференцию после «Борнмута» вообще не пришел из-за мнимой болезни.
Уходу Аморима тоже предшествовали яркие беседы с журналистами, на которых португальский тренер назвал себя «менеджером» и несколько раз в сослагательном наклонении проговорил сценарии ухода из клуба. Вопрос полномочий сыграл существенную роль в развитии конфликта. Мареска требовал пересмотра своей роли в трансферной работе на фоне успешного первого сезона. Рубен Аморим тоже хотел больше влиять на работу клуба на рынке, был недоволен планами на январское окно и отдельно подчеркивал, что считает себя менеджером, а не просто главным тренером.
Со стороны руководства клубов, в свою очередь, был весьма четкий заход на тренерскую территорию. Мареске диктовали, сколько минут должны играть футболисты, которые возвращаются после травм или имеют проблемы со здоровьем. Такой подход прямо ограничивал его в принятии решений. Боссы «МЮ»давили на Аморима в ином ключе: навязывали смену схемы. The Telegraph сообщал, что решение об увольнении было принято после жаркой встречи со спортивным директором Джейсоном Уилкоксом накануне матча с «Лидсом». Когда начались посягательства на 3-4-3, Аморим «вскипел».
Мареска пришел в «Челси» летом 2024-го после победы в Чемпионшипе с «Лестером». Еще он имел опыт работы с Гвардиолой и впечатляющие результаты в молодежном футболе. Важным условием при назначении Марески на всех этапах была готовность работать в заданных рамках – самый явный среди топ-клубов вектор на молодых, четкий стиль с прессингом и структурным владением. Мареска в свой первый сезон поднял «Челси» с шестого на четвёртое место, выиграл Лигу конференций и клубный чемпионат мира, а к моменту ухода лондонцы занимали пятое место в Премьер-лиге. Я считаю, что он неплохо поработал.
Мареска говорил о том, что в «Челси» его не поддерживают, и после его ухода появились сообщения о том, что отношения с владельцами, спортивными директорами клуба и медицинским отделом ухудшились. Модель «Челси» заключается в приобретении молодых талантов, их развитии и, где это уместно, монетизации путём продажи за большие деньги, при этом добиваясь результатов. Мареска поначалу принял это, но ему было трудно совмещать и то, и другое. К тому же, Мареска вооружился поддержкой Жорже Мендеша и вел закулисные игры. Как минимум, дважды он контактировал с другими клубами («Манчестер Сити» и «Ювентус»). О контактах, как и положено по контракту, он уведомлял «Челси».
Аморим пришел в «МЮ» в ноябре 2024-го – в разгар сильнейшего сезона «Спортинга». У португальца был потенциал возглавить практически любой топ-клуб летом 2025года. Его всерьез рассматривал «Ливерпуль». «Юнайтед» соблазнил статусом великого клуба и запуском нового амбициозного проекта. Рубен приходил в качестве первого тренера, которого назначает Джим Рэтклифф. Именно главного тренера, а не менеджера – даже изначально его анонсировали так. В то же время Аморим – успешный молодой тренер, четко привязанный к схеме с тройкой защитников. Он приходит в клуб, у которого нет четкой модели развития и уже больше десяти лет нет тренерской преемственности. Каждое новое назначение – большая революция под популистские лозунги. Состав надо сильно перестраивать. У Аморима очень конкретные требования к каждой роли и глубокое понимание качеств, которые необходимы. Он неизбежно становится центральной фигурой проекта, иначе проект теряет смысл. Но проблема заключается в том, что руководство «Манчестер Юнайтед» плохо понимает, куда движется, сильно подвержено колебаниям общественного мнения и тем самым мешает тренеру. Аморим был недоволен положением, но готов был продолжать работу, о чем прямо сказал журналистам после матча с «Лидсом».
Аморим возглавил «Манчестер Юнайтед», который в ноябре 2024 года занимал 13-е место, к концу сезона опустился на 15-е (но по пути дошёл до финала Лиги Европы) и на момент ухода тренера был шестым. Когда Аморим был назначен главным тренером «Манчестер Юнайтед», его тактика (3-4-2-1) стала огромным шагом вперёд для клуба. Но давление, связанное с этой работой, сказалось на нём. Он также был недоволен тем, что его не поддерживали, и постоянно критиковал руководство.
Что касается Хаби Алонсо, то главной ошибкой было то, что «Реал» назначил тренера, придерживающегося системного подхода, тогда как за последние 15 лет команда добилась успеха только с тренерами, умеющими работать с людьми, такими как Зинедин Зидан, Карло Анчелотти или Жозе Моуринью. Они понимали, что в клубе, переполненном суперзвёздами, нужен другой подход, некая «магическая» атмосфера. Алонсо понимал это, но в то же время он знал, что получил эту работу благодаря системе, которую успешно внедрил в «Байере». Он не давал игрокам большой свободы действий. Хотел изменить различные аспекты распорядка дня и привычек игроков. Также хотел добиться повышения пунктуальности. Тренер хотел, чтобы на тренировочной базе было меньше посторонних лиц — людей, близких к игрокам, но не входящих в состав команды и тренерский штаб. Эти изменения были восприняты в раздевалке негативно. Звёзды создали токсичную атмосферу, что приводило к конфликтам с Алонсо. К тому же, приход Алонсо на пост тренера изначально не был инициирован Пересом. Вместо этого, главным сторонником Алонсо стал генеральный директор клуба Хосе Анхель Санчес. У Алонсо не было таких же тёплых отношений с Пересом, как у Анчелотти или Зидана. В итоге, в клубе пришли к выводу, что с этим тренером у них ничего не получится. Поражение в финале Суперкубка от «Барселоны» окончательно добило Хаби. Он потерял контроль в раздевалке, на поле, контакт с руководством, и его увольнение, рано или поздно, должно было случиться. И что больше всего удивляет и поражает, так это отсутствие доверия к тренеру. Небольшой спад сподвиг руководство на такое отчаянное решение. Таким тренерам, как Алонсо, нужно время. Кто знает, может быть Хаби перенастроил бы команду, решил все проблемы и хоть как-то помог ей морально.

Оставьте первый комментарий