Хорошо ощутимо присутствие Г.Верховского в культурной жизни Русского Чикаго. А за плечами юбиляра – большой и интересный творческий путь. 30 лет своей жизни Григорий посвятил кино. Начинал ассистентом оператора, затем в качестве оператора участвовал в съемках фильмов самых известных режиссеров. Его имя можно увидеть в титрах 35 фильмов, название которых известно всем выходцам из СССР и России: “Служебный роман”, “Блуждающие звезды” и многих других. Особое место в его работе занимает тема Холокоста. Верховский снял 30 видео-интервью с бывшими узниками гетто: эти материалы были использованы в документальном фильме Стивена Спилберга “Последние дни” и хранятся сейчас в фондe “SHOA”. Во время съемок Г. Верховскому довелось работать не только со звездами русского кино и театра – Иннокентием Смоктуновским, Алисой Фрейндлих, Евгением Леоновым, Олегом Меньшиковым (всех не перечислишь) – ему удалось застать и увидеть в работе таких мега-звезд балета, как Галина Уланова и Майя Плисецкая, выдающихся танцоров Большого театра следующего поколения (снимался телевизионный фильм “Большой балет”). Г. Верховский работал рядом с известнейшими актерами зарубежного экрана – американским актером Джоном Войтом, одной из немногих интеллектуальных актрис французского театра и кино Анни Жирардо. Так появились фотопортреты Г. Верховского этих актеров. Копию своего портрета Жирардо подписала: “Григорию с уважением и любовью”. В домашнем архиве Верховского хранится еще один автограф, стихотворный: он сделан на фотографии Андрея Тарковского его отцом – выдающимся поэтом Арсением Тарковским в знак признательности за подаренный ему фотопортрет сына.
Эти и многие другие фотоработы Г. Верховского были представлены на его юбилейной фотовыставке, которая прошла в октябре в центре русской общины “Круг”. Здесь был также показан новый видео-фильм Г. Верховского о только что открывшейся в Русском музее С.-Петербурга юбилейной выставке (к 85-летию режиссера) “Андрей Тарковский – художник пространства”. Г. Верховский, работавший с Андреем Тарковским на съемках фильма “Сталкер”, поделился воспоминаниями. Состоялась также презентация художественного каталога выставки, в котором – 19 фотографий Г. Верховского.
На юбилейный вечер Верховского в “Круг” пришли люди, любящие кино и фотографию, ценящие творческое начало во всех его проявлениях. Вот отзыв о вечере театрального режиссера Люды Лопатиной-Соломон, художественного руководителя театра “Синяя птица”: «В воскресенье закончила репетицию пораньше, боялась опоздать на творческий вечер Григория Верховского. И вот я в «Круге», точнее в кругу людей, которые пришли туда из большого интереса к жизни и творчеству двух удивительных Художников – Андрея Тарковского и Григория Верховского.
Григорий – человек неординарный, глубокий, талантливый, но при этом ужасно скромный. За все время вечера он ни разу не вышел на сцену и, если бы ни его жена и подруга Нонна, мы не узнали бы много интереснейших историй из жизни Григория и русского кинематографа.
На меня произвела большое впечатление галерея фотографий Андрея Тарковского. Как точно Григорий передал атмосферу, которая присутствовала на съемках «Сталкера». Прекрасны портреты Андрея. Его нервные, ломкие выразительные руки.
Спасибо за возможность прикоснуться к настоящему. По дороге домой в голове пролистывала увиденное. Думала о России. Не той России, из которой уехала, а той, по которой я скучаю. Захотелось пересмотреть все фильмы Тарковского и еще заглянуть в закрома фотографа-Художника Верховского. Там наверняка есть еще много интересного”.
Трудно перечислить в юбилейной заметке все, что было сделано Г. Верховским за десятилетия творческой деятельности. Его работы представлены в уникальной Антологии русской фотографии «Фотоэстафета от Родченко до наших дней» (это самое полное на сегодняшний день издание истории отечественной фотографии по периодам с 1905 по 2011г. Работы Верховского присутствуют в Антологии в двух разделах: фотография 1970-х и 1980-х гг в жанре “городской пейзаж и портрет”). Конечно, событием в жизни фотомастера стали 4 авторских альбома по искусству и архитектуре Средней Азии. Первый из них издан в 1981 г. к 1000-летию Авиценны. Многочисленные книги, вышедшие в России, Англии, Америке, Испании, Китае и посвященные творчеству Тарковского, иллюстрированы фотографиями Г. Верховского. Его фотоработы находятся в собраниях крупнейших музеев Москвы – Музее фотографических коллекций и фонде “Музея кино”.
И еще штрих к портрету юбиляра: Григорий – большой знаток всемирной литературы и философии. Книголюб, собравший большую библиотеку, в которой немало прижизненных изданий литераторов 19-го – начала 20 века. Увидев его библиотеку, поэт и известный московский издатель Евгений Степанов сказал: “Если бы я попросил политическое убежище в Америке, я бы хотел поселиться в домашней библиотеке Григория, чтобы иметь возможность быть рядом с такими раритетами».
Редакция “Рекламы” сердечно поздравляет своего большого друга со славным юбилеем. От души желаем ему крепкого здоровья на долгие годы, добра, многих творческих радостей!