Court Theatre представляет: ”Все мои сыновья”

Джон Джадд (Джо Келлер) и Кейт Коллинс (Кэт Келлер) в спектакле “Все мои сыновья”. Фото – Джо Мацца
Джон Джадд (Джо Келлер) и Кейт Коллинс (Кэт Келлер) в спектакле “Все мои сыновья”. Фото – Джо Мацца

Шестьдесят третий сезон Court Theatre продолжается спектаклем “Все мои сыновья“ (“All My Sons“) по пьесе американского классика Артура Миллера.

Режиссер спектакля — художественный руководитель театра Чарльз Ньюэлл. В главных ролях: Джон Джадд (Джо Келлер), Кейт Коллинс (Кэт Келлер), Тимоти Эдвард Кейн (Крис Келлер), Хайди Кеттенринг (Энн Дивер), Дэн Уоллер (Джордж Дивер).

Отец семейства, преуспевающий бизнесмен Джо Келлер сделал свое состояние во время войны. Правда, вспоминать об этом ему страшно, он всеми силами пытается забыть прошлое. С женой Кэт они ждут пропавшего на войне младшего сына, летчика Ларри. Что случится с ним, мы узнаем потом — пока все делают вид, что ничего не случилось. Игра в благополучную семью заканчивается, когда старший сын Крис приглашает в гости невесту пропавшего брата. Он готовится сделать ей предложение, а значит, семья знает, что Ларри не вернется никогда…

Режиссер спектакля Чарльз Ньюэлл. Фото – Court Theatre
Режиссер спектакля Чарльз Ньюэлл. Фото – Court Theatre

Сюжет пьесы основан на реальных событиях, случившихся во время Второй мировой войны. “Все мои сыновья“ — трагическая история распада семьи и — шире — убийственный диагноз американскому обществу, в котором нарушены родственные связи, а лицемерие пронизывает взаимоотношения даже самых близких людей. “Прогнило что-то в датском королевстве…“ Напряжение в пьесе растет от сцены к сцене, достигая к финалу катарсиса. И здесь уже игры заканчиваются. Здесь ставки по высшему разряду. Ответ нового поколения один — отказ. Пусть даже ценой жизни, но — отказ. Прямо по Цветаевой: “Отказываюсь — быть. В Бедламе нелюдей… На твой безумный мир Ответ один — отказ“.

Пьеса “Все мои сыновья“ написана Артуром Миллером в 1947 году, но и сегодня, спустя семьдесят лет после премьеры, вопросы, поднятые в ней, продолжают быть актуальными. Пьеса принесла драматургу международное признание и поставила его имя в ряд с лучшими представителями американской литературы. Пьеса была удостоена Drama Critics’ Award за лучшее новое произведение года, приза Объединения нью-йоркских театральных критиков и премии Дональдсона.

Артур Миллер
Артур Миллер

Артур Миллер — ключевая фигура в американской литературе XX века. Он родился 17 октября 1915 года в Нью-Йорке в еврейской семье эмигрантов из Австрии: владельца фабрики по производству женской одежды Исидора и учительницы Августы. Во время экономического кризиса семья разорилась, и Артур разносил по утрам хлеб, чтобы помочь родителям. Он научился экономить каждую копейку. Через некоторое время, работая на стройке, он откладывал $13 из $15 на учебу… Евреем Миллер себя не считал, был сторонником ассимиляции и говорил больше о правах человека вообще, чем о национальных проблемах. В 2004 году, за год до смерти, принимая из рук президента Израиля Иерусалимскую премию, Миллер поднял вопрос о нарушениях Израилем прав человека. Многим тогда это не понравилось. Миллер вообще был человеком неудобным для многих. Он жил настоящей Жизнью и больше всего уважал и защищал Свободу. В 1965 году был одним из основателей и первым президентом Пен-клуба — писательской организации, призванной помогать угнетенным и репрессированным коллегам. Многие годы выступал в защиту диссидентов в бывшем СССР. Приветствовал перестройку. В 1985 году он прилетел в Турцию, где его чествовали в американском посольстве, но досрочно покинул страну в знак протеста против высылки его собрата по перу Гарольда Пинтера. 11 сентября 2001 года — в момент крупнейшего в истории теракта в Нью-Йорке — Миллер летел в Париж. На следующий день ему вручали премию Japan Art Assosiation. Спустя некоторое время Миллер выступил против тогдашнего президента Буша-младшего, сказав, что президент использует трагедию для ограничения гражданских прав.

10 января 1949 года на Бродвее состоялась премьера, как говорят многие, лучшей пьесы Миллера “Смерть коммивояжера“. Это был триумф Миллера: спектакль выдержал 742 представления, получил три премии “Тони“ и Приз нью-йоркских театральных критиков. Миллер стал лауреатом Пулитцеровской премии. Режиссером спектакля был Элиа Казан. Через три года, в 1952 году, Казан раскрыл Комиссии по расследованию антиамериканской деятельности (House Un-American Activities Committee — печально известная комиссия сенатора Маккарти) имена друзей-коммунистов. Миллер разорвал с ним все отношения. Настали времена “охоты на ведьм“.

Миллер был внесен в “черный” список неблагонадежных деятелей культуры. Он оказался в хорошей компании. Неблагонадежными тогда были Чарли Чаплин, Бертольт Брехт, Леонард Бернстайн, Ирвин Шоу, Лилиан Хеллман, Джуди Холлидей, Дэшил Хэммет.

31 мая 1957 года Миллер был приговорен к штрафу в $500, тридцатидневному аресту, лишению загранпаспорта и запрету на профессию. Причина — отказ назвать комиссии Маккарти коммунистов из театральных кругов. 29 июня того же года состоялась его свадьба с Мэрилин Монро. Рискуя карьерой, актриса будет сопровождать Миллера на всех допросах.

8 августа 1958 года апелляционный суд отменил приговор. Выяснилось, что комиссия нарушила обещание не вынуждать Миллера свидетельствовать против других. Сменивший Маккарти сенатор Уолтер обещал Мэрилин Монро, что дело закроют, если она просто сфотографируется с ним для прессы. Вместо снимка Монро рассказала об этом предложении прессе.

Позорные времена американской истории Миллер описал в пьесе 1953 года “Суровое испытание“. В ней проводились параллели между процессом 1692 года над “салемскими ведьмами“ и деятельностью комиссии Маккарти. Работая над пьесой, Артур Миллер меньше всего думал об историчности персонажей. В аллегорической форме он представил нравы, царившие в Америке эпохи маккартизма и “охоты на ведьм”. (Сам термин “охота на ведьм” отсылает нас к процессу в Салеме.) Миллер показал, до каких пределов могут дойти поиски врагов, манипулирование общественным мнением и отсутствие независимого мышления. К несчастью, эти темы остаются актуальными и сегодня как в Америке, так и в России.

В 1996 году Миллер вернулся к “Суровому испытанию“ и сочинил на основе пьесы сценарий фильма. Режиссером картины выступил Николас Хитнер, продюсером — сын Миллера от первого брака Роберт, главную роль сыграл Дэниел Дей-Льюис — муж Ребекки, дочери от третьего брака Миллера.

Артур Миллер умер 10 февраля 2005 года. Ему было восемьдесят девять лет. Незадолго до смерти он объявил, что два года живет с тридцатичетырехлетней художницей Агнес Барли и намерен вскоре жениться на ней.

Один из персонажей пьесы Миллера сказал: “Всегда найдутся люди, готовые продать душу, чтобы устроить свою жизнь, и оправдывающие это тем, что поступили так ради своей семьи. Но это в большей степени вопрос их собственных чести и желаний“. К чести Артура Миллера, он никогда не продавал душу и никогда не поступался принципами.

Драматургия Миллера продолжает оставаться востребованной во всем мире, в том числе в Чикаго. Давайте вспомним некоторые из недавних чикагских постановок по пьесам Миллера. В сезоне 2015-16 годов TimeLine Theatre Company показал спектакль “Цена” (“The Price”, режиссер – член труппы театра Луис Конти) с патриархом актерского цеха Майком Нуссбаумом в главной роли. Спектакль был приурочен к столетию со дня рождения Миллера.

Redtwist Theatre отметил юбилей драматурга спектаклем “Случай в Виши” (“Incident at Vichy”, режиссер — Ян Франк). Яркая антифашистская пьеса Миллера, написанная в 1964 году, звучит актуально и сегодня.

Новый, девяносто второй сезон Goodman Theatre (сезон 2017-18 годов) открылся спектаклем “Вид с моста“ (“View from the Bridge“) по пьесе Миллера 1955 года. Постановка художественного руководителя амстердамского театра “Toneelgroep”, бельгийского режиссера Иво ван Хове (премьера в Чикаго). Спектакль о трагической истории любви, случившейся в итальянском квартале Бруклина в середине прошлого века, стал самым громким театральным событием последних лет. Премьера прошла в 2014 году в театре Young Vic (Лондон).

Одновременно с “Видом с моста“ в Steppenwolf Theatre с успехом прошел спектакль “Суровое испытание”. (Об этой пьесе — см.выше.)

В ближайших планах Court Theatre: семейная драма “Угадай, кто придет к обеду?“ (“Guess Who’s Coming to Dinner“) по пьесе Тодда Крайдлера (созданной на основе сценария Уильяма Роз) в постановке Марти Лайонса с Жаклин Уильямс в главной роли (15 марта — 15 апреля 2018 года); спектакль об известном американском юристе, члене Верховного суда США с 1986 по 2016 годы Антонине Скалиа “Олицетворение“ (“The Originalist“) по пьесе Джона Странда (премьера в Чикаго, 10 мая — 10 июня 2018 года).

Спектакль Court Theatre сезона 2014-15 годов “Ифигения в Авлиде“ (“Iphigenia in Aulis“) будет реконструирован в помещении Музея древнегреческого искусства Getty Villa в Калифорнии. Перевод на английский язык сделан основателем Court Theatre Николасом Рудаллом. Режиссер — Чарльз Ньюэлл. В спектакле заняты актеры, участвовавшие в премьерных показах в Чикаго.

“От мюзикла до биографической истории ведущего американского поэта, от трагедии Артура Миллера до сценической версии популярного фильма и политического портрета печально известной фигуры американской юриспруденции, — Court Theаtre приглашает всех на разнообразные по тематике спектакли сезона“, — говорит Чарльз Ньюэлл.

Nota bene! Спектакль “Все мои сыновья” идет с 11 января до 11 февраля 2018 года в помещении Court Theatre по адресу: 5535 South Ellis Avenue, Chicago, IL 60637. $44-$74. Билеты на этот и другие спектакли сезона 2017-18 годов — по телефону 773-753-4472 и на сайте www.courttheatre.org. Там же вы найдете информацию об истории создания и сегодняшнем дне театра. Для групп в десять человек и больше (Group Tickets) предусмотрены скидки.