Как всегда летом я рассказываю о музыкальных фестивалях. Первый из них — Четырнадцатый фестиваль камерной музыки (North Shore Chamber Music Festival) в Норсбруке (пригород Чикаго). На фестивале, как обычно, пройдут три концерта, ни один из которых пропустить невозможно. Художественный руководитель фестиваля, скрипач-виртуоз Вадим Глузман и его жена, исполнительный директор, пианистка Анжела Иоффе подготовили для нас очень интересную программу, особенностью которой в этом году являются произведения редко исполняемых композиторов конца XVIII — начала XIX веков. Обо всем по порядку.
5 июня, 7.30 pm. Фестиваль сохраняет свои традиции. Одна из них — все концерты имеют названия. Концерт открытия называется “Крейцерова соната” (“Kreutzer”). В программе: Соната для двух скрипок до мажор С.Прокофьева (исполнители — Пол Хуанг, скрипка; Данби Ум, скрипка), Девятая (“Крейцерова”) соната для скрипки и фортепиано ля мажор Л.ван Бетховена (Вадим Глузман, скрипка; Алессио Бакс, фортепиано), Фортепианный квинтет ре минор И.Н.Гуммеля (Алессио Бакс, фортепиано; Пол Хуанг, скрипка; Джан Грюнинг, альт; Ани Азнавурян, виолончель; Курт Муроки, контрабас).
Из трех композиторов вечера редко исполняем один — Иоганн Непомук Гуммель (1778-1837). Австрийский композитор и пианист, ученик Гайдна, Сальери и Моцарта, друг Бетховена и Шуберта, он всегда оставался в тени вышеперечисленных гениев. Он автор девяти опер, пяти балетов, семи концертов для фортепиано и множества камерных произведений. Одно из них мы услышим на фестивале.
7 июня, 6.00 pm. “Новое поколение” (The New Generation). Ставший уже традиционным концерт перед концертом молодых талантливых музыкантов из Betty Haag Academy of Music (Чикаго).
7 июня, 7.30 pm. Концерт “Американец — посвящение Бенни Гудману” (The American — tribute to Benny Goodman). В программе: Три прелюдии Дж.Гершвина (аранжировка С.Кеннеди, Илья Штеренберг, кларнет; Данби Ум, скрипка; Джан Грюнинг, альт; Ани Азнавурян, виолончель; Курт Муроки, контрабас), Третий (“Американский”) струнный квинтет А.Дворжака (Вадим Глузман, скрипка; Данби Ум, скрипка; Джен Грюнинг, альт; Кэти Лю, альт; Ани Азнавурян, виолончель), “Контрасты” Б.Бартока (Илья Штеренберг, кларнет; Пол Хуанг, скрипка; Алессио Бакс, фортепиано), произведения Б.Гудмана (аранжировка Льва Журбина, Илья Штеренберг, кларнет и ансамбль).
8 июня, 7.30 pm. Концерт закрытия фестиваля — “Gala Finale”. В программе: Размышление П.Чайковского (Алессио Бакс, фортепиано; Вадим Глузман, скрипка), Мелодия и Скерцо П.Чайковского (Нийома Гревиос, скрипка: Алессио Бакс, фортепиано), Меланхолическая серенада П.Чайковского (Данби Ум, скрипка; Алессио Бакс, фортепиано), Вальс-скерцо П.Чайковского (Пол Хуанг, скрипка; Алессио Бакс, фортепиано), Концертная симфония Л.В.Маурера (Пол Хуанг, скрипка; Данби Ум, скрипка; Нийома Гревиос, скрипка; Вадим Глузман, скрипка; Анжела Иоффе, фортепиано), Струнный октет си-бемоль мажор Макса Бруха (Вадим Глузман, скрипка; Пол Хуанг, скрипка; Данби Ум, скрипка; Нийома Гревиос, скрипка; Джан Грюнинг, альт; Кэти Лю, альт; Ани Азнавурян, виолончель; Курт Муроки, контрабас).
Заключительный концерт фестиваля открывает нам имя еще одного редко исполняемого композитора — Людвига Вильгельма Маурера (1789-1878). Он родился в Потсдаме, большую часть жизни прожил в России. Служил дирижером, концертмейстером оркестра, скрипачом-солистом, инспектором Императорских театров в Санкт-Петербурге. В 1834 году впервые в России исполнил Скрипичный концерт Бетховена и дирижировал его Пятой симфонией. Наиболее известен балет Маурера “Тень” и его камерные произведения. Премьера Концертной симфонии состоялась в 1838 году в Париже. Одним из четырех скрипачей был композитор.
Финальным аккордом фестиваля станет величественный Струнный октет си-бемоль мажор Макса Бруха — последнее произведение немецкого композитора, посвященное скрипачу Вилли Хессу. Премьера октета состоялась 16 июля 1937 года на радиостанции Би-Би-Си. В нацистской Германии Брух был запрещен из-за якобы еврейского происхождения, хотя он был лютеранином. Перед исполнением Вадимом Глузманом Первого скрипичного концерта Бруха несколько лет назад мы говорили на эту тему, и Глузман сказал: “Вопрос о существующем или несуществующем еврействе Бруха открыт. Есть аргументы, что он был лютеранин. У меня только один вопрос: почему лютеранин написал “Коль нидрей” — пьесу для виолончели с оркестром на темы еврейских литургических мелодий? Кроме того, у меня еще есть один, совсем не научный аргумент: он очень похож на моего деда. Одно лицо. Я уже не говорю о том, что его фамилия имеет еврейские корни…”.
В концерте участвует новый лауреат Фонда Фомина, выпускница Джульярдской школы, скрипачка Нийома Гревиос. Я не раз уже писал об этом Фонде, задачей которого является поддержка молодых музыкальных дарований. Фонд был основан в 2015 году в память о замечательном музыканте, педагоге Вадима Глузмана. За прошедшие девять лет стипендиатами Фонда становились скрипачи Маша Лакисова, Джулиан Ри, Джошуа Браун, Жаклин Ода, фаготистка Марлин Нгалиссами, виолончелистка Кэтрин Ода, пианистка Дженис Карисса. В 2022 году в списке лауреатов появилось имя молодого украинского кларнетиста и композитора Дмитро Кирилова, в 2023 году — скрипачки Хина Хуонг Ху.
Nota bene! Концерты Четырнадцатого фестиваля камерной музыки пройдут в помещении Village Presbyterian Church по адресу: 1300 Shermer Road, Northbrook, IL 60062. Билеты — по телефону 847-370-3984 и на сайте nscmf.org. Встретимся на фестивале!