Хотя он пришел на нашу встречу без гитары, но мне все время казалось, что где-то совсем рядом фоном звучит музыка. Его музыка. Дмитрию сейчас 39, он успешный системный администратор в американской компании. Однако весь наш разговор был посвящен именно музыке.
Дмитрий, как у Вас родилась идея создать в Чикаго свою музыкальную группу?
Дело в том, что у меня накопилось большое количество музыкального материала, который я создавал на протяжении многих лет. У меня был наработан определенный концертный и композиторский опыт. Однако у этого материала была очень специфическая стилистика конца 60-х – начала 70-х годов прошлого века. Речь не о ностальгии по тому времени, а скорее о фантазии на тему, какую бы музыку я писал, если бы жил тогда – зная всю специфику и особенности тех лет. Ну а дальше надо было найти в Америке людей, музыкантов, которые бы смогли и захотели работать в таком музыкальном формате.
Вы сказали о накопленном музыкальном материале. Он был записан нотами?
В том-то и дело, что нет. Хотя у меня есть музыкальное образование, но музыка была собрана в виде аудио-записей – напетых музыкальных «болванок». Так что надо было найти музыкантов, воспринимающих именно такие музыкальные заготовки в качестве исходного материала для дальнейшей импровизации. Кроме того, часть композиций вообще была у меня только в голове или в виде стихов, еще не нашедших свою мелодию. Процесс создания такой музыки подразумевает наличие определенного, как ни парадоксально это звучит, дилетанства. Это тоже своеобразная форма искусства. Настоящий рок-н-ролл, блюзовая, фолковая музыка отличаются от классического бродвейского рок-н-роллла, который играют по нотам. В нашем случае музыка, скорее, близка к джазовому исполнению, которое априори подразумевает определенную неточность в исполнении начального материала. Дух нашей стилистики как раз и заключается в том, что музыканты играют «на слух». Возникает некая погрешность – но не с точки зрения профессиоанализма, а в плане понимания материала. И в этом вся прелесть. Это можно сравнить с тем, талантливый переводчик переводит с другого языка не слово в слово, а находит свою интерпретацию, добавляет свои оттенки понимания, обогащая ими сказанное изначально.
Таким образом, мне нужно было найти музыкантов, которые бы понимали мои музыкальные идеи, но при этом привнесли в музыку свои погрешности, свои интерпретации – соблюдая, однако, дух того времени.
А где Вы получили музыкальное образование?
Классическое музыкальное образование было в Украине – по классу флейты. Это происходило в советской музыкальной школе, с 8-ми до 13-ти лет. Там я играл на разных классических концертах, маршировал с оркестром на демонстрациях… Правда, затем я легко перешел от этого базового классического образования к нетрадиционному и «самообучился» игре сначала на акустической гитаре, а позже на бас-гитаре. Примерно в это время – в последних классах школы – я и перешел от игры по нотам к исполнению по слуху. Тогда же специально для выпускного вечера я организовал группу, которая, опять-таки на слух, исполняла западные песни 50-х – 60-х годов.
Расскажите чуть более подробно о Вашей истории в Америке – когда и откуда приехали, как складывалась жизнь…
Приехал с родителями в 1995-м году из Днепропетровска. Первые пять лет жизни в Америки было не до музыки – пришлось учиться «строительству капитализма», языку и многому другому. А потом я приобрел здесь свою первую гитару. Чуть позже – когда выяснилось, что в конце года, оказывается, возвращают часть налогов – купил и вторую. Тогда же я начал писать песни на английском языке. Те, что были раньше написаны на русском, я решил не переводить, хотя многие музыкальные идеи оставил.
Ну а дальше начался поиск участников будущей группы?
Да. Тогда только начинал набирать обороты Интернет, так что поиск происходил через объявления на первых Интернет-форумах. Именно там имелась возможность отыскать настоящих соратников по музыкальному духу, тем более, что речь шла, конечно же, о бесплатном сотрудничестве – платить «коллегам» мне было нечем. Так я нашел двух молодых братьев-музыкантов – Нейта и Джона, с которыми мы и создали нашу группу из трех человек. У них интересная история. Они воспитывались и учились в домашней среде. Родители решили заменить их школьное образование частными уроками, так что Нейт и Джон избежали социальных стереотипов. В отличие от большинства сверстников, им нравилась, как раз, музыка 60-х – 70-х годов, потому что именно она всегда звучала в доме. Таким образом, несмотря на то, что мы из разных стран и культур, наши музыкальные вкусы практически совпали. И дело здесь в том, что ни они, ни я – хотя и по разным причинам – не выросли в этом обществе.
На каких инструментах вы играете в группе?
Можно сказать, что все мы мульти-инструменталисты. Мы используем мандалину, банджо, всевозможные гитары, барабаны, фортепиано, клавиши, духовые… Это, конечно, не значит, что все названные инструменты используются одновременно. Во время исполнения мы можем свободно обмениваться инструментами, скажем, я могу поменять бас-гитару на флейту и так далее. Сами композиции пишу я, включая стихи на английском и музыку, а оранжировки у нас общие. Но я считаю всю нашу музыку общей, недаром мы вместе уже 14 лет. Кроме того, мы все поем, хотя раньше вокал был только моим.
Какой смысл вложен в название группы «The Dirty Blue»?
В названии, которое можно дословно перевести на русский, как грязно-голубой, отражено время, о котором я все время говорю. Это игра слов. «Blue» — с одной стороны голубой, а с другой – это ассоциация с блюзом. «Dirty» нашем контексте означает не грязный, а скорее «не совсем цензурный» – то есть, выходящий за рамки традиционного, то, с чем не все согласны. Еще точнее – все, что находится за рамками main stream. Ну а «The» — в самой большей степени отражает дух старого времени. С этого слова тогда начинались названия многих групп, так что этим мы подчеркиваем принадлежность нашего творчества временам «The Beatles».
Вы самостоятельная группа?
Да и в этом одна из наших главных особенностей. Мы существуем независимо ни от кого. В процессе работы я, например, наработал опыт администратора, который может вести переговоры, организовывать концерты в самых разных местах. Мы официально зарегистрировали свое название, Торговую Марку. Выступаем, в основном, на разных фестивалях, на площадках популярных баров. Мы сами отстроили себе музыкальную студию, где записываем свои песни и музыку других групп. Сами освоили работу звукорежиссера. Пока у нас один альбом, сейчас работаем над вторым. Наша группа сейчас стала частью нашей собственной звукозаписывающей независимой компании «Insignificant Records» (insignificantrecords.com), которая занимается продюсерской деятельностью других групп с 2008 года. У нас есть контракты с I-Tunes, Amazon, Google Play, через которые мы распространяем нашу музыку. Можно образно сказать, что мы играем не только музыку «по слуху», но и бизнес «по слуху» — нам не нужны никакие «ноты», мы сами во всем разберемся и «сыграем» так, как захотим. Мы не читаем «пособия по жизни в мире», мы «живем этот мир» своими ушами и глазами! Больше о нас можно узнать на нашем сайте www.thedirtyblue.com.